Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
07 июня (25 мая старого
стиля)
…Если сердце отойдет от
греха, тогда ум будет уже работать на сердце. А если человек склонен ко греху,
ум будет грех оправдывать, потому что способен оправдать любое зло. Как же
можно из сердца вырвать эту боль, эту муку, это зло? Двумя путями: либо зло
сорвать, либо зло победить. Вот он тебя злит, дай ему как следует — и на душе
полегчает; или, наоборот, прости его — и тоже на душе полегчает. Ударить,
конечно, легче, простить гораздо тяжелей. Чтобы простить, нужно благородство
души, а чтобы ударить — всего лишь хамство и мстительность.
…Поэтому нам нужно постоянно
читать Евангелие, чтобы мы возлюбили правду, красоту, чистоту, чтоб образ
Христа вошел в нашу душу, чтобы Он нас покорил, чтобы мы всю жизнь свою отдали
Ему и служили бы Ему во всем. Вот тогда мы узнаем, что иго — заповеди Христовы
— благо и на самом деле их совсем не тяжело исполнять.
Икона Иоанн Предтеча. Конец 60-х - начало 70-х годов XVI
века. Ярославль. Иконы с изображением Иоанна Предтечи получили особенно широкое
распространение на Руси в период царствования Ивана IV Грозного. Этот образ,
возможно, был написан в связи с посещением царем Иваном IV Ярославля в 1571
году. Особенностью иконы является процветший крест в левой руке Иоанна
Предтечи. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя
Господня Иоанна (ок.850) Третье
обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой
святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи
была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена
(около 810 - 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была
скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847
- 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава
святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который
послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном
патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в
Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы
находится на Афоне. https://days.pravoslavie.ru/Images/im12.htm
… Господь сказал: «Сын
Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Потому что вера — это не есть
какое-то умозаключение. Мне в воскресной школе рассказали, я уши развесил и
поверил. Нет, вера — это делание. Покажи мне дела от твоей веры. К чему вера
твоя понуждает тебя? Чем твоя жизнь отличается от жизни Неверов? Чем? В чем?
Ни в чем. А ведь вера — это есть движущая сила, такая могучая, что может
двигать горами. «Если вы будете иметь
веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она
перейдет». Вот что такое вера.
Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
и Таврический (1857) …В
последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое
живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени
благотворное влияние на воинов.
Величие духа Святителя
Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, в
которых свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую
скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск,
ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем
страждущих.
В коронацию Императора
Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.
Усиленные труды и
тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в
Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в
Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной
Троицы.
Канонизован Русской
Православной Церковью в 1997 году. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4817.htm
… Каждый день, как только мы
просыпаемся или ложимся в постель, нужно вспомнить о смерти, что она очень
скоро. Оставим всю суету, подумаем, как мы живем. Не надо давать дьяволу, чтобы
он нас закрутил. Нужно, чтобы все время наша голова была в работе, чтобы наш ум
все время взывал к Богу, чтобы наше сердце все время молило о пощаде. У каждого
из нас столько грехов, что на двести человек хватит, чтобы их в геенну огненную
свести. Некоторые спрашивают: как грех отмолить? Да хоть лоб расшиби, уже
компенсировать ничем нельзя. Мы сотворили в жизни столько зла, что, сколько бы
ни сделали добра, все равно это будет мало, никак не уравновесить эту чашу
весов. Поэтому остается нам надеяться только на одно: на прощение. Наш Отец
Небесный милосердней самой любящей матери. И если мы будем у Него прощение
просить, Он нас простит.
Преподобномученик Таврион Толоконцев
(1939) 23 декабря 1920 года на
Валаамском подворье в Москве послушник Матфей был пострижен в монашество и
наречен Таврионом. После закрытия в 1925 году подворья он обосновался при
церкви в честь Ржевской иконы Божией Матери, исполняя послушание певчего. 7
октября 1930 года в квартире, где жили монахи, был произведен обыск, изъяты все
монастырские средства, а братия, и среди них монах Таврион, арестована и
заключена в Бутырскую тюрьму. Сотрудник ОГПУ, учитывая, вероятно, что монах
Таврион из крестьян и не имеет священного сана, спросил его, чем он собирается заниматься
дальше. «Пока существует Церковь – буду служить ей», – ответил тот… 10 декабря
1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в
исправительно‐трудовом лагере. 12 марта 1939 года он был отправлен в тюрьму в
город Грязовец, а 4 апреля того же года в Новоезерскую исправительно‐трудовую
колонию, распологавшуюся в зданиях разоренного Новоезерского монастыря. Монах
Таврион (Толоконцев) скончался в Новоезерской исправительно‐трудовой колонии 7
июня 1939 года и был погребен в безвестной могиле. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prmch-tavriona-tolokonceva-1939.html
… Во всех святых, которых мы
чтим, сияла красота и чистота небесной жизни, образ Божий. И цель нашей жизни в
Церкви — воссоздание этого образа, победа над злом в себе; нам должно не только
научиться хорошим манерам, а полностью изменить свою падшую природу. И каждый,
кто захочет, каждый, кто потрудится, может этого достичь. Взамен он получит
ненависть от мира, его будет окружать зависть. Представим себе: непьющий
человек в пьющей компании. Сколько ему придется выдержать, чтобы не выпить с
ними! Или двенадцатилетнему мальчику, который поиграл с ребятами в футбол, а
потом друзья пошли за дом курить — сколько ему стоит труда, чтобы удержаться от
сигареты, когда все курят! Когда все вокруг ругаются, как трудно удержаться,
как трудно идти против всеобщего зла, как трудно оставаться человеком, я уж не
говорю святым! Святым быть вообще очень трудно, потому что все зло мира против
тебя: ты что, умнее всех? что ты выделяешься? да, мы плохие, а ты что, святой?
И это будет постоянно, но с помощью Божией можно все преодолеть. Поэтому
Господь говорит: «В мире скорбны будете, но мужайтесь, Я победил мир». Потому
что только так, только светом, добром, правдой, красотой можно этот мир
греховный победить, преодолев в себе зло.
Раз мы пришли в храм, значит, сердце наше склоняется ко Христу, значит, у нас есть к Нему хоть малая любовь. Мы читаем Священное Писание, и что-то в нашем сердце пробуждается — значит, у нас сердце еще живо, оно откликается на слова Господни. Но в то же время мы видим, как действует в нас грех: мы любим и злобу срывать, и принимаем нечистые помыслы; мы с удовольствием кого-то осуждаем или ругаем; мы видим, как трудно нам прощать, как трудно не завидовать. В нас живет два человека: один стремится к добру, к свету, а другой нас тянет назад; внутри нас постоянно происходит выбор. И Господь ждет, когда мы возлюбим Его и возненавидим грех. И если мы склонимся к добру, если мы возненавидим зло, если мы возненавидим себя, свою греховность, то в нас произойдет чудо, мы изменимся.
Но эта работа не в уме совершается. Ни один на свете пьяница не скажет, что пить — это хорошо; ни один на свете матерщинник не скажет, что ругаться — это хорошо; ни один на свете вор не скажет, что воровать — это хорошо. Он будет говорить, что вынужден, что другие тоже воруют и прочее, но, если человек не повредился в уме, он никогда не скажет, что зло — это есть добро. Каждый грешник умом понимает, что совершает грех: грех и детей убивать, грех мужьям и женам изменять, грех и зло желать, — но все равно человек это делает, потому что сердце его, погрязшее в грехе, имеет склонность, вкус ко злу. Человеку нравится делать зло, он порочен по своей теперешней сути. И пока сердце его не отвернется от зла, не произойдет чуда преображения. А чтобы отвернуться от зла, сердце должно повернуться к Богу, как цветок к солнцу, потому что Бог есть источник добра.
Господь говорит: надо возненавидеть всю свою жизнь, надо погубить свою душу ради Меня и Евангелия. Почему праведных так мало, а грешников много? Потому что грешить гораздо проще: тебе дали — ты дал, тебя обозвали — ты обозвал, у тебя украли — ты у другого еще больше украл... Гораздо трудней, если тебя обокрали, а ты взял и простил. Это же нужно подвиг совершить, а на это способен только человек, который повернут к Богу, для которого заповеди Божий — большая драгоценность, чем тряпки, деньги и прочее.
Поэтому всегда истинно верующих людей было очень мало. И Господь говорит: «Не бойся, малое стадо», потому что духовная жизнь очень трудна, она требует от человека свойств Христовых. Христианином может быть только человек благородный, возвышенный, духовный.
Раз мы пришли в храм, значит, сердце наше склоняется ко Христу, значит, у нас есть к Нему хоть малая любовь. Мы читаем Священное Писание, и что-то в нашем сердце пробуждается — значит, у нас сердце еще живо, оно откликается на слова Господни. Но в то же время мы видим, как действует в нас грех: мы любим и злобу срывать, и принимаем нечистые помыслы; мы с удовольствием кого-то осуждаем или ругаем; мы видим, как трудно нам прощать, как трудно не завидовать. В нас живет два человека: один стремится к добру, к свету, а другой нас тянет назад; внутри нас постоянно происходит выбор. И Господь ждет, когда мы возлюбим Его и возненавидим грех. И если мы склонимся к добру, если мы возненавидим зло, если мы возненавидим себя, свою греховность, то в нас произойдет чудо, мы изменимся.
Но эта работа не в уме совершается. Ни один на свете пьяница не скажет, что пить — это хорошо; ни один на свете матерщинник не скажет, что ругаться — это хорошо; ни один на свете вор не скажет, что воровать — это хорошо. Он будет говорить, что вынужден, что другие тоже воруют и прочее, но, если человек не повредился в уме, он никогда не скажет, что зло — это есть добро. Каждый грешник умом понимает, что совершает грех: грех и детей убивать, грех мужьям и женам изменять, грех и зло желать, — но все равно человек это делает, потому что сердце его, погрязшее в грехе, имеет склонность, вкус ко злу. Человеку нравится делать зло, он порочен по своей теперешней сути. И пока сердце его не отвернется от зла, не произойдет чуда преображения. А чтобы отвернуться от зла, сердце должно повернуться к Богу, как цветок к солнцу, потому что Бог есть источник добра.
Господь говорит: надо возненавидеть всю свою жизнь, надо погубить свою душу ради Меня и Евангелия. Почему праведных так мало, а грешников много? Потому что грешить гораздо проще: тебе дали — ты дал, тебя обозвали — ты обозвал, у тебя украли — ты у другого еще больше украл... Гораздо трудней, если тебя обокрали, а ты взял и простил. Это же нужно подвиг совершить, а на это способен только человек, который повернут к Богу, для которого заповеди Божий — большая драгоценность, чем тряпки, деньги и прочее.
Поэтому всегда истинно верующих людей было очень мало. И Господь говорит: «Не бойся, малое стадо», потому что духовная жизнь очень трудна, она требует от человека свойств Христовых. Христианином может быть только человек благородный, возвышенный, духовный.
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год:
Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01
Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий