Могутин Юрий
ПРОТАЯЛИ ПРОТАЛИНКИ...
Протаяли проталинки,
Проклюнулись подснежники,
И из любой завалинки
Пробилась травка нежная.
Простились мы с морозами.
Осталось ждать немножко,
Когда лесок берёзовый
Захлопает в ладошки.
ПРОТАЯЛИ ПРОТАЛИНКИ...
Протаяли проталинки,
Проклюнулись подснежники,
И из любой завалинки
Пробилась травка нежная.
Простились мы с морозами.
Осталось ждать немножко,
Когда лесок берёзовый
Захлопает в ладошки.
Не сразу, но образ весенней
среднерусской природы в ее нежной чуть зеленеющей прелести, в ее поэзии
возрождения новой жизни, постепенно занимал свое место в российской живописи. И
первооткрывателем национального образа Весны стал художник Алексей Гаврилович
Венецианов.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847
гг.)
Его удивительная картина «На пашне. Весна» в деталях
Его удивительная картина «На пашне. Весна» в деталях
Венецианов А.Г. На пашне. Весна. 1820-е.
51,2 х 65,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Наконец пришла весна
в Сафонково. Долго она в этом году умывалась дождями, долго не приказывала
тучам освободить красно солнышко. Но дожди прошли, небо очистилось, солнце
засияло.
Первые, кто
приветствовал приход весны, были деревенские женщины. Девушки и молодухи надели
праздничные наряды и завели хоровод на лугу, что за речкой Ворожбой.
Венецианов тоже туда
поспешил. Чтобы не смущать девушек, он устроился в сторонке, под деревом.
Отсюда ему хорошо видно все. Какой простор! Поля, еще пустые, уходят в
нескончаемую даль, а прозрачное бледно-голубое небо еще больше углубляет
пространственные дали.
Отчего же в это
царство света и радости входит темным облачком заунывная песня?
Ах ты, ель моя,
елочка,
Золотая моя макушечка,
Покачнися ты
туды-сюды,
Туды-сюды — на все
стороны!
Молодая ты невестушка,
Оглянися ты туды-сюды,
Туды-сюды — на все
стороны:
Вся ли тут твоя
родина?..
… запел
высокий женский голос. Он пел о печальной доле, о жажде воли и счастья. Был
этот голос одинок и тревожен. А потом к нему присоединился другой — мужской,
сильный, непокорный. И вот они обнялись, слились воедино, эти два голоса, и
долго, долго не умолкали над спящим Сафонковым.
И Венецианов
подчиняется властному призыву. Он выходит из дому. Он стоит среди поля очарованный.
Именно такой она, Весна, являлась ему не раз в воображении. Сарафан на ней
розовый из простой ткани, но и в этом сарафане она царственно 'прекрасна. И она
не идет по свежевспаханной борозде, а как бы плывет над нею по воздуху...
Венецианов приближается
к прекрасному видению и счастливо смеется. Как же он сразу не узнал молодую
красавицу, которая вчера запевала песни в хороводе, а потом ее голос так долго
звенел над Сафонковым! Да, да, это она, подобная Весне-царевне, вышла ранним
утром боронить свежевспаханное поле, и такой он изобразит ее — Весну русских
полей...» (Вагнер Л. Сафонковская
мозаика: к 200-летию со дня рождения А.Г. Венецианова./ Л. Вагнер.// Юность . -
1980. - № 2. - с.80-83)
«Натура в ее изящном виде»
Сюжет картины «Весна»
Венецианова А.Г. незатейлив. Молодая крестьянка боронит пашню. Однако этот
сюжет не составляет главного содержания картины. За ним светятся более глубокие
смыслы, к постижению которых подталкивает зрителя Венецианов. Собственно, и сам
художник, начиная эту работу, по-видимому, не знал, что именно хочет он
сказать. Вглядываясь в нее, мы живо ощущаем трепет, овладевавший автором, когда
он «прикасался» к тому, к чему не имел в виду прикасаться. Дотрагивался и
застывал в смущении перед торжественным таинством природы.
Каковы же особенности в
пейзаже на этой картине Венецианова?
"Уходчивость к горизонту"
Венецианов всегда горько
сетовал на то, что современные живописцы не умеют писать облака. Сам он за
«облачными штудиями» проводил очень много времени, более всего, стремясь в
изображении облаков достичь «естественного хода уходчивости к горизонту».
«Венецианов -
признанный мастер пейзажа. Он мог следить за изменением цвета на воздухе, умел
передать на полотне воздух, светотени. Его пейзаж трогает обаянием
бесхитростной любви к отчему краю. Милая сердцу художника среднерусская
сторона: неяркое, голубовато-белеющее небо с легким облачком; избы, пруд или
река, деревца, за ними дальний простор, ширь полей. Единственные люди
властвовали на этом просторе – крестьяне». «Молодая крестьянка, ведущая лошадей
("На пашне. Весна"), одета празднично, не по-рабочему: она хозяйка
этой пашни, этого ясного неба, своей земли... Гармония труда и пейзажа.
Впечатление приволья. В картине соединились и реальность, и мечта художника» (Виктор Сергеевич Липатов. Из его книги
«Краски времени»)
Небо и земля
Художник сильно занижает
горизонт, чтобы придать торжественность звучанию картины. До него этим приемом
в русской светской живописи не пользовался никто. Применялся он лишь в
иконописи.
«На пашне» — едва ли
не лучшая из картин Венецианова — особенно убеждает в том, каким подлинным
поэтом в живописи был Венецианов, когда он не пытался заимствовать условные
поэтические атрибуты из совершенно чуждого ему мира классики, а находил поэзию в близкой ему
обычной жизни.
Пейзаж этой картины
позволяет говорить о Венецианове как о предтече великих пейзажистов,
прославивших русскую природу: Саврасова, Левитана. С трудом верится, что в
эпоху процветания условно-романтического пейзажа школы М. Воробьева был создан
этот глубоко лирический, далекий от всякого стремления к эффектности гимн
русской весне. Широкое свежевспаханное поле, два-три тонких деревца, которые
«как будто пухом зеленеют». Краски легки и воздушны; здесь легко дышится, как
бывает только весной. Во всем передано ощущение этой весенней легкости — и в
облаках, улетающих ввысь, и в фигуре женщины, идущей плавно, едва касаясь
земли. Женщина эта не совсем обычная: она ростом гораздо выше своих лошадей,
ведет их без малейшего усилия, движения ее подчеркнуто ритмичны и музыкальны.
Ее можно воспринять как олицетворение весны или, может быть, самой
венециановской музы. Какие-то отзвуки классицистического понимания красоты есть
еще в этой фигуре. Но этот полуфантастический, опоэтизированный образ так
хорошо гармонирует со всем реальным окружением, так органически с ним
сливается, «вписывается» в пейзаж, что иного мы себе и не мыслим, мы не ощущаем
в нем ни малейшей фальши» (Дмитриева Н.
Алексей Гаврилович Венецианов// Алпатов М.В. Искусство: Книга для чтения. Живопись.
Скульптура. Графика. Архитектура./ Составители М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев,
М.Г. Неклюдова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969. - с.380-385)
Юные деревья
Тонкие, покрытые молодой
листвой деревца вносят трогательную ноту в композицию. Заметим, что до
Венецианова национального пейзажа в русской живописи не существовало.
Тут почти нет
этнографического быта, тут всё — бытие. Отсюда — и ощущение вневременной
«застылости» образа, его вечности. Но та тайна, которую дерзнул написать
художник, помещена в совершенно реалистический контекст — контекст
просыпающейся от зимнего сна русской природы. Венецианов опередил свое время —
следующим, кто совершит нечто подобное, станет Алексей Саврасов.
Венецианов без устали говорил
своим ученикам: «Ничто так не опасно, как поправка натуры; тот, кто рано начал
исправлять натуру, никогда не достигнет высшей степени художеств».
Это «поучение» как будто
противоречит собственной венециановской картине (речь идет, разумеется, о его
«Весне»). В самом деле, даже на очень поверхностный и непридирчивый взгляд,
здесь можно обнаружить множество «поправок натуры». Например, очень часто
корили Венецианова за то, что он изобразил крестьянку, идущую за лошадьми, в
каком-то странном наряде. Больше всего возмущало критиков, что этот наряд
именно «наряден», тогда как им хотелось видеть «настоящую бабу в затрапезе».
Однако Венецианов здесь не столь неточен, как кажется.
Поступь Весны
…Послушны кони с
бороною,
Их так умеючи ведёт
Крестьянка в вышитом наряде,
Босою поступью вперед.
И всё величие природы
Негласно меркнет перед ней.
В ней много сил, терпенья, воли,
Как у хозяйки всех полей… (Аня Приходько)
Их так умеючи ведёт
Крестьянка в вышитом наряде,
Босою поступью вперед.
И всё величие природы
Негласно меркнет перед ней.
В ней много сил, терпенья, воли,
Как у хозяйки всех полей… (Аня Приходько)
Первый день пахоты считался
на селе праздником, и поэтому крестьяне надевали свое лучшее платье.
Да, художник изображает свою
крестьянку нарядной и легко весной, парящей над землей, ступающей босыми
нежными ногами по пышной пашне, как будто по воздуху. Да, дитя ее сидит без
портков на голой весенней земле, забавляясь васильковыми венками. И лошади,
впряженные в борону, более похожи на крылатых Пегасов, нежели на заморенных на
зимних хлебах крестьянских кляч. Но вглядитесь, толстокожие, жестоковыйные
люди! Ведь это все совсем «не о том». По пашне шествует не женщина — богиня. Не
Акулька и не Парашка — Весна.
Героиня Венецианова отчасти
похожа на эфемерных женщин с полотен Боттичелли, отчасти — на святую со старой
иконы. В иконописи, между прочим, также было принято изображать святых не
идущими, а как бы «скользящими» по земле.
…Сидит малыш в рубахе
белой,
Спокойно ценит женский труд.
Он подрастёт еще немного,
Ему коней вести дадут.
Земля сыра, свободно дышит.
Подарит славный урожай.
Пока жена-крестьянка пашет,
Не обеднеет Русский край! (Аня Приходько)
Спокойно ценит женский труд.
Он подрастёт еще немного,
Ему коней вести дадут.
Земля сыра, свободно дышит.
Подарит славный урожай.
Пока жена-крестьянка пашет,
Не обеднеет Русский край! (Аня Приходько)
Взгляд красавицы-крестьянки
обращен к ребенку, сидящему на земле. И каким «необманным счастьем», каким
доверием исполнен этот взгляд! Доверием к будущему, к матери-земле, на которую
бестрепетно посадила крестьянка своего первенца, одетого в одну лишь рубашонку.
Упрекали художника и в
«сезонных несообразностях», удивляясь тому, что маленького мальчика он сажает
на холодную землю в одной рубашонке, а вокруг него «раскладывает» венки из
васильков, отроду не цветших весной. В позднейшее время к этому списку
прибавились и претензии общественно-политического свойства: зачем, дескать,
мастер поэтизирует подневольный труд, когда прямой его обязанностью было
показать все тяготы крепостного состояния.
И так далее, и тому подобное.
Но все приведенные выше «лыки в строку» не имеют, по большому счету, никакого
отношения к полотну Венецианова, поскольку лежат в совершенно иной плоскости.
…Земля сыра, свободно
дышит.
Подарит славный урожай.
Пока жена-крестьянка пашет,
Не обеднеет Русский край! (Аня Приходько)
Подарит славный урожай.
Пока жена-крестьянка пашет,
Не обеднеет Русский край! (Аня Приходько)
Вдалеке автор изображает еще
одну крестьянку, и при этом создается странный эффект: умом мы понимаем, что
это совершенно другая женщина, а вовсе не главная героиня нашего полотна, что она
просто боронит свой участок поля, но все равно мнится, будто это все одна и та
же богиня Весна, «парящая» над полем.
Эта картина входит в цикл,
созданный Венециановым в середине 1820-х годов. Помимо «Весны», в него обычно
включают полотна «Сенокос» и «На жатве. Лето». Судя по всему, существовала и
картина «Пейзаж. Зима» (возможно, где-то она есть и сейчас, но где?). Все
исследователи сходятся на том, что «Весна» была написана раньше всех прочих
работ серии. На это указывают и стилистические признаки, и сама логика
крестьянской жизни, ибо весна — начало сельского трудового года.
Исаковский М.В.
***
Растаял снег, луга зазеленели,
Телеги вновь грохочут по мосту,
И воробьи от солнца опьянели,
И яблони качаются в цвету.
По всем дворам - где надо и не надо -
С утра идет веселый перестук,
И на лужайке принимает стадо
Еще зимою нанятый пастух.
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!..
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
***
Растаял снег, луга зазеленели,
Телеги вновь грохочут по мосту,
И воробьи от солнца опьянели,
И яблони качаются в цвету.
По всем дворам - где надо и не надо -
С утра идет веселый перестук,
И на лужайке принимает стадо
Еще зимою нанятый пастух.
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!..
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
Источники:
Панфилов Александр. Венецианов. Вып. 33: Альбом «50
художников. Шедевры русской живописи». – М.: издательство DeAGOSTINI, 2011. – 30 с.
https://www.stihi.ru/2014/07/18/7923
Стихи.ру. К картине А. Г. Венецианова На пашне. Весна Аня Приходько
Комментариев нет:
Отправить комментарий