Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
28 января (15 января старого стиля)
Преподобный Павел
Фивейский, Египетский, отшельник (341
г.) Поселившись
в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91
год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который
приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.
… Главный наш грех заключается не в том, что мы совершаем
плохие поступки, он состоит в том, что наша жизнь протекает совершенно отдельно
от Бога, в том, что у нас с Ним нет никаких взаимоотношений, что наша жизнь —
безбожная, потому что в ней нету Бога. Мы существуем сами по себе: вот моя
жена, вот мои дети, моя квартира, работа, вот моя стирка, булочная — это круг
нашего бытия. А где в нем Бог?
Иногда кое-кто из нас, раз в неделю, приходит в
церковь — тогда он вспоминает о Боге, старается молиться; или какую-то книгу
откроет духовную, Священное Писание; или утром и вечером помолится — пять минут
утром, десять вечером. Вот и все, в этом и заключается, собственно, наша
христианская жизнь. А все остальное? А все остальное — это грех независимо от
того, собираем ли мы почтовые марки, пьем ли водку или просто гуляем по лесу.
Если мы, гуляя по лесу, забыли о Боге, то это есть грех.Грех — это не обязательно нанесение зла кому-то; это есть отдаленность человека от Бога. А уж как человек отделяется от Бога — с помощью самогона, или в карты играет, или еще каким-то образом, — уже не так важно. Не так важно, за какое преступление человек сидит в тюрьме, — главное, что он в тюрьме, что он отделен от мира. И любой грех отделяет нас от Бога. Мы Богом только пользуемся: у нас кто-то умер — значит, нам надо отпеть; кто-то у нас родился — значит, нужно крестить; что-то у нас заболело — молебен отслужить; или именины у меня — надо причаститься. А почему именно в именины, почему не в следующее воскресенье, чем одна литургия хуже другой?
У нас жизнь духовная идет как бы от случая к случаю. И это отношение наше к Богу есть грех, есть форменное безобразие. Представим себе, что Господь от случая к случаю нам бы давал солнце. Вот оно погасло, допустим, на недельку и только в следующее воскресенье начало бы светить. После такого угасания солнца не осталось бы ничего: ни воды, ни земли, ни птиц, ни зверей. А Господь постоянен в Своей заботе о нас, Он постоянно управляет всеми процессами, которые на земле происходят, и благодаря этому мы живем. Наша жизнь целиком зависит от Бога, а отношение наше к Нему безобразное, потому что мы ничего не ценим.
Эта наша отделенность от Бога есть грех, как говорится, в общем плане. А есть еще грех в частности — каждый раз, когда мы в чем-то согрешаем, мы тем самым отделяем себя от Бога.
Преподобный Иоанн
Кущник (V)… Возвратившись в Константинополь, святой Иоанн в одежде нищего, никем не
узнанный, поселился у ворот родительского дома. Родители посылали ему пищу со
своего стола, Христа ради. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в
куще (шалаше), терпя холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми
Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное ему родителями, непрестанно
черпал он оттуда глаголы вечной жизни. Перед кончиной преподобного ему в
видении явился Господь, открыв, что приходит конец его скорбям и через три дня
он будет взят в Царство Небесное… https://days.pravoslavie.ru/name/985.html
… Чем отличается жизнь христианская от нехристианской?
Допустим, я женился, а мне жена надоела. Я встретил лучше: она и красивее, и
моложе, и хозяйственнее, у нее есть и автомобиль, и отдельная квартира — ну
все. А эта у меня и неряха, и горбатая, и бесплодная, и в коммунальной квартире
комната. Что делать? Нормальный, средний человек эту бросит, конечно, и уйдет к
той. Но если я христианин, я уже так поступить не могу, потому что этот
Поступок вступает в противоречие с Евангелием, потому что развод перед Богом
просто немыслим. Если я хочу достичь Царствия Небесного, то должен с той женой,
которую выбрал, жить до конца. И так во всем — на работе, и дома, и в автобусе,
и в трамвае, и с собственной душой. Мало ли что у меня в душе, мало ли какое у
меня настроение, какие у меня симпатии или антипатии к человеку — сказано: люби
ближнего, как самого себя, и все, никаких уже не может быть отступлений.
Нравится мне человек, не нравится, приятен он мне или надоел до последней
степени, но я не могу его отвергнуть, если я христианин, ведь если я его
отвергну, это будет противно любви. Поэтому, если он мне не нравится, я должен
молиться, чтобы Бог меня вразумил, чтобы мне исправиться в отношении к нему, но
пренебречь, переступить через него я уже не имею права, потому что хотя это,
может быть, и не противно моей совести (совесть свою я грехами уже давно сжег),
но это противно Евангелию.
Михаил Самсонович Самсонов протоиерей, священномученик. (1942). 14 марта 1938 года спецколлегией Верховного Суда Чувашской АССР был
приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Был
этапирован в Алатырскую исправительно-трудовую колонию. Скончался 28 января 1942
года. Был погребен на кладбище колонии в неизвестной могиле. https://drevo-info.ru/articles/19620.html
… Каждый из нас, уже придя в Церковь, может застрять в
мертвом. Да, все, что Церковь накопила, каждый церковный обряд создан Святым
Духом, но, если мы не оживим его в своем сердце, это все будет мертво, это все
будет формально, это будет магия. Какую молитву мне читать, чтобы получить
помощь от Бога? Как будто какую-то молитву или заговор прочтешь — и все
автоматически совершится. Нет, Бог — это не машина, а живое существо. И
поэтому, чтобы от Бога чего-то добиться, надо от Него добиваться как от живого
существа. Он ждет от нас живого отношения к Себе, живого, трезвого и честного.
Бог знает, почему ты стоишь и не причащаешься. Бог знает, что ты думаешь. Бог знает, как ты относишься к ближнему. Бог про тебя знает все. Просто сейчас, пока ты здесь, на земле, ты самому себе еще можешь некоторое время морочить голову. Но когда ты умрешь, сбросишь с себя тело, ты перед Богом встанешь прямо глаза в глаза, и тогда стыд, который тебя будет жечь, это и будет вечный огонь, о котором говорится в Евангелии.
Поэтому сейчас Господь каждому из нас протягивает руку и хочет, чтобы мы протрезвились, чтобы мы не лукавили, чтобы все было просто, ясно и честно. И понятно, что эти отношения с Богом внутренние и у нас нет никаких посредников и учителей. Священник только свидетель. Не надо с ним налаживать какие-то отношения, в этом нет никакой нужды, надо наладить отношения с Богом.
Бог знает, почему ты стоишь и не причащаешься. Бог знает, что ты думаешь. Бог знает, как ты относишься к ближнему. Бог про тебя знает все. Просто сейчас, пока ты здесь, на земле, ты самому себе еще можешь некоторое время морочить голову. Но когда ты умрешь, сбросишь с себя тело, ты перед Богом встанешь прямо глаза в глаза, и тогда стыд, который тебя будет жечь, это и будет вечный огонь, о котором говорится в Евангелии.
Поэтому сейчас Господь каждому из нас протягивает руку и хочет, чтобы мы протрезвились, чтобы мы не лукавили, чтобы все было просто, ясно и честно. И понятно, что эти отношения с Богом внутренние и у нас нет никаких посредников и учителей. Священник только свидетель. Не надо с ним налаживать какие-то отношения, в этом нет никакой нужды, надо наладить отношения с Богом.
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год: Поучения,
проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий