Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
17 февраля (04 февраля
старого стиля)
Преподобный Исидор Пелусиотский (ок. 436-440). Родом
из Александрии. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская
библиотека. Рим Преподобный Исидор убедил преемника Феофила, святого Кирилла
Александрийского, вписать имя святого Иоанна Златоуста в церковные диптихи
как исповедника. По инициативе преподобного Исидора был созван III Вселенский
Собор в Ефесе (431), на котором было осуждено лжеучение Нестория о Лице Иисуса
Христа. Преподобный Исидор достиг глубокой старости и скончался около 436 года.
Церковный историк Евагрий (VI век) о преподобном Исидоре пишет, что "жизнь
его казалась всем жизнью ангельской на земле". Другой историк, Никифор
Каллист (XI в.), так восхваляет преподобного Исидора: "Он был живым и
одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного видения и как бы самым
высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного". https://days.pravoslavie.ru/Life/life382.htm
…Почему люди пьют? От желания
сердца испытывать радость, пусть искусственную, пусть временную, потому что
вино дает временную иллюзию радости. А почему именно в нашем народе так
распространено пьянство? Да потому что издревле русский народ приобщался к
радости Духа Святаго через Церковь, а когда эта радость была отнята, он стал
искать суррогата. Человек, когда он голоден и не может купить хлеба, будет
искать в помойке и питаться чем угодно, лишь бы голод утолить. Так же и здесь:
естественное инстинктивное желание радости принимает такие чудовищные,
извращенные формы, как пьянство, и губит душу.
Человеку, который упивается Духом Божиим, совсем не нужно пьянствовать, он
совершенно никакой потребности в этом не испытывает. А тот, кто не знает Бога
по существу, кто никогда не вкушал, «яко благ Господь», он и понятия об этой
радости не имеет, поэтому ему нужны, конечно, суррогаты. И ищет человек всяких
телесных удовольствий: поесть, попить, полежать, отдохнуть; или душевных: на
что-нибудь поглазеть, что-нибудь почитать, болтать бесконечно, чесать язык свой
и одновременно свою душу и тем услаждаться. Услаждается человек и тщеславием, и
созерцанием приятных вещей, которых в мире, слава Богу, еще много. И душа крохи
этой радости собирает, а хочется еще больше, еще больше, потому что никогда
человек не может удовлетвориться созерцанием прекрасной архитектуры. Никогда
человек не может удовлетвориться слушанием самой изысканной, возвышенной
музыки. Человек не может удовлетвориться общением с самым замечательным,
умнейшим собеседником. Человек не насыщается и телесной человеческой красотой.
И книгами довольно скоро пресыщается, а хочется все нового и нового.Почему так? Да потому, что человек все-таки призван к совершенно иному блаженству, к высшему. А высшее блаженство дает только общение с Богом. Поэтому Господь хотя и призывает к покаянию, призывает к очищению от грехов, к несению своего креста, призывает к страданию («Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», — говорит Он через апостола), хотя Господь призывает к терпению, и к послушанию, и к подвигу, все-таки цель Его пришествия на землю — дать совершенную радость Своим чадам, коими мы все с вами являемся. Не мучить нас Он пришел, и не судить, и не наказывать, и не обижать. Он пришел дать нам совершенную радость.
Благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович
Владимирский (1238). Князь Георгий был сыном Великого князя Всеволода -
Большое Гнездо. Он вступил во княжение во Владимире в 1212 году, никак не
догадываясь о трагической судьбе, которая его ждет, а вместе с ним — и всю
Русь. Прошло несколько лет, и началось страшное нашествие конницы Батыя. В 1237
году Великий князь Георгий попытался организовать сопротивление несметному
войску противника, и смело вышел навстречу со своей дружиной. В этой битве
погибли все, и сам князь — тоже. http://azbyka.ru/days/sv-georgij-jurij-vsevolodovich
… В мире сейчас живет больше
четырех миллиардов человек, и каждый может убедиться в том, что Христос есть
истина. Что делать, чтобы проверить, что Христос — это истина, причем такая
важная для человека, что Достоевский даже сказал: если вдруг узнаю, что Христос
не истина, я останусь со Христом. В чем же заключается эта истина? В спасении.
Она заключается в том, что человек, пришедший ко Христу, побеждает не только
смерть, но и жизнь: он перестает скорбеть, достигает блаженства. Мы, как
правило, не знаем, что такое блаженство, понятие о нем у нас обычно самое
пошлое: выпил, лежишь пьяный — и блаженствуешь; читаешь какую-то книгу, следишь
за мыслью писателя — и если стоящий писатель, то блаженствуешь; смотришь
какой-нибудь кинофильм — и тебе приятно, ты блаженствуешь.
Человек состоит из тела, души и духа. И если в нем превалирует жизнь телесная, то он плотской: стремится насладиться всячески телесно, поесть, попить, поспать, позагорать, покататься, — то есть живет жизнью собственного тела и радуется. Есть люди душевные, которые живут для своей души: почитать, музычку послушать, с хорошим человеком побеседовать, куда-то сходить, пообщаться — душа с душой общается и радуется. И третья, самая маленькая категория людей (их вообще сейчас почти и нет на земле, по пальцам одной руки можно пересчитать) — это люди духовные, которые смысл жизни видят только в одном — в общении с Богом, а все остальное постольку поскольку, как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Жизнь духовная есть общение с Истиной, которое заключается в том, что человек не живет никакой отдельной, частной, личной жизнью, его бытие полностью согласно с волей Божией: он существует ради Бога, дышит ради Бога, всего себя отдает Богу, как Церковь нас призывает: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Вот это предание себя полностью в волю Божию, в полное, глубокое, непрестанное общение с Богом и есть духовная жизнь.
И мы, если будем стремиться к духовной жизни, то станем другими внутренне. Мы отторгаемся от мира, от нашей плотской и душевной жизни, не будем искать счастья здесь, на земле: ни в книгах, ни в кино, ни в еде, ни в общении с родственниками, ни в еще каких-то земных стремлениях, — а постоянно будем устремляться к Богу. Тогда мы узнаем, что такое духовная жизнь.
Человек состоит из тела, души и духа. И если в нем превалирует жизнь телесная, то он плотской: стремится насладиться всячески телесно, поесть, попить, поспать, позагорать, покататься, — то есть живет жизнью собственного тела и радуется. Есть люди душевные, которые живут для своей души: почитать, музычку послушать, с хорошим человеком побеседовать, куда-то сходить, пообщаться — душа с душой общается и радуется. И третья, самая маленькая категория людей (их вообще сейчас почти и нет на земле, по пальцам одной руки можно пересчитать) — это люди духовные, которые смысл жизни видят только в одном — в общении с Богом, а все остальное постольку поскольку, как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Жизнь духовная есть общение с Истиной, которое заключается в том, что человек не живет никакой отдельной, частной, личной жизнью, его бытие полностью согласно с волей Божией: он существует ради Бога, дышит ради Бога, всего себя отдает Богу, как Церковь нас призывает: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Вот это предание себя полностью в волю Божию, в полное, глубокое, непрестанное общение с Богом и есть духовная жизнь.
И мы, если будем стремиться к духовной жизни, то станем другими внутренне. Мы отторгаемся от мира, от нашей плотской и душевной жизни, не будем искать счастья здесь, на земле: ни в книгах, ни в кино, ни в еде, ни в общении с родственниками, ни в еще каких-то земных стремлениях, — а постоянно будем устремляться к Богу. Тогда мы узнаем, что такое духовная жизнь.
Новомученик Николай Кандауров, пресвитер. (1938) Собор
святых Пермской митрополии. После ареста священник был заключен в тюрьму в городе
Коломне, а затем в тюрьму в Москве. На следующий день состоялся допрос.
Протоиерея Николая обвиняли в том, что он будто бы вел антисоветскую агитацию и
распространял контрреволюционные слухи. Священник не признал себя виновным. В
тот же день "дело" было закончено, следователь составил обвинительное
заключение и отправил его на рассмотрение Тройки. 2 февраля Тройка НКВД
приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Кандауров был
расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-nikolaya-kandaurova-1938.html
… Многие подвижники
благочестия, наблюдая за действием страстей в себе и себе подобных, разработали
славное учение, которое называется аскетикой, — учение о борьбе со страстями.
Оказывается, какую бы свинью мы ни пасли в своем сердце, какая бы страсть в нас
ни жила, она победима. Каждый может преодолеть любую страсть, но, конечно,
только с помощью Божией, потому что это духовная борьба и победить в ней можно
только Духом — Духом благодати Божией, Духом Святым, Который есть третья
Ипостась Пресвятой Троицы. Только Он приходит, очищает и потом поселяется в
нашем сердце. А привлечь Его можно лишь осознанием своего греха, признанием
перед Богом своих заблуждений, признанием перед Ним своей нечистой жизни,
покаянием и обращением.
Каждая страсть греховна, каждая направлена против любви, против Бога. Когда человек имеет какую-то страсть, он всегда ею враждует против любви к Богу и против любви к ближнему, нарушает этот союз. Поэтому, пока мы эти страсти в себе культивируем, посещение благодати Божией для нас невозможно, невозможна встреча со Христом, соединение с Царством Небесным. Но бывает так: вроде я серьезно, со всей ответственностью прошу у Бога: «Господи, исцели меня от этой страсти» — а она не исцеляется. Это может быть по двум причинам.
Первая: если молитва не совсем искренна. Как можно исцелить от жадности человека? Устроить ему в доме пожар, чтобы сгорело все: и мебель, и вещи, и сберегательная книжка, и даже столовое серебро расплавилось? Ну и что, может ли человек это выдержать? Господь видит: не может; он будет жалеть, будет слезы проливать, впадет в отчаяние; он может даже с горя удавиться. Поэтому Господь его жалеет и начинает его лечить понемножку, потихонечку. Он посылает к нему человека и говорит: попрошу-ка у него, может быть, его сердце раскроется. Раз послал — смотрит, раскрылось, дал пять рублей. Ну, говорит, пошлю к нему второй раз, денька через два. Тот пришел — а он уже не дает: ну как же, я тебе позавчера давал, сейчас уже не могу. Вот и все. Значит, человек вроде на словах хочет от жадности исцелиться, а на деле-то ну никак.
А бывает, что и Сам Господь не спешит давать человеку освободиться от какой-то страсти. Вот освободи его, допустим, от блудной страсти — но в нем разовьется такая бесовская гордость, что спасти его будет просто невозможно. Возьмем какой-нибудь исторический персонаж, например Будду. Он преодолел страсти настолько, что им совершенно ничто не владело, кроме одного — он говорил: не ищите себе учителей, не взывайте к Богу, Он не слышит вас; смотрите на меня — я выше всех богов. Вот тебе и раз! То есть, бес гордости настолько силен и может настолько овладеть человеком, что заставит его выгнать всех остальных бесов, и человек будет думать, что он совершенно бесстрастен, как небожитель, а на самом деле им будет владеть самая главная, самая пагубная, самая страшная, самая чудовищная страсть, в которой и есть, собственно, начало и конец отвержения Бога, потому что гордость — это мать всех пороков.
Каждая страсть греховна, каждая направлена против любви, против Бога. Когда человек имеет какую-то страсть, он всегда ею враждует против любви к Богу и против любви к ближнему, нарушает этот союз. Поэтому, пока мы эти страсти в себе культивируем, посещение благодати Божией для нас невозможно, невозможна встреча со Христом, соединение с Царством Небесным. Но бывает так: вроде я серьезно, со всей ответственностью прошу у Бога: «Господи, исцели меня от этой страсти» — а она не исцеляется. Это может быть по двум причинам.
Первая: если молитва не совсем искренна. Как можно исцелить от жадности человека? Устроить ему в доме пожар, чтобы сгорело все: и мебель, и вещи, и сберегательная книжка, и даже столовое серебро расплавилось? Ну и что, может ли человек это выдержать? Господь видит: не может; он будет жалеть, будет слезы проливать, впадет в отчаяние; он может даже с горя удавиться. Поэтому Господь его жалеет и начинает его лечить понемножку, потихонечку. Он посылает к нему человека и говорит: попрошу-ка у него, может быть, его сердце раскроется. Раз послал — смотрит, раскрылось, дал пять рублей. Ну, говорит, пошлю к нему второй раз, денька через два. Тот пришел — а он уже не дает: ну как же, я тебе позавчера давал, сейчас уже не могу. Вот и все. Значит, человек вроде на словах хочет от жадности исцелиться, а на деле-то ну никак.
А бывает, что и Сам Господь не спешит давать человеку освободиться от какой-то страсти. Вот освободи его, допустим, от блудной страсти — но в нем разовьется такая бесовская гордость, что спасти его будет просто невозможно. Возьмем какой-нибудь исторический персонаж, например Будду. Он преодолел страсти настолько, что им совершенно ничто не владело, кроме одного — он говорил: не ищите себе учителей, не взывайте к Богу, Он не слышит вас; смотрите на меня — я выше всех богов. Вот тебе и раз! То есть, бес гордости настолько силен и может настолько овладеть человеком, что заставит его выгнать всех остальных бесов, и человек будет думать, что он совершенно бесстрастен, как небожитель, а на самом деле им будет владеть самая главная, самая пагубная, самая страшная, самая чудовищная страсть, в которой и есть, собственно, начало и конец отвержения Бога, потому что гордость — это мать всех пороков.
Православные святыни России. Санкт-Петербург.
Александро-Невская лавра
Свято-Троицкий
Александро-Невский монастырь был основан по указу Петра I в 1710 году в память
победы над шведами, одержанной в 1240 году на берегах Невы русскими войсками
под командованием новгородского князя Александра Ярославича Невского.
Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В.
Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012 год: Поучения, проповеди и советы протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013 год: Из проповедей и бесед протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015 год: Из проповедей протоиерея Димитрия
Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов – М.: Православное Сестричество во имя
Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий