понедельник, 6 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 06 мая (23 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
06 мая (23 апреля старого стиля)
… Если мы не научимся любить, то все наше христианство мнимое и дутое, это есть самообман и глупость. Я, говорит, в храм хожу. И буддист ходит в храм. Я, говорит, молюсь. Но и мусульманин молится. Я милостыню подаю. Но и баптист подает. Я вежливый. Ну и японцы вежливые, язычники, и еще повежливее в тысячу раз. Так в чем твое христианство? Покажи. Христианство только в одном, чего нет нигде: истинное христианство заключается в любви. Нигде такой заповеди нет, потому что люди всегда воспринимают любовь как некое чувство. А как можно заповедать чувство? Оно либо есть, либо нет. Сегодня проснулся с одним чувством, завтра — с другим.
 
 Иверская икона Божией Матери. 23 апреля (второе обретение списка иконы в 2012). Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.
После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря.
6 мая 2012 года чтимый образ возвращен в Новодевичий монастырь. Икона находится в Успенском соборе обители в связи с тем, что историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году. http://www.pcmirt.ru/interes/340-vtoroe-obretenie-iverskoj-ikony-bozhiej-materi-2012
… По нашей немощи Господь не может нам дать всю полноту благодатной жизни, потому что мы не сможем это все удержать. Поэтому Он иногда только посещает человека, а в течение целой жизни ждет от него подвига. И не нужно поддаваться ненадеянию на Бога, маловерию, забвению того, что Он нас любит, Он нас знает, Он нас жалеет, Он нас ведет. Надо постоянно помнить, что вот именно это, такое трудное, безотрадное, нужно мне сейчас пройти, именно это мне необходимо. Надо возгревать в себе надеяние на Бога, потому что в унынии никакого чувства Бога нет, наоборот, есть чувство, похожее на то, что Бог оставил.

Великомученик Георгий Победоносец. Чудо Георгия о змие. Икона XV в. О жизни Георгия Победоносца сохранились предания, и он стал одним из любимых в народе святых. Изображение его победы над злом в виде змея можно найти на очень многих старинных и современных иконах. Георгий Победоносец жил в начале III века при римском императоре Диоклетиане и происходил из знатной, богатой семьи. Уже с юных лет красивый, физически сильный и отважный юноша состоял в свите императора, а скоро император назначил его военачальником.
Юный Георгий совершил немало воинских подвигов, и его ждала прекрасная карьера. Но мать с детства воспитала его в христианской вере, которая тогда в Римской империи была все еще под запретом. Когда тайна Георгия раскрылась, император стал требовать от него отречения от веры Христовой. Георгий пережил много страданий, пыток, при этом произошли несколько чудес, подтверждающих силу Господню. Поняв, что прекрасного юношу сломить невозможно, палачи убили его.
Святого Георгия Победоносца считали могущественным покровителем воинства и Русского государства. На Руси имени Георгий соответствовали Юрий, Егорий. Внук Александра Невского, первый Великий князь Московский, Юрий Данилович, сделал изображение Георгия Победоносца верхом на коне, поражающего дракона, гербом Москвы и Русского государства. Позже Иван III заменил этот герб двуглавым орлом. Но и на новом гербе оставалось небольшое изображение святого Георгия. В XVII веке в России была учреждена одна из самых почетных воинских наград — крест Георгия Победоносца. Им награждались те, кто проявил в сражении неудержимую отвагу. И неважно, кем был смелый воин — генералом или простым солдатом. Второй раз его память отмечают 9 декабря.
… Господь говорит: «Сие заповедаю вам». Это обращение к ученикам, потому что только ученику можно дать заповедь. Подойдешь на улице к человеку и скажешь: сделай то-то и то-то. Он удивится: а чего это я должен делать, кто ты мне такой? Другое дело, когда учитель говорит ученику, тут уж он должен, обязан слушаться. И вот Своим ученикам Господь дал заповедь: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга». Хочешь, не хочешь, мил этот человек или не мил, нравится тебе его характер или нет, надо эту заповедь исполнять независимо от того, какое у тебя мнение об этом человеке, какие чувства ты к нему питаешь. Потому что любовь — это не есть проявление чувств, это нечто совсем другое. Любовь — это когда человек не делает ближнему того, чего не хочет самому себе.
Не обязательно говорить всякие приятные слова тому, кого любишь, или всячески его подхваливать, чтобы он был доволен, совсем нет. Господь не заповедал нам некие чувства друг к другу питать. Хотя апостол Павел пишет, что надо всем ученикам Христовым друг к другу с нежностью относиться, с терпением, с трогательной заботой, «в почтительности друг друга предупреждать» — и это все, конечно, нужно, — но Господь говорит о любви именно как к самому себе. А уж сами себя-то мы не всегда подхваливаем, иногда себя и ругаем, часто собой бываем очень недовольны, иногда даже и сердимся на себя, иногда, бывает, устаем от себя настолько, что даже видеть себя не хотим. И при всем том, что мы часто к себе не питаем нежных чувств, при всем нашем совершенно справедливом критическом отношении к себе мы себя любим: не желаем ни болезни своему телу, ни погибели душе, не желаем, чтобы кто-то нас бил, обижал, оскорблял и так далее. Вот это и есть любовь. Такой любви требует от нас и Господь, чтобы мы так же любили друг друга, сознавая недостатки своего ближнего, своего брата во Христе, сознавая его немощи, его духовную неразвитость, нечуткость, но в то же время, не желая ему зла, погибели, а, наоборот, деятельной своей любовью как-то стараясь ему помочь.
И как можно себя заставить любить? Никак нельзя, это задача совершенно невыполнимая. А Христос говорит: «Сие заповедаю вам» — Он дал нам такую заповедь. И Он дал нам этот путь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если все время это золотое правило при­менять в жизни, мы постепенно поймем, что же, собственно, от нас требуется и в словах, и в мыслях, и в чувствах. А все, что в нас сопротивляется этому, надо отметать, как это ни трудно. Трудность состоит в том, что грех стал нашим существом, стал нашей второй натурой. Поэтому все в нас сопротивляется благодати Божией. Конечно, очень трудно под действием одной только веры все свое естество переменить на новое. Если бы не Господь, это было бы вообще невозможно. Но Он пришел на землю, основал Церковь, которая питает нас своими таинствами — от них мы получаем силу Божию, и с помощью силы Божией это все совершить можно.
Слава Богу, многие люди до нас это все смогли совершить, как святой великомученик Георгий, хотя он был человек совершенно подобный нам во всем, ничего сверхъестественного в нем не было. Но он явил удивительную любовь к Богу, такую, что претерпел неимоверные физические страдания и даже жизнь свою отдал легко и с радостью. Поэтому мы его почитаем как великомученика: то, что он претерпел, обыкновенному человеку невозможно. Любого поймай на улице, немножко его прижми — и он тебе все что угодно скажет, и расскажет, и отдаст, и продаст. А тут — нет. Откуда такая сила? Из упрямства, что ли? Но любому упрямцу наподдай два раза, и все упрямство кончится. Нет, это сила Божия побеждающая, свидетельство того, что человек преодолел в себе все ветхое, преодолел это цепляние за земное, за плотское. И нам, если мы хотим быть подлинными учениками Христовыми, надо все ветхое в себе изживать, как это ни трудно, помня слова Христовы, что, когда мы проявляем в себе ветхое, тем самым мы служим дьяволу. А Господь сказал: «Никто не может служить двум господам». Свет по природе своей не может смешаться с тьмой.
Возьмем самую грязную грязь и самое чистое, белое полотно и попробуем это смешать. Что получится? Получится грязная тряпка. Так и мы, если мы отчасти стараемся служить Христу, а отчасти служим дьяволу, то все равно получается грязная тряпка. Поэтому апостол сказал: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». Вроде несправедливо? Нет, на самом деле справедливо. В уголовном кодексе больше двухсот статей. Одну нарушил — попал в тюрьму. Не надо обязательно весь уголовный кодекс нарушать, достаточно одно что-то, — и ты уже преступник. Так же и здесь. Не может из одного источника течь вода и сладкая, и горькая, так не бывает. Если сладкое с горьким смешать, то будет горькое. Если уж мы хотим быть учениками Христовыми, надо с тем всем дьявольским, что в каждом из нас есть, вести беспощадную борьбу. На это нам наша жизнь и отпущена. Каждому из нас отпущено семьдесят, от силы восемьдесят лет. На что жизнь тратить нужно? Именно на это, на борьбу с грехом, это и есть цель нашей жизни.
Священномученик Иоанн Ансеров пресвитер (1940) 27 июля 1897 года – во священника к Преображенскому собору в городе Спасске Рязанской губернии… 31 мая, протоиерей Иоанн Ансеров, староста храма и двенадцать монахинь были арестованы и заключены в тюрьму в городе Спасске; их обвинили в антисоветской деятельности и поджоге храма… 9 августа 1931 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Иоанна к пяти годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в глухое село в Чимкентскую область.
В конце 1934 года протоиерей Иоанн вернулся из ссылки и вновь стал служить в Преображенском соборе, который оставался в это время последней действующей церковью в городе…
Основываясь на лжесвидетельствах, сотрудники НКВД 21 февраля 1938 года арестовали протоиерея Иоанна Ансерова, заключили в тюрьму в городе Рязани… 23 апреля Особое Совещание при НКВД приговорило протоиерея Иоанна к восьми годам заключения в исправительно‐трудовом лагере. 27 мая 1938 года он с очередным этапом был доставлен в Карлаг. В тяжелых условиях заключения он быстро лишился здоровья, и его, как потерявшего трудоспособность на 90%, перевели в группу инвалидов. Протоиерей Иоанн Ансеров скончался в Карлаге на лагерной командировке Бурма 6 мая 1940 года и был погребен в безвестной могиле.
… До пришествия Христа мир лежал во тьме, и вот пришел Свет миру и высветил все, как вспышка молнии: все оказалось словно на фотоснимке-негативе. Те люди, что считались темными, грешными, — они оказались способными принять Евангелие, осветились и стали светом. Учителя же народа, которые должны были его вести, оказались в тени. Все перевернулось с точки зрения падшего мира, а с точки зрения истины как раз выправилось. Потому что с тех пор, как Адам согрешил, большая часть человечества ходит на голове, а меньшая пытается встать на ноги.
Господь пришел объяснить всем: то, что люди часто принимают за хорошее, часто есть весьма плохое, не настоящее, фальшь. А где тогда правильное? Где критерий, как это узнать? Господь дает его. Он говорит: «Я есмь путь и истина, Я есмь дверь».
Давайте потерпим, давайте смиримся, давайте воистину «друг друга обымем», ибо вот это и есть Пасха Христова. Потому что только таким образом мы перейдем в вечную жизнь. Не надо друг на друга обижаться, не надо друг друга в чем-то подозревать, не надо друг на друга жаловаться, не надо лукавить. Все наше лукавство шито белыми нитками, ведь никого же не обманешь своими притворными улыбками. Внешне можно изображать что угодно, но никого и никогда ты долго не сможешь обманывать, даже такого человека, который хочет обмануться. Сердце ему скажет: здесь нет любви, здесь просто комильфо, вежливое поведение, сплошное фарисейство. Господь этого не хочет. Потому что Господь неизменен, Он постоянен, Он целен. А мы все раздваиваемся, троимся, четвертуемся, в разные стороны раздирается наша душа. Наша душа в результате греха делается неспособной к восприятию вечной жизни, вот этой простой, созерцательной, прославляющей Бога. Для этого нужна тоже цельность. Святые отцы называли это целомудрием, и нужно восстановить его в себе.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий