Вокруг святого отца Иоанна Кронштадтского,
воплотившего в своей жизни, в своей личности христианский идеал святости,
собралось и собирается множество православных людей, взыскующих верного и
умудренного пастыря, руководителя, помогающего идти к Богу и наследовать
Царствие Небесное и подающего пример жизни во Христе. Его доходящая до Бога
пламенная молитва, проникновенное слово, несомневающаяся вера сердца, явленная
в делах благотворительности и милосердия, - самые характерные черты личности и
служения прославленного пастыря.
И сегодня христиане назидаются, вдохновляются и утешаются трудами святого праведного Иоанна Кронштадтского, в которых, несомненно, ощутим огонь его веры и ревности во Христе.
И сегодня христиане назидаются, вдохновляются и утешаются трудами святого праведного Иоанна Кронштадтского, в которых, несомненно, ощутим огонь его веры и ревности во Христе.
ГЛАГОЛЫ НЕБЕСНЫЕ...
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
***
Молясь Богу, нужно стяжать
такую твердую, непоколебимую веру, чтобы сомнение в чем-либо было делом
трудным, даже невозможным, а для этого иметь в сердце как бы начертанными
слова: все возможно Богу (Мк. 10: 27). Нужно еще иметь живую уверенность, что
Господь все исполняет, — что существо Его есть Любовь и Благость; что Его дело
и как бы существо: творить, давать, миловать, ущедрять, исполнять наши
прошения. И все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и
будет вам (Мк. 11: 24).
Еще надо крепко внимать своему сердцу, чтобы оно не
лгало, чтобы каждое слово выходило из глубины его, как сказано: из глубины
воззвах к тебе, Господи (Пс. 129: 1)! То есть надо крайне заботиться об истине
молитвы, о той искренности, которая делает своими все слова молитвы,
составленные другим, почитает истинным каждое слово молитвы.
***
Как святые видят нас и наши
нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и
— соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую
песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в
отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем
бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении
солнцем всего мира. Так и душа святая, соединяясь с Богом, как с духовным
солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю
вселенную, всех людей и нужды молящихся.
***
Братья! какая цель нашей
жизни на земле? Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и
после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных
дарований, преподаваемых в Таинствах, нам опочить по смерти в Боге — Покое
нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: «Упокой, Господи, душу раба
Твоего». Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том Бога. Не
безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»
(Мф. 11: 28), — говорит Господь. Вот покойники наши, христианскою кончиною
уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются. Чего же скорбеть?
***
Если хочешь молитвою
испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к
несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и
неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не
устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся,
потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! «Все, — сказал Господь, — чего ни попросите
в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22), — и, значит, если воспросите
неверующе или с сомнением, не приимете. Если будете иметь веру, и не
усомнитесь, — еще говорит Он, — то и горы можете переставлять (см.: Мф. 21:
21).
Значит, если усомнитесь и не поверите, то не сделаете этого. Да проси (каждый человек) с верою, нимало не сомневаясь, — говорит апостол Иаков... да не думает такой человек получитъ что-нибудь от Господа. - Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1: 6 - 8). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз.
Значит, если усомнитесь и не поверите, то не сделаете этого. Да проси (каждый человек) с верою, нимало не сомневаясь, — говорит апостол Иаков... да не думает такой человек получитъ что-нибудь от Господа. - Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1: 6 - 8). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз.
***
Сомнение — хула на Бога,
дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа Истины. Бойся
его, как ядовитой змеи, или нет, — что я говорю, — пренебрегай им, не обращай
на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает
утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: Веруете ли,
что Я могу это сделать? (Мф. 9: 28). Да, ты должен из глубины сердца ответить:
«Верую, Господи!» (Мф. 9: 28). И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или
неверию да поможет следующее рассуждение. Я прошу у Бога:
1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее — от Бога получило бытие, потому что без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1: 3), — и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, — и во всем сущем и бывающем Господь — полновластный Владыка. Кроме того, Он называет несуществующее, как существующее (Рим. 4: 17); значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его.
2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное — возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины. Вера - средство сообщения духа с духом, а рассудок духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та — дух, а этот - плоть.
1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее — от Бога получило бытие, потому что без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1: 3), — и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, — и во всем сущем и бывающем Господь — полновластный Владыка. Кроме того, Он называет несуществующее, как существующее (Рим. 4: 17); значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его.
2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное — возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины. Вера - средство сообщения духа с духом, а рассудок духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та — дух, а этот - плоть.
***
Имея Христа в сердце, бойся,
как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного; горько начинать снова,
усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многим будут стоить
горьких слез. Держись всеми силами за Христа, приобретай Его и не теряй святого
дерзновения пред Ним.
***
Ни при каком деле, домашнем и
служебном, не забывайте, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и
Крест Его; поэтому не премините взывать к Господу пред начатием дела: «Иисусе,
помоги мне! Иисусе, просвети меня!» Таким образом будет поддерживаться и
возгреваться в сердце вашем живая вера и надежда ваша на Христа, ибо Его сила и
слава во веки веков.
***
Святая Церковь всех нас
собирает и, так сказать, концентрирует около одной общей живоначальной и
животворящей Главы — Господа нашего Иисуса Христа, нашего Искупителя и
Спасителя; все мы одно таинственное духовное тело и взаимно члены друг другу.
Святой Предтеча, апостолы и все святые - все близки друг к другу, если по вере
и благочестиво живем. Святые молятся за нас, а мы их усердно призываем и так
все спасаемся. Какое величественное, светлое, спасительное, вечное здание —
святая Церковь! Счастливы мы, что мы родились и живем в ней, и получаем от нее
бесчисленные благодатные дары, по милости Господа нашего Иисуса Христа, по
благоволению Бога Отца и благодати Духа Святого. Спасайтесь же все, когда столь
удобно спасение.
***
При молитве нашей к Богу,
Пречистой Богородице, Ангелам и святым человекам они предполагаются
предстоящими нам и внимающими нам, как это обыкновенно бывает при беседе двух
или нескольких лиц, лицом к лицу стоящих друг к другу. И это действительно так
и есть. Лицо Господне всегда пред нами; равно и Владычица с Ангелами и святыми
в Господе Боге всегда лицом к лицу с нами, только бы сердца наши были обращены
к ним. Владычица, все Ангелы и святые человеки, как в одном доме, одна семья:
Владычица — как Матерь всех, святые Ангелы и человеки — как старшие и младшие
братья наши. Как в семействе доброго отца все дети всегда с ним, все друг друга
любят, и друг о друге заботятся, так и у Отца Небесного Ангелы и человеки
всегда пред Его Лицом, друг друга любят, и друг о друге заботятся, сильные — о
немощных, совершенные — о несовершенных.
Источник: Небесные глаголы: По творениям святого
праведного Иоанна Кронштадтского. – М.: Благовест, 2009. – 160 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий