пятница, 8 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 09 февраля (27 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
09 февраля (27 января старого стиля)
 
Святитель Иоанн Златоуст. (407). Феофан Грек. Деисусный чин, конец XIV- начало XV века. Благовещенский собор в Московском Кремле. Один из величайших святителей и богословов Церкви святитель Иоанн Златоуст родился в сирийском городе Антиохии около 347 года. Начал служение Церкви в Антиохии, а затем в 397 году стал архиепископом столицы Византийской империи Константинополя. Он был великим богословом, талантливым проповедником (отсюда и началось именование его Златоустом), занимался миссионерской и благотворительной деятельностью. Им был составлен чин Литургии, который и поныне совершается в наших храмах.
… Когда человек крестится, ему в этот момент подается сила Божия. Но ее можно и отложить, ею не воспользоваться. Когда человек имеет пистолет, он очень силен, но когда он пистолет оставил в тумбочке, то он такой же, как и все. Так же и христианин: если он духовную жизнь ведет, тогда он сын Божий, он может чудеса творить.
А если он был крещен когда-то, но это никак на его жизни не отразилось, тогда это все остается втуне. Как многие говорят, совесть-то у меня есть, но я ей не пользуюсь. Крещеных людей на земле миллиарды, но толку с этого абсолютный ноль. Потому что нет никакого желания достичь Царствия Небесного, нет желания достичь жизни вне греха, грех не тяготит, человек с ним полностью сросся, доволен грехом, у человека все в порядке. Только вот, к сожалению, иногда какая-то досада бывает: то операцию надо делать, то сынка побили во дворе, то премию дали на шесть рублей меньше, чем тому, кто меньше работал. А если б не это, вообще все хорошо. Еще бы в магазинах было чуть-чуть побольше, тогда вообще была бы Америка полная, просто рай, и Бог совсем не нужен. Ну, конечно, изредка можно в церковь сходить, послушать, как там поют или проповедь говорят. Ну и что? Никакого процесса оживления в человеке нет.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в Константинополь в храм святых Апостолов. (438). Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Иоанн Златоуст - великий вселенский учитель и иерарх, скончался в 407 году в городе Команы на пути к месту ссылки, осужденный по проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе. Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 году, через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408 - 450). http://azbyka.ru/days/sv-ioann-zlatoust
… Многие люди способны с помощью правил вести себя внешне безукоризненно. Таковы были фарисеи. Они исполняли весь закон, все его даже мелкие предписания, и при этом делали гораздо больше, чем сейчас мы с вами. Но пришел Христос — и они Его распяли, потому что у них в сердце была зависть, а про борьбу с завистью им никто ничего никогда не говорил, они об этом вообще не слыхивали. И многие из нас, гоняясь за призраками исполнения чего-то, теряют гораздо больше, не понимая, что же главное принес в мир Христос.
От мудрых священников можно слышать такую фразу: ты лучше постом мясо ешь, а не людей. Потому что иногда люди, которые мяса не едят, терзают всех вокруг, терроризируют своих детей, снох или племянников. У внука, кроме мотоцикла, папирос и пива, нет никаких интересов, а бабушка ему: ты в церковь сходи, помолись, ты крест носи. И ест его, и ест, превращает его жизнь в ад кромешный. Он уже не знает, куда ему деться, а она и к матери его пристает: ты его своди, ты ему скажи. И это называется катехизация? христианская проповедь?
Если внука притащить в храм насильно и крестить, бабушка будет довольна: ну, слава Богу, теперь у меня душа спокойна, закон исполнен, все в порядке. А на самом деле не в порядке: раз он крещеный, он в аду, возможно, будет гораздо ниже, чем если бы был некрещеный. То есть она ему гораздо худшую услугу оказала, потому что он мог бы дорасти когда-нибудь до веры; в тюрьме, может быть, пять раз посидел, одумался, крестился, и Господь в крещении простил бы ему все грехи. А так он тут же, покрестившись, идет неизвестно что творить. Ту благодать, которая ему дана, втаптывает в самую жуткую грязь, которую только можно вообразить. И бабушка не считает это чем-то страшным.
Вот такое чисто законническое, ветхозаветное отношение к духовной жизни. И надо его обязательно изжить. Спасает не исполнение правил и не поиски «особенных» молитв. А то часто в стремлении вычитать побольше акафистов человек даже попадает под власть каких-то чисел; некоторые говорят: вот, надо сорок акафистов прочитать. А почему не сорок два или, может, двадцати трех хватит? Почему именно сорок? Или стремятся куда-то поехать: о, там благодатно! А там еще благодатней! Но каждый храм православный — это Небо. Что может быть благодатней? Мы стоим в присутствии Христа Спасителя, мы каждый день слушаем слово Божие. Но Ветхий Завет в нас еще не умер, мы всё живем в цепи каких-то правил, которые нас связывают и сделались для нас самоцелью. А ведь правило — это всего лишь костыль, который помогает ходить. Ни Ветхий Завет, ни вычитывания, никакие поездки по святым местам, по старцам, престолам, к иконам нас не спасут никогда. Спасет нас только если мы заставим себя исполнять заповеди Божий, а святыня, перед которой мы будем молиться, должна подвигнуть нас к исправлению, старец — возбудить ревность ко святости, места святые — напомнить о подвигах тех, кто был здесь до нас.
Святитель Иоанн Златоуст. (407). Тропарь святителя Иоанна Златоуста: Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим. https://days.pravoslavie.ru/name/978.html
… Если сравнивать по законам логики, по уму разные системные построения, то, конечно, рядом с христианской философией ни одна философия мира не устоит. Именно поэтому в открытый спор с Церковью никто не вступает — знает, что будет разбит беспощадно. От буддиста, мусульманина, сектанта, любого материалиста или агностика пух и перья полетят, потому что Церкви принадлежит самое совершенное и включающее в себя (как частный случай) все философии мира учение. Однако христианство — это не просто учение, и оно никого логикой не побеждает, в этом нет никакой нужды, потому что Богу не нужен один лишь ум человека. Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце».
Многие, когда их спрашиваешь, веруют ли они в Бога, говорят: ну, признаю. Но Богу это не нужно, потому что не признавать Бога может только безумец, как в Псалтири сказано: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», то есть нет Бога. Так может сказать только человек, полностью лишенный ума, у которого нарушен аппарат восприятия полноты действительности.
Каждый человек в здравом уме не может не видеть целесообразности в мире, не может не прийти к мысли о Творце, но этого недостаточно. Богу как Личности нужна только любовь человека.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий