Протоиерей Павел Карташёв: Беседа о красоте
СЕКРЕТЫ КРАСОТЫ
Икона Божией Матери Неувядаемый цвет.
Красота души создается из смирения, чистоты, терпения и добрых дел любви
… жизнь человеческая дороже
всего на свете. Такую высочайшую цену назначил жизни ее премудрый Автор — Бог.
… Бог очень жалеет людей,
постоянно снисходит к ним. Он как будто, а впрочем, и на самом деле жадно ловит
и самое робкое, даже беззвучное, в мыслях шевельнувшееся «прости». Он жалеет
нас, потому что любит.
Но за что Ему нас любить? Мы
же ругаемся, ленимся, да чего только дурного ни делаем... А Он не теряет
надежды. Когда-то один поэт, Владислав Ходасевич, увидел себя в зеркале
раздраженным и постаревшим и вздрогнул:
Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого,
И всезнающего, как змея?
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого,
И всезнающего, как змея?
Разумеется, любила. И,
наверное, всегда. Ей это было нетрудно. И, наверное, при виде ее мальчика у нее
в груди таяло сердце, она им восхищалась. Может быть, говорила мужу, матери,
подругам: посмотрите, какой он у меня красивый, какие у него глаза, волосы. А
мы иногда смотрим на предмет чьей-то нежности и думаем про себя: и чего нашла,
ведь ничего нет привлекательного, о какой красоте речь?
В самом деле, о КАКОЙ красоте
речь? ЧТО она такое?
Сразу и не ответишь. Только
задумаешься, всмотришься в то, что называют или считают красивым, и сразу
вопросов окажется много больше, чем ответов. А ответа, который бы примирил
разные вкусы и понятия, на поверхности вовсе не найдешь.
Борис Леонидович Пастернак пишет стихи любимой:
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Да может и не следует ломать
голову над секретами и загадками красоты? Насколько проще: вот это мне
нравится, а это некрасиво, вот это восхищает, а другое оставляет равнодушным
или вызывает отвращение. Но проще — не значит лучше. Предельное упрощение всего
— небытие.
Если не вникать, не понимать,
что у красоты есть глубина, невидимая глазу, как и у человека, который всё-таки
не кожаный чехол на костяном каркасе, но в чехле личность, внутренний мир;
одним словом, если не чувствовать невидимую жизнь в явлениях, тогда одно из
двух: либо мы теряем чувствительность и умираем, либо умер мир и остались от
него одни декорации. Выберем третье: все живы. Тогда у красоты появляется
глубокое содержание, и оно-то и есть ее секрет. Постараемся приблизиться к его
разгадке.
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ БЕЗУСЛОВНОСТЬ
Православная икона Святое Семейство. Источник изображения: http://www.ikonasilver.ru/ikona.php?n=24
Многим людям кажется, что
красота — понятие относительное, так как представления о ней меняются от эпохи
к эпохе, и они различны на разных материках и в разных цивилизациях. За примерами
экзотического понимания красоты — предельно экстравагантного понимания, с
классической европейской точки зрения, не обязательно путешествовать в глубь
Африки или на острова Полинезии. Дикая эстетика глухих африканских или
полинезийских племен отражается сейчас на одежде девочек-подростков, которые
называют себя «эмо», или буквально вживляется в кожу растатуированных
кибер-панков с раздвоенными языками. Эти несчастные, уродуя себя, думают, что
они тем самым кому-то что-то доказывают. Если это протест против меркантильного
и циничного общества, то с большой примесью лукавой лени, развившейся в
запущенный идиотизм.
Нас сейчас нисколько не
шокирует, а только слегка удивляет женская красота позднего европейского
Средневековья: красивой считалась женщина с выбритым лбом; платье красавицы
украшали вышитые мешочки для блох; а беременность ее должна была отчетливо
читаться в силуэте. В этом наборе признаков красоты видны и заботы, и ценности
времени: в бытовом отношении приходилось день и ночь выживать — бороться с
насекомыми, с сыростью и холодом, с эпидемиями; а главным призванием женщины и
в высших слоях общества считалось материнство.
Леонардо да Винчи принадлежит
уже следующей эпохе, культуре Ренессанса. Всему миру известны его «Тайная
вечеря», «Джоконда».
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем
Как-то детям на уроке
предложили поразмышлять над образом «Дамы с горностаем». Знатная горожанка —
вот всё, что мы о ней знаем. Правильные черты лица. В лице - покой, живая и
чуткая тишина, плавность и мягкость, проступающие из глубины. Красива ли она?
Да. Хотя и совсем неброской, невпечатляющей красотой.
Дети легко и естественно
перешли от портрета к разговору о том, что в жизни важно ценить и беречь: мир в
семье; вообще внутренний мир; душевную гармонию; заботу обо всем, что окружает
человека. Детей ожидал и «специальный сюрприз». Экран захватило лицо
топ-модели, плывущей по подиуму. Ее истощенную фигуру убрали, она только
отвлекала бы от сути вопроса. Преподавателя интересовало лицо, его странное,
застывшее, брезгливо-обморочное выражение. Контраст был столь разителен, что на
вопрос, нравится ли классу эта новая дама, послышалось многоголосое «не-ет».
Приучить-то можно ко всему. Можно внушить, что презрительная бездумная маска и
есть эталон красоты. И что самое вкусное — тухлые яйца. И что слово «красивый»
означает безобразный. Надо всего лишь новый словарь составить. А на самом деле,
что означает слово «красивый», откуда оно?
ГЛУБИНА КРАСОТЫ
Жером Жан-Леон. Моисей на горе Синай. Источник изображения: http://smallbay.ru/artfrance/gerome_paintings.html?sa=X&ved=0CC0Q9QEoADARahUKEwix-MCwk_nGAhVlgXIKHePGBn4
История происхождения
(этимология) славянского слова «краса» роднит его с древнеисландским «хроса» и
с новоисландским «хрос», что означает «хвалиться» и «слава», «блеск», «сияние».
А что такое слава? Недостаточно объяснять ее как воздаваемую честь или
возносимую хвалу. Прославляют не просто так, а за что-то. Чем устойчивее,
продолжительнее и сильнее прославление, тем значительнее повод. В Библии о
славе говорится часто: до 350 раз. И не случайно, разумеется.
Когда Бог давал вождю
израильского народа Моисею заповеди, вручал ему законы жизни для евреев и
вообще для всех верующих людей на будущие времена, то окружено это было
великими и страшными знамениями. Гора Синай сотрясалась и сверкала от молний,
раскаты грома дрожью проходили по земле, а на вершине горы стояло неподвижно
облако, и протяжно, возрастая в звуке, сиреной гудела труба.
От горы к небу поднимался
столп дыма, вся гора походила на раскаленную печь, а то облако, что держалось
на ее вершине, Моисей и называет славой Господней. Грозная слава в глазах
народа напоминала: огнь поядающий (Исх. 24: 17); в нее вошел Моисей и оставался
в ней сорок дней и сорок ночей. В нестерпимом огне и непроницаемом тумане
пребывал Бог. Из этой тайны вынес Моисей слова Божии, обращенные к людям.
Восход солнца на горе Синай. Источник
изображения: http://venividi.ru/node/10679
… Слава сияет, горит огнем,
восхищает и... остается непостижимой. Она — не поверхность, а глубина красоты;
она — даль, наполненная радостью и уходящая в бесконечность, в неприступную
мглу.
Филологи также сближают
славянское «краса» с литовским «гроцис» — «красота», и «грацус» — «красивый». В
последнем не может не слышаться латинское «грациа», что значит «благодать».
Итальянцы этим словом благодарят, говорят «спасибо». Все корни и значения мысленно
сводятся в один общий образ Божиего дара, который светит, просвещает, дает силы
понять свое место в мире перед Божественной необъятностью и вечностью.
Благодать незрима. И в красоте красиво не то, что видно, а то, что скрыто.
Если «слава» в Священном Писании
упоминается неоднократно, то о «красоте» в Евангелии совсем не говорится.
Просто нет этого слова, и все. А во всем Новом Завете, то есть в Евангелии
вместе с Посланиями апостолов, всего один раз. У апостола Петра. Он, обращаясь
к женщинам, пишет: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не
золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в
нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1
Петр. 3: 3-4).
Получается, что по-настоящему
красиво то, что значительнее внешних признаков красивости, не зависит от моды,
выше эпох, культур и местного колорита; что не замазать косметикой... Что не
кричит о себе. А существует как некая сила, живая и умная, и может оживить
подходящую форму. Отсюда смысл понятия одухотворить. Творит Дух.
О КРАСОТЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
Роберт Дункан (Duncan Robert). Летом в деревне. https://yandex.ru/collections/card/596b487d0265c100c2055ba5
… искусство изобразительное,
и литература прекрасно чувствуют творческое дыхание, движущее миром, и пытаются
своими средствами об этом сказать. Только лишь в нашей, русской литературе,
примеров множество. Вот Заболоцкий Николай Алексеевич увидел сокровенное
и окружил его прозрачными словами. В стихотворении «Некрасивая девочка»:
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Тот же образ видится и
другому поэту, иеромонаху Василию Рослякову:
Дивно я создан Божественным Словом:
Будто бы соткан из ткани земли
С замысловатым телесным узором,
С тайным до времени светом внутри.
Будто бы соткан из ткани земли
С замысловатым телесным узором,
С тайным до времени светом внутри.
Когда находишь в ранних
стихотворениях Осипа Мандельштама вновь тот же образ, начинаешь думать, что
поэтам и в целом художникам — людям, мыслящим образами, — жизнь одинаково
честно открывает видимые признаки невещественного, духовного содержания
красоты. Что это? Свет, тепло, дыхание ветра. Мандельштам вспоминает
соборы Московского Кремля:
Успенский, дивно округленный,
Весь удивленье райских дуг,
И Благовещенский, зеленый,
И, мнится, заворкует вдруг.
Архангельский и Воскресенья
Просвечивают, как ладонь, —
Повсюду скрытое горенье,
В кувшинах спрятанный огонь...
Весь удивленье райских дуг,
И Благовещенский, зеленый,
И, мнится, заворкует вдруг.
Архангельский и Воскресенья
Просвечивают, как ладонь, —
Повсюду скрытое горенье,
В кувшинах спрятанный огонь...
Актриса Антонина Шуранова в роли Княжны
Мэри в фильме «Война и мир». Источник изображения: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1107
Огонь, внутренний свет
наполняет все, что живет и любит; все, что красиво. Кроткая, сострадательная
княжна Марья в «Войне и мире» Льва Толстого в минуту встречи с любимым
человеком озаряется изнутри светом высокой душевной красоты. Вот как об этом
сказано в романе:
«… она подняла голову и
блестящими глазами встретила его взгляд. Полным достоинства и грации движением
она с радостною улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и
заговорила голосом, в котором в первый раз звучали новые, женские, грудные
звуки. M-lle Bourienne,
бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Сама
искусная кокетка, она сама не могла бы лучше маневрировать при встрече с
человеком, которому надо было понравиться. "Или ей черное так к лицу, или
действительно она так похорошела, и я не заметила. И главное — этот такт и
грация!" — думала m-lle Bourienne.
Ежели бы княжна Марья в
состоянии была думать в эту минуту, она еще более чем m-lle Bourienne удивилась
бы перемене, происшедшей в ней. С той минуты, как она увидела это милое,
любимое лицо, какая-то новая сила жизни овладела ею и заставляла ее, помимо ее
воли, говорить и действовать. Лицо ее, с того времени, как вошел Ростов, вдруг
преобразилось. Как вдруг, когда зажигается свет внутри расписного и резного
фонаря, с неожиданною поражающею красотой выступает на стенках та сложная,
искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и
бессмысленною: так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи. В первый раз вся та
чистая духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила
наружу. Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к
добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих
лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица».
МНОГОГРАННАЯ КРАСОТА
Казанская икона Божией матери.
Иконописец Роман Белов
Самое красивое в человеке —
глаза. Что красиво еще? Вообще в мире. Волнующая сердце речь. Изящество линий и
сочетание красок на картинах. Музыка. Огненные деревья в октябре и лес в
апреле, когда он окутан зеленым туманом. Горы в лучах восходящего солнца и
цветущая душистая степь, ярко-синее небо без единого облачка и разноцветная
морская даль. Звезды. И конечно, и даже прежде многого другого, поступки людей.
Вот этот человек, говорят иногда, не побоялся вступиться за несчастного перед
сильными: его поступок красив и благороден.
Жила-была одна девушка. Она
не могла разобраться в своей душе. Ей нравился успешный молодой мужчина,
высокий и остроумный. Он всегда шикарно подъезжал на серебристой трехдверной
«ауди», часы носил — «Константин Вашерон». И он оказывал ей знаки внимания:
дарил цветы, приглашал в рестораны. Звал в Мексику отдохнуть, и она бы тут же,
да родители не пустили. Но руку и сердце не предлагал, в его планы не входило.
А другой был несравненно
тише, ездил на метро, серьезно учился, в столовой брал суп. Как вдруг,
неожиданно, признался ей в любви. Подошел и, строго и грустно глядя ей в глаза,
протянул конверт: «Прочитай, хорошо? Потом выбросишь». Он писал, что любит ее и
хочет, чтобы всё у них было честно и правильно, если она согласна: венчание,
дружная семья, дети. Но вот он-то ей не очень нравился: ростом с неё и вообще —
никакого шика. А впрочем... Что-то удерживало ее отвергнуть его предложение.
Одним словом: истомилась. Рассказала всё бабушке.
Юрий Пименов. Свадьба
на завтрашней улице
Сидят они вечером, в
сумерках, и бабушка вспоминает, как и она когда-то нравилась двум кавалерам.
Наследственное это, что ли? И что-то похожее было в тех, бабушкиных, молодцах и
в нынешних, внучкиных. Красивого, бабушка ухмыльнулась, звали Владимиром. А
простенького Ваня, как в сказке.
«На день рождения нашей
сокурсницы вся группа набилась в ее маленькую комнатку: веселье стояло — пыль
столбом. Меня позвали в коридор, я выбежала и налетела на Ваню:
Вань, кто меня звал?
- Я.
- Я.
- Что случилось?
- Я вот два года хочу тебе сказать: ты мне
очень нравишься, с первого взгляда. Выходи за меня замуж. Мы поедем ко мне в
Нижний Тагил, когда доучимся.
- Ты что, выпил? — Я как-то рассердилась. — Из
двух вещей одна сбудется непременно: в Тагил свой ты поедешь точно, а со мной
вряд ли.
- Ну да, — мрачно прошептал он.
- А за чувство благодарю. — Я сразу
смягчилась. — Ты на самом деле хороший. Прости меня.
Однажды согнали всех в
актовый зал на собрание: исключать из института преподавателя. Что это означало
в советской стране? В лучшем случае волчий билет: никуда не устроишься, только
в котельную или дворником. Но, скорее всего: арест, допросы, затем ссылка. В
конце 1940-х уже почти не расстреливали, в основном ссылали. Семья впроголодь. Жизнь
поломана.
Преподавателя этого все
любили. Талантливый ученый, и душа открытая, нелицемерная. Идет собрание, люди
головы поопускали. Выступить против — самому себе приговор подписать. Да и
человеку не поможешь — так многие рассуждали. Гремят с трибуны активисты,
требуют удалить идейного врага из советского вуза. Среди выступающих и Володя,
комсорг курса. Наконец, председатель командует: кто за исключение гражданина
Серова?
Зал, как один человек, поднял
руки вверх. Дружно сдали хорошего человека. Система жестока.
- Кто против? — машинально спрашивает
председатель, не глядя на сидящих. Ему что-то шепчет товарищ справа.
- Кто? — удивленно поднимает глаза
председатель.
В центре большой аудитории,
рядами уходящей ввысь, твердо стоит рука в клетчатом рукаве. Это Ваня. Его
голос дрожит сначала, но скоро крепнет:
- Я, я против! Товарища Серова все знают, он
очень честный человек. Он воевал, у него есть награды и ранение. У него двое
маленьких детей. Он ученый, он стране нужен. Его нельзя исключать!
Зал зашевелился, шумно
вздохнул. Я смотрела снизу вверх на Ваню, потому что сидела на ряд ниже, и
думала: нашелся еще один настоящий человек! В эту минуту глаза его сверкали,
щеки стали румяными, он правой рукой, как гребешком, откинул прядь со лба. Я
как будто увидела его впервые в жизни.
А собрание уже гудело. Кто-то
крикнул, прячась за спины: перестаньте травить Серова! На бледно-зеленого
председателя жалко было смотреть. Дело кончилось тем, что партийных и
комсомольских начальников с должностей тут же сместили; Серова ночью забрали на
Лубянку, а Ваню вызвали через день в комитет комсомола. Все знали, что его
исключают. Мы стояли на галерее и ждали, когда он выйдет. Его долго разбирали.
Он вышел растерянный, виновато оглядел нас. Кто-то торопливо положил ему руку на
плечо, кивнул и убежал. Мы вчетвером пошли в парк: Ваня, двое друзей его и я.
Ходили по дорожкам, молчали, а когда заговаривали о чем-нибудь, то о
постороннем.
Потом, я помню, мы остались с
ним вдвоем, сидим на скамейке, едим булку. Проглотив кусок, я сказала:
- Надо же, как все сбывается. Ты теперь в
Тагил.
У него во рту хлеб, и он не может ответить. Я продолжаю:
У него во рту хлеб, и он не может ответить. Я продолжаю:
- А мы? Уже расстаемся?
Он подумал:
- Давай, я буду писать какому-нибудь пожилому
человеку: поищу кому. А вы через него — мне. Вам учиться надо, заканчивать, а я
работать пойду. У родителей еще двое в школе.
- А я?
Ваня взглянул на меня
внимательно. Я наклонилась к земле, потому что, кажется, покраснела, и
спрашиваю:
- А как же я без тебя? Что мне делать?
Вот так всё и решилось. Мы
поженились, в Тагиле. Появилась твоя тетя, потом твой папа. А лет через десять
взяли и доучились. И всех понемногу вырастили. Теперь твоя пора».
Икона. Исцеление слепорожденного.
Источник изображения: http://snikola.ru/board/ikony_gospodni/iscelenie_slepogo/32
Что делает красивым?
Внутренняя сила, принимающая для нас чаще всего вид света. Когда Иисус Христос
говорил в Палестине о настоящей Жизни — Царстве Божием, — пришедшей в мир в Его
Лице; когда исцелял всякую болезнь и немощь, тогда слух о Нем разнесся далеко,
даже до Сирии.
И приводили к Нему всех
немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и
лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество
народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана (Мф. 4:
24-25).
Христос учил жизни, свободной
от злобы, похоти и корысти, а народ слушал Его часами, забывая о еде и отдыхе.
И Он говорил среди прочего: Вы — свет мира. <...> Так да светит свет ваш
пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего
Небесного (Мф. 5:14,16). В другое же время и в другом месте, исцеляя
слепорожденного, Он сказал иначе: Я свет миру (Ин. 9: 5).
Так кто же свет? Он или люди?
Нет ли здесь оговорки или противоречия? Нет! Есть указание на причину и
следствие. Он объяснил это однажды прямо: Я свет миру; кто последует за Мною,
тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12).
Свет жизни и красота ее в нас
— от Бога. Вы слышали, наверное, про черные дыры в космосе. Возможно, это
взорвавшиеся звезды, которые из пылающих гигантов сжались в сверхплотные малые
тела; в них время и пространство поменялись ролями. Какова бы ни была природа
этих космических феноменов, в них всё исчезает бесследно и невозвратно. Это
бездна небытия, пропасть беспросветности.
Черная дыра в космосе. Источник
изображения: http://densegodnya.ru/nauka/article_post/mgu-budet-izuchat-chernyye-dyry
Всякий, «кто собирает
сокровища для себя», кто живет только для своей выгоды и удобства, страшно
похож на черную дыру. На зияющую пропасть в прекрасном мире. В слове «пропасть»
переставьте ударение на последний слог. Вот так. А если таких дыр без дна будет
всё больше? Мы провалимся? Не дай Бог. Надо просить Его о том, чтобы не
допустил такой беды. Ясно, что человеку-дыре, то есть эгоисту, придется в свое
время отвечать Богу за прожженные годы. А что он ответит? Да ему отвечать будет
нечего и нечем. Он — дыра; вечный собственный враг; самоистребитель; существо,
всего лишь пожившее для себя, и только.
А процветшая здесь, на земле,
бескорыстная красота, пойдет в свой срок к красоте немеркнущей. Жизнь проявляет
себя во свете, она есть свет, ясность пути, возрастания. Но и красота есть
свет. Особый, сокровенный, идущий из сердца. Значит, жизнь и красота — одно.
Если то и другое — настоящие. Смысл жизни в том, чтобы послужить Богу и таким
образом приблизиться к Нему. Так приблизиться, чтобы быть в Нем. А Бога мы
встречаем и видим только в другом человеке.
Подведем итоги: красива
жизнь, отданная другому человеку — одному или многим — без корысти и расчета,
но при ясном уме и по велению любящего сердца. Такая жизнь озарена светом
духовным, и в ней всё сияет, всё излучает тепло: глаза, слова, дела и даже вся
природа. Если ты действительно заботишься о красоте, то не спеши за модой, не
думай о загаре и гладкой коже, косметике и дорогой бижутерии. Ох, куклу или
обезьяну как ни наряжай... Да и не наряжай, чтобы не было смешно. Лучше чисто
живи. И поступай красиво.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Апостол Павел, Звенигородский чин.
Иконописец Андрей Рублев. Источник изображения: http://www.pravmir.ru/ikony-prepodobnogo-andreya-rubleva
… выдающимся посланцем был
апостол Павел. Апостол в переводе на русский и означает посланник. Посланный к
народам глашатай радостной вести. Павел от рождения обладал великим талантом
веры: он чувствовал Бога так, как редко кто может и умеет. Но вот случается
иногда с сильными людьми: в молодости они теряют голову. Дух коллективного
безумия пленил Павла: он возненавидел учеников Христа. Потому что допустить не
мог, что Иисус из Назарета — это и есть Бог его отцов, обещанный пророками и
вот уже пришедший.
С Павлом случилось чудо:
отправившись в Дамаск решительно расправляться с христианами, он встретил на
пути Того Самого Иисуса, Которого отрицал. Он встретил Его не лицом к лицу, а
таинственно. Ему явился свет с неба. Этот свет пролился на него так ярко и
внезапно, что Павел (его звали в то время еще Савлом) упал на землю и услышал
голос: «Савл! Что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто Ты, Господи»? И услышал: «Я
Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Савл пришел в трепет
и ужас. Он уже никого не замечал: всё окружающее утонуло в чудесном сиянии. А
люди, сопровождавшие его, зрение не потеряли, но стояли в оцепенении, слыша
голос, а никого не видя (Деян. 9: 7).
Савл спросил у Господа, что
ему делать, и получил повеление идти той же дорогой, к Его ученикам, но уже,
конечно, не для пыток и казней, а чтобы присоединиться к ним. Вот так, с
открытыми и невидящими глазами, повели беспомощного мучителя за руки в Дамаск
(См.: Деян. 9: 3—8).
В Дамаске, крестившись и
вновь обретя зрение, Савл из недавнего разрушителя Церкви сделался ее
строителем. Вскоре уже ему пришел черед мужаться, терпеть и не отчаиваться:
апостол вышел из Дамаска не обыкновенным образом, собственными ногами пройдя
через городские ворота, а покинул его спрятанным в корзине, которую свесили
ночью со стены, потому что иудеи договорились его убить и стерегли день и ночь
городские выходы и входы.
Впоследствии апостола
избивали до полусмерти, томили подолгу в тюрьмах, он погибал в кораблекрушении,
его жалила ядовитая змея... Но Бог его хранил. Он проходил тысячи километров,
сам себе доставляя пропитание шитьем палаток, и всюду, куда вело его призвание
свыше, он бесстрашно и вдохновенно проповедовал вечного Бога. Непостижимого
Бога — ставшего и совершенным человеком — умершего на Кресте и воскресшего из
мертвых.
В свое второе путешествие по
странам Средиземноморья апостол Павел отправился с помощником по имени Сила. В
городах Македонии он рассказывал о Христе в синагогах, подробно разбирая
Писания пророков, и этим вызывал негодование в местных иудейских общинах: Павла
разыскивали, чтобы схватить и предать, как обычно, побоям, и затем бросить в
тюрьму. Но в Фессалониках, потом в Верии ученикам удавалось скрывать своего
наставника. Избавив Павла от очередного преследования, друзья проводили его
берегом моря — а это целых четыреста километров — до Афин.
Афины — культурная столица
мира, «мать наук», бывший главный город Греческой республики — возмутили сердце
Павла. Он с удвоенным рвением принялся за свою апостольскую работу: в синагоге
открывал и доказывал, что Помазанник Божий есть пострадавший и воскресший
Иисус, а кроме того, ежедневно приходил на агору — торговую площадь, где
беседовал со всеми, кто желал его слушать.
Эта древняя площадь мало чем
походила на современный рынок. Скорее она напомнит нам сегодня открытое фойе
какого-нибудь большого университета, но весьма своеобразное, где и торгуют, и
собираются группками вокруг выступающих ученых, философов или филологов и где
просто обсуждают новости. Афиняне, — как написано в книге Деяний святых
апостолов, — ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или
слушать что-нибудь новое (Деян. 17: 21). В такую кипящую мнениями и взглядами
атмосферу окунулся Павел. И не растерялся: среди искусных ораторов и ироничных
эстетов он проповедовал Иисуса и Его Воскресение.
Его расслышали. «Что-то
странное ты влагаешь в уши наши...» — говорили ему. Взяли и привели в ареопаг —
Верховный суд. Не для суда, а чтобы узнать о новом учении, которое
распространял пришелец. Представляете это собрание в просторном знаменитом
здании на холме, над городом? На каменных скамьях восседают почтенные граждане
и знатные горожанки, сластолюбивые эпикурейцы и надменные стоики, купцы из
Александрии и молодые римские патриции, а перед ними стоит высушенный дорогами
и солнцем странник, маленького роста, горбоносый, с вытянутым лицом, лысеющим
со лба. Его голос звучит пронзительно и взволнованно. «Афиняне! — восклицает
Павел, — по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо, проходя и
осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано:
"неведомому Богу"».
Надо сказать, подобных
жертвенников, общедоступных, было немало в городе. Но апостолу нужно было
вещественное указание на то, что самоуверенной публике далеко не всё на свете
известно. И он хвалит собравшихся за благочестивую предусмотрительность,
располагая их ко вниманию, стараясь раскрыть их сердца к тому очень важному,
что он должен им сообщить. Павел говорит им о Боге, Которого они, не ведая, уже
почитают. На самом деле — еще нет, не почитают, но Павел надеется. Готовит
почву.
Бог, проповедовал апостол,
создал мир и всё, что в нем. Он — Творец (по-гречески: поэт) неба и земли, и
Ему тесно в храмах, построенных руками людей. Он ни в чем не нуждается,
напротив: Сам всему дарит жизнь и дыхание и всё. От одного-единственного
человека Он произвел народы, и люди расселились по лицу земли. Но Бог ограничил
их жизнь во времени и в пространстве, чтобы, повинуясь естественному для
человека стремлению к познанию и обладанию большим, чем видят глаза и слышат
уши, люди искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от
каждого из нас... (Деян. 17: 27). Речь Павла коснулась, увы, немногих сердец в
те далекие времена в Афинах, в громадном прохладном ареопаге. Что-то изменилось
с тех пор?
Если бы сегодня каждому
человеку вмонтировать внутрь прибор, который реагировал бы на степень
приближенности или удаленности от нас Бога, как бы мы жили? Предположим, Бог
далеко — прибор шуршит еле слышно. Ближе — бормочет внятней. На самом деле,
работай в нас этот приборчик исправно — мы бы усидеть на месте не смогли, нас
бы сразу переполнили чувства, мы бы взглянули на мир по-иному. Приборчик бы
взвыл сиреной... Нет-нет, он запел бы в нас полным голосом и осветил нас
изнутри, тайным светом: Бог здесь, здесь, Он совсем рядом!!!
Да, Он бесконечно ближе к
нам, чем мы можем себе представить. Но прибор у нас неисправен. У этого прибора
есть название: сердце. Есть главное назначение: видеть Бога. А у нас что есть?
Что вообще нужно, чтобы вернуть сердцу его врожденную способность? Для начала
только одно: желание.
Источник: Карташёв П.
Разговор с молодыми о Боге, любви, красоте./ Протоиерей Павел Карташев;
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.. –
М.: Никея, 2012. – 96 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий