воскресенье, 5 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 05 мая (22 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
05 мая (22 апреля старого стиля)
…Нас все раздражает, нам все скучно, от всего плохо, нам тяжело, но мы к этой жизни привыкли, мы сами ее создали, а другого мы и не знаем. А на самом деле есть совершенно другая жизнь. Я видел старичков, которые много в жизни пострадали, но у них лик был светел, и они были всегда веселые, а некоторые вообще даже все время смеялись. У них была на душе радость, у них сердце было свободно от греха, у них была чистая совесть и ясный ум, потому что с ними был Господь. Мы не можем про себя сказать, что с нами Господь, потому что, если бы с нами Господь был, мы были бы совершенно другие.
 
 Апостол Лука. Апостол от 70-ти Лука Евангелист (I). Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 - 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1764.htm
… «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Действительно, что нас судить? Нас и судить нечего, мы пойманы с поличным, и нас надо приговаривать прямо на месте. По тому, как мы живем, как мы к Богу относимся, по такому состоянию души нам и жизни не надо давать. Собственно, разве можно назвать жизнью то, как мы живем? Мы так и говорим: «Да разве ж это жизнь?» Если каждому из нас поднести зеркало, то мы увидим, что наши лица унылы, они мрачны, они скучны, на них страдание и мука. Почему? Потому что мы с головой погружены в грех, у нас нет на душе никакой радости. Иногда бывает какой-то всплеск. Солнышко выглянуло — на секунду улыбнулся, или внучка на руки взял, и, пока держишь, вроде бы радость. А чуть он закапризничал: «Да отстань ты, отвяжись» — и опять лицо мрачное, раздражительное.
Святитель Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский (613) Когда святому Феодору исполнилось 10 лет, он смертельно заболел. Его принесли в церковь святого Иоанна Крестителя и положили пред алтарем. Мальчика исцелили две капли росы, упавшие с лика Спасителя, написанного на своде храма. В это время мальчику по ночам стал являться великомученик Георгий, который водил его молиться в свой храм до утра. Мать, боясь опасностей ночной дороги в лесу, уговаривала сына не ходить по ночам. Однажды, когда мальчик все же ушел, она в гневе пошла за ним в церковь, за волосы вывела оттуда и привязала к постели. Но в ту же ночь ей в сонном видении явился великомученик Георгий и грозно повелел не запрещать отроку ходить в храм… Подвижническая жизнь молодого иеромонаха привлекала к нему людей, ищущих спасения. Преподобный постриг в иночество юношу Епифания, затем благочестивая женщина, исцеленная святым от болезни, привела к нему своего сына Филумена. Пришел и добродетельный юноша Иоанн. Так постепенно около преподобного собралась братия…
Он получил от Господа власть над дикими зверями. Медведи и волки приходили к нему и брали пищу из рук. По молитве преподобного исцелялись прокаженные, из целых областей изгонялись бесы. Когда в соседнем селении Магатии появилась саранча, уничтожавшая посевы, жители обратились с просьбой о помощи к преподобному Феодору. Он отправил их в церковь. После Божественной литургии, которую совершал преподобный Феодор, жители возвратились к себе и узнали, что за это время вся саранча вымерла.
Став епископом, святитель Феодор много трудился на благо Церкви. Душа же его искала уединенного общения с Богом. Через несколько лет он отправился на поклонение святым местам в Иерусалим. Там, не открывая своего сана, он поселился в Лавре преподобного Саввы, где жил в безмолвии от Рождества Христова до Пасхи. Затем великомученик Георгий велел ему вернуться в Анастасиополь.
Святость преподобного была столь явна, что во время совершения им Евхаристии благодать Святого Духа в виде светлой порфиры покрывала Святые Дары. Однажды, когда преподобный приподнял дискос с Божественным Агнцем и провозгласил "Святая святым", - Божественный Агнец поднялся на воздух, а затем снова опустился на дискос.
Вся Православная Церковь почитала преподобного Феодора святым еще при его жизни.
Когда в одном из городов Галатии случилось страшное происшествие - во время крестного хода деревянные кресты стали сами собой колебаться и разбиваться, то Константинопольский патриарх святой Фома (607 - 610; память 21 марта) призвал к себе преподобного Феодора, чтобы от него узнать тайну этого страшного чуда. Наделенный даром прозрения, преподобный Феодор объяснил, что это является предвестием грядущих бед для Церкви Божией (так он пророчески указал на будущую ересь иконоборчества). Опечаленный святой Патриарх Фома просил преподобного молиться о своей скорейшей кончине, чтобы не видеть ему бедствия.
В 610 году святой Патриарх Фома преставился, испросив благословения у преподобного Феодора. В 613 году отошел ко Господу и преподобный Феодор Сикеот. https://days.pravoslavie.ru/Life/life915.htm
… «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы» ученицы Христовы, движимые любовью к Нему, направились ко гробу, чтобы исполнить последний долг. Лишь только кончилась суббота, день покоя, они решили довершить то, что не успели. Как мы помним, разбойникам перебили голени, дабы они поскорее умерли — чтоб не оставлять тела на Пасху на крестах и не омрачать праздник, — а Христа спешно похоронили, как уже умершего. Его положили во гроб, в пещеру, и вход в нее закрыли. И вот женщины идут, чтобы по восточному обычаю набальзамировать Его тело. В других Евангелиях сказано, что по пути они размышляли: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»
Очень часто бывает, что, когда кто-то из близких умирает, все начинают что-то искать, заказывать и вокруг усопшего возникает некая суета. Одни родственники говорят, что надо полы мыть после покойника; другие — в сорока церквах сорокоусты заказать; третьи говорят, что надо венки, четвертые — что не надо; пятые — что цветы кладут, шестые — что не кладут. На какой день устраивать поминки? можно ли на четвертый? а на пятый? И много всяких других проблем, за которыми суть того, что произошло, ускользает — ускользает от внимания тайна смерти. Человек отошел ко Господу. Где он? Куда он делся? Подавляющее большинство людей во всем «цивилизованном» мире сейчас умирает в больницах, родственники получают покойника уже упакованным во гроб — и тайна смерти еще дальше от них уходит, они еще меньше о ней задумываются.
Мученик Димитрий Власенков (1942) Воспитанный в вере и благочестии, он был усердным прихожанином церкви в родном селе, с детства пел на клиросе, был некоторое время псаломщиком, а во времена гонений в 1931 году был избран в церковный совет, в котором состоял до 1934 года, когда храм был закрыт, а священник арестован. Дмитрий Емельянович вместе с прихожанами стали хлопотать о возвращении храма, но их хлопоты не увенчались успехом… Крестьяне, страдая от отсутствия богослужения, стали просить Дмитрия Емельяновича, чтобы хотя бы он, как человек, наученный церковному и бывший псаломщиком, приходил к ним в дома почитать Псалтирь по покойнику. И он по приглашению прихожан стал ходить по домам читать Псалтирь по усопшим, а на Радоницу вместе с крестьянами ходил на кладбище, и в это время собиралось молящихся до двухсот человек. Были и хористы, которые под управлением Дмитрия Емельяновича пели панихиду… 16 мая 1940 года сотрудники НКВД арестовали Дмитрия Емельяновича и он был заключен в тюрьму в городе Орше.
Дмитрий Емельянович был отправлен этапом из тюрьмы в городе Орша в Казахстан и 11 мая 1941 года прибыл на станцию Карабас Карагандинского лагеря, откуда был распределен в 5‐е Эспинское отделение Карлага. Здесь он тяжело заболел и 5 мая 1942 года был помещен в лагерную больницу, где в тот же день и скончался. Дмитрий Емельянович Власенков был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-mch-dimitriya-vlasenkova-1942.html
… Христос для того, чтобы нас спасти, сделал все мыслимое и немыслимое. Вместо того чтобы мы были уничтожены за наши грехи, Он умер Сам. Для того чтобы мы имели полноту бытия, Он первый воскрес и тем указал путь каждому. Для того чтобы нам спастись, Он создал Церковь. Для того чтобы нам достичь жизни вечной, Он послал в Церковь Духа Утешителя. Остается только это все воспринять, усвоить и начать путь восхождения в гору.
Пусть этим путем идет мало народу, но это все равно истина, и другого ничего нет. И мы должны следовать тем же путем, если мы верим, что каждое слово Христа — правда.
Это слово правды запечатлено Его смертью и смертью многих и многих тысяч людей, которые именно за эту правду отдали свою жизнь. Им сказали: отрекись, в душе веруй, только на словах отрекись — и останешься жив, и должность тебе хорошую дадим, и красивую жену. Но они говорят: нет, пойдем на смерть, не отречемся даже на словах, потому что это истина. «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я перед Отцем Моим Небесным». И раз Он так сказал, люди веровали, что должны идти путем крестным, и идти до конца. Именно очень важно до конца: «Претерпевший до конца спасется».
Если человек всю жизнь жил праведно, а в последнюю минуту отрекся от Бога, он этим самым всю свою жизнь перечеркивает. И если человек всю жизнь жил во грехе, а в последний час своей жизни отрекся от греха, Господь возьмет его к Себе. То есть главное — чего человек достиг в итоге. Если он достиг любви к Богу, значит, Господь его принимает. Если человек этого не достиг, то Господь его принять не может, хотя и хочет. Откуда мы это знаем? Опять же из слов Господних, Который «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» — все, независимо от того, в какой стране человек родился, на каком языке разговаривает, из мусульманской он семьи, или православной, или католической, или протестантской, или буддистской. Все равно ты имеешь возможность спастись, только если ты будешь слушать слово Божие.
Конечно, хорошо Пасху торжествовать и разговляться, в этом нет ничего худого, и хорошо встречать воскресшего Господа, но Христос ждет не этого. Христос ждет покаяния ежедневного, постоянного. Христос хочет, чтобы каждый из нас тоже совершил Пасху — совершил все-таки этот переход, и совершал его постоянно. Потому что нам все время есть от чего переходить и к чему. В нашей жизни очень много худого. И от этого худого надо все время переходить к праведности. И если есть это движение, то значит, мы совершаем Пасху.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий