Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
18 июня (05 июня старого
стиля)
…Вы только представьте: тот
огонь, который принес на землю Христос, уже две тысячи лет горит и не угасает!
Носителей его становится все меньше, и когда их останется совсем маленькая
кучка, тогда Господь придет во второй раз. Тогда эта земля уже будет не нужна,
она исчезнет, потому что она и создана только для того, чтобы быть пьедесталом
этого огня. Что толку в подсвечнике, если на нем не горят свечи? Что толку в
человеке, если в нем нет души? Это просто труп, поэтому его и закапывают.
Потому что как только из человека ушла душа, он тут же начинает разлагаться:
пройдет два-три дня — и вонь, невозможно жить, чума может начаться. Так и
человечество, из которого ушел Дух Божий, превращается в духовный труп, который
ни на что не нужен — его только закопать или сжечь. Поэтому Господь и говорит о
геенском огне. Вся земля создана только для одного: чтобы душа человеческая
горела, как свеча, а пламя направлялось к Богу.
Игоревская икона Божией Матери. Игоревская икона
Божией Матери, перед которой молился в последние минуты своей жизни святой
страстотерпец великий князь Киевский Игорь Ольгович (+ 19
сентября 1147), была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в
Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с
надписью о принадлежности святому Игорю.
Игоревская получила
своё название в честь князя киевского Игоря Ольговича (в крещении – Георгия),
жившего в первой половина 12-го века. Он правил Киевом лишь две недели, но пал
жертвой нелюбви бояр к роду Ольговичей, в результате чего на престоле оказался
Изяслав Мстиславич (внук Мономаха). По велению нового князя Игорь был заточён,
а после сослан в Феодоровский монастырь. Там бывший узник принял схиму и был
наречён Игнатием, после чего получил избавление от всех болезней, что приобрёл
будучи заключённым.
Князь продолжил жить в
монастыре, где днями и ночами непрестанно молился и оплакивал свои грехи. Но
буквально через год во время Божественной литургии на него напали
взбунтовавшиеся киевляне, излившие на инока ненависть к его уже почившему брату
Всеволоду. Толпа расправилась над Игорем Ольговичем и продолжала издевательства
даже после его смерти. Три года спустя (1150 г.) останки князя оказались в Чернигове. С
того момента, Игорь был причислен к лику святых, а икона, к которой он
обращался с молитвой во время нападения, была названа его именем.
Игоревская икона
Божией Матери относится к типу «Умиление». На ней Богомладенец изображён
припадающим левой щекой к лицу Богородицы, которая в данном случае
символизирует церковь. Мать и Сын соприкасаются не только нимбами, но и лицами,
поэтому образ в целом можно рассматривать как отображение связи между
божественным и человеческим, земным и небесным. В основных своих особенностях
Игоревская очень напоминает Владимирскую икону Божьей Матери. Разница состоит
лишь в том, что на первой взгляд Девы Марии молитвенно-созерцательный, а на
второй – пронзительный устремлённый вперед. Кроме того, на Игоревской не видна
левая рука Спасителя. http://obikonah.ru/igorevskaja-ikona-bozhiej-materi.html
… Когда мы видим добрых и
воспитанных детей, то невольно радуемся за их родителей и немножко им завидуем,
потому что наши детки часто не таковы. Одна прихожанка мне говорила: «Ну почему
у нее вот такие дети, а у меня такие? Почему у нее все в храм ходят, и сыновья
священники, и дочка замужем за священником, хотя она воспитала их одна, а у
меня и муж был, а вот мои дети и в храм не ходят, и не благочестивы, и ко мне
плохо относятся?» Не сумела воспитать. Это очень трудное дело, огромный подвиг.
Хорошо воспитать детей — это практически спасти свою душу, не только потому,
что Богу нужны благочестивые дети, а потому, что этот подвиг понуждает человека
наступать по всем фронтам и выигрывать битву за битвой, именно битву духовную,
за душу ребенка. И воспитание, конечно, прежде всего, зависит от благочестия
родителей.
Святой благоверный князь Игорь Ольгович (1147).
Перенесение мощей блаженного Игоря, великого князя Киевского (1150) Великий князь Киевский Игорь Ольгович, в
святом крещении Георгий, в 1146 году был разгромлен и взят в плен князем
Изяславом и заточен в одном из монастырей Переяславля Русского или Южного (ныне
Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира сего, тяжело больной, он стал
раскаиваться в своих грехах и просил разрешить ему постричься в монахи. 5
января 1147 г.
епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре
он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем
Игнатий и всецело предался иноческим подвигам.
Но дух
братоубийственной ненависти бушевал над Киевом. Черниговские князья, двоюродные
братья Игоря, замыслили заманить Изяслава Киевского в совместный поход - с тем,
чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к
Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть
на ни в чем неповинного князя-схимника. 19 сентября 1147 г. святой Игорь был
зверски убит.
Господь прославил
страдальца чудесами. По благословению митрополита Климента Смолятича, игумен
Феодоровского монастыря Анания совершил погребение страстотерпца в храме
Киевского Симоновского монастыря. 5 июня 1150 г., когда киевский стол был занят Юрием
Долгоруким, его союзник, князь Черниговский Святослав Ольгович, родной брат
убиенного Игоря, торжественно перенес святые мощи князя Игоря на родину, в
Чернигов, где они были положены в раку "с теремом" в кафедральном
Спасском соборе. Тогда же было установлено празднование памяти святого. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1234.htm
… Любовь заключается в
проявлении смирения перед тем, кого ты любишь. Очень легко это можно увидеть
в отношениях матери и дитя. Вот маленькое дитя, неразумное еще, грудной
ребенок, лежит, ему что-то неудобно, и он начинает плакать. А мать, хоть ей,
может быть, и спать хочется, и она устала, она же на него не бросается с
кулаками, не кричит: «Замолчи!» Потому что все равно бесполезно: ему восемь
месяцев, разве он понимает? Ему хоть по-русски, хоть по-английски говори, он не
понимает. И мать смиряется, она терпит, она бывает к нему снисходительна. Хотя
дитя ей доставляет массу неудобств, но, тем не менее, она его не уничижает, не
бранит, а старается укачать, старается его как-то умилостивить, ублаготворить,
чтобы он притих. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» — так и говорят.
Правда, здесь есть важный момент: мать любит дитя, потому что оно свое, оно кровное. Вот лежат десять младенцев — девять не моих, а один мой, — и все плачут. К какому у меня желание броситься к первому? К своему. Почему? Потому что мое. Вот все дети бегают по лужам, и мой внучок бегает по лужам. Я не бросаюсь ко всем детям, не пытаюсь их оттуда вытащить, а только своего. Почему? Потому что если другие простудятся, мне все равно, а мне главное свое спасти, потому что мое будет болеть, а раз мое будет болеть, я буду за него переживать. То есть на самом деле эта любовь не полная, она окрашена эгоизмом, поскольку это любовь к своему, любовь к себе. Моя кровь, поэтому люблю и ребенка, и внука, уже меньше люблю племянника, еще меньше люблю двоюродного племянника, а уж о внучатом племяннике могу и не вспоминать — за своего ребенка, за своего внука переживаю, за него сердце болит.
Но Господь хочет, чтобы мы достигли любви к любому ближнему, чтобы любовь наша не зависела от того, близок нам этот человек или далек, хороший он или плохой, любит он нас или, наоборот, он наш враг, замышляет о нас злое. Надо достичь такого состояния сердца, когда каждого человека, даже если он тебе делает злое, и ты знаешь об этом, и знаешь, что он такой-сякой и только тебе вредит, — все равно ты должен научиться его любить.
Правда, здесь есть важный момент: мать любит дитя, потому что оно свое, оно кровное. Вот лежат десять младенцев — девять не моих, а один мой, — и все плачут. К какому у меня желание броситься к первому? К своему. Почему? Потому что мое. Вот все дети бегают по лужам, и мой внучок бегает по лужам. Я не бросаюсь ко всем детям, не пытаюсь их оттуда вытащить, а только своего. Почему? Потому что если другие простудятся, мне все равно, а мне главное свое спасти, потому что мое будет болеть, а раз мое будет болеть, я буду за него переживать. То есть на самом деле эта любовь не полная, она окрашена эгоизмом, поскольку это любовь к своему, любовь к себе. Моя кровь, поэтому люблю и ребенка, и внука, уже меньше люблю племянника, еще меньше люблю двоюродного племянника, а уж о внучатом племяннике могу и не вспоминать — за своего ребенка, за своего внука переживаю, за него сердце болит.
Но Господь хочет, чтобы мы достигли любви к любому ближнему, чтобы любовь наша не зависела от того, близок нам этот человек или далек, хороший он или плохой, любит он нас или, наоборот, он наш враг, замышляет о нас злое. Надо достичь такого состояния сердца, когда каждого человека, даже если он тебе делает злое, и ты знаешь об этом, и знаешь, что он такой-сякой и только тебе вредит, — все равно ты должен научиться его любить.
Святитель Дорофей Тирский, епископ, священномученик
(ок 362) Священномученик
Дорофей в период гонений на христиан при императоре Диоклетиане
(284–305) был епископом города Тира Финикийского. По слову Евангелия (Мф. 10,
23), святитель удалился из Тира и скрылся от мучителей. В царствование святого Константина Великого
(306–337, память 21 мая) он вернулся в Тир, вновь занял епископский престол и
управлял паствой более 50 лет, обратив в христианство множество язычников.
Когда Юлиан Отступник (361–363) начал открыто преследовать христиан, святителю
Дорофею было уже более 100 лет. Он удалился из Тира в Мизийский город Уд (ныне
Варна). Там его схватили придворные императора. За отказ принести жертву идолам
святого старца стали жестоко истязать, и под пыткой он предал душу свою Господу
(+ около 362 года в возрасте 107 лет).
Священномученику
Дорофею некоторые приписывают составление "Синопсиса" – собрания
сказаний, а также житий святых пророков и апостолов. https://days.pravoslavie.ru/name/654.html
… Человек о смерти старается
не вспоминать. Смерть — это некая неприятность, несчастный, нелепый случай. Умер
кто-то — скорей закопать и забыть. Живут так, как будто с ними этого никогда не
произойдет. Но мы все-таки должны думать о том, что будет завтра. Вот мы умрем
— что мы после себя оставим, с чем пойдем туда? Одна раба Божия говорит:
«Только дурак не признает загробную жизнь». Я спрашиваю: «Что же ты тогда в
церковь не ходишь, не крестишься?» — «Да вот как-то...» А что «как-то»,
непонятно; даже не может найти определение, что мешает взяться, наконец, за
дело. Потому что это и есть в наше время настоящее, реальное дело — спасение
души своей. Разве наша душа не стоит того, чтобы этим всерьез заняться?
Занимаемся кто чем, всякими глупостями, в основном всякими разговорами.
Поговорить о Боге все любят, каждый перед другим тщеславится, хочет рассказать
другому, что он прочитал из полутора книжек, да еще с таким видом, как будто
сам уже все это прошел и познал. Но разговор о Боге — это еще не значит
духовная жизнь. Духовная жизнь — это пища сердца, потому что наша душа
находится в сердце. Вот о душе-то и надо больше всего думать. Некоторые
говорят: заботиться только о своей собственной душе — это эгоизм. А постоянно в
склоках пребывать — не эгоизм? А постоянно только о материальном печься, причем
о своем материальном, — не эгоизм? Вот это-то как раз и есть эгоизм. А когда
человек занимается спасением своей души, он это делает не для себя, а для Бога,
то есть для другого существа, более высшего. И когда человек спасает свою душу,
вокруг него спасаются тысячи, потому что от него идет свет Божий. Этот человек
является живой Церковью, он как храм, в нем живет Дух Святой — и вокруг все
начинает загораться... И так это идет, идет и уже дошло до наших дней.
…Нам нужно постоянно, постоянно трудиться; день и ночь, день и ночь заниматься своей душой. Тогда и результат будет: мы познаем Бога, мы узнаем, что такое Царствие Небесное. У нас в душе будет такая радость, у нас будет такая вера, у нас будет такая ясность в голове. Мы всегда будем знать, что нам делать; у нас не будет никакой путаницы, потому что мы будем знать путь. И если даже не сможем далеко по этому пути пройти, то сможем осветить его хотя бы на два-три шага вперед, на сколько хватит света в нашей душе.
А почему мы живем в темноте, в полной дезориентации и не знаем, как нам быть? Потому что свет только один — Христос. Он сказал: «Я свет миру». Другого света нет, все остальное в мире, что не Христос, — это ложь, это обман, фикция. Даже сатана, чтобы привлечь человека, вынужден рядиться в добро, потому что только добро есть свет. Поэтому он принимает такие обольстительные формы, которые лишь на вид хороши. Специально так делает, чтобы человека привлечь, а на самом деле в этом никакой красоты нет, а есть один сплошной обман.
Нам нужно стремиться к истинной красоте, которая заключается только во Христе. Все, что как-то связано со Христом, то и есть красота, потому что в этом жизнь. Что имело хоть какое-то касание ко Христу, то и живет. В чем только есть искра Божия, то вечно. А в чем нет искры Божией, то умирает, это все никому не нужно, все это серость, пошлость, дьявольщина. Дьявол ничего не может создать. Сколько ни тужится, он может только вот эту серую пошлость создать, только исказить все настоящее, он может только подражать, как обезьяна. И человека, чтобы ему на эту обезьянью приманку попасться, нужно сперва превратить в обезьяну — тогда он будет творить свои обезьяньи дела. Но если мы хотим быть христианами, мы не должны быть обезьянами, мы должны быть ангелами, мы должны жить ангельской жизнью.
…Нам нужно постоянно, постоянно трудиться; день и ночь, день и ночь заниматься своей душой. Тогда и результат будет: мы познаем Бога, мы узнаем, что такое Царствие Небесное. У нас в душе будет такая радость, у нас будет такая вера, у нас будет такая ясность в голове. Мы всегда будем знать, что нам делать; у нас не будет никакой путаницы, потому что мы будем знать путь. И если даже не сможем далеко по этому пути пройти, то сможем осветить его хотя бы на два-три шага вперед, на сколько хватит света в нашей душе.
А почему мы живем в темноте, в полной дезориентации и не знаем, как нам быть? Потому что свет только один — Христос. Он сказал: «Я свет миру». Другого света нет, все остальное в мире, что не Христос, — это ложь, это обман, фикция. Даже сатана, чтобы привлечь человека, вынужден рядиться в добро, потому что только добро есть свет. Поэтому он принимает такие обольстительные формы, которые лишь на вид хороши. Специально так делает, чтобы человека привлечь, а на самом деле в этом никакой красоты нет, а есть один сплошной обман.
Нам нужно стремиться к истинной красоте, которая заключается только во Христе. Все, что как-то связано со Христом, то и есть красота, потому что в этом жизнь. Что имело хоть какое-то касание ко Христу, то и живет. В чем только есть искра Божия, то вечно. А в чем нет искры Божией, то умирает, это все никому не нужно, все это серость, пошлость, дьявольщина. Дьявол ничего не может создать. Сколько ни тужится, он может только вот эту серую пошлость создать, только исказить все настоящее, он может только подражать, как обезьяна. И человека, чтобы ему на эту обезьянью приманку попасться, нужно сперва превратить в обезьяну — тогда он будет творить свои обезьяньи дела. Но если мы хотим быть христианами, мы не должны быть обезьянами, мы должны быть ангелами, мы должны жить ангельской жизнью.
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год:
Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера
Правдина – Нижний Новгород.:
Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01
Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий