среда, 10 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 11 апреля (29 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
11 апреля (29 марта старого стиля)
… С чего начинается брак? Вот встретятся два человека, друг другу понравятся и потихонечку начинают созидать брак, потихонечку друг друга узнают, потихонечку друг перед другом смиряются, начинают друг друга терпеть, приспосабливаться, то есть начинают учиться любви. Что такое любовь с точки зрения христианства? Это постоянное самоотречение. Если люблю, то, значит, предпочитаю его себе, делаю не так, как я хочу, а так, как он хочет. Это не сразу получается, потому что себялюбие мешает. Человек себя любит больше, а это грех. А если по-христиански подходить, то семья, брак — это школа, в которой человек начинает бороться с собственным эгоизмом. Для этого-то Бог и устроил так человека, чтобы он вступал в брак.
 Святые архидиаконы Кирилл и Папила
 Священномученик Марк епископ Арефусийский, Кирилл диакон и иные многие (ок. 364) Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361 - 363). По указанию равноапостольного императора Константина Великого (память 21 мая) он разрушил идольское капище. Когда вступивший на престол Юлиан начал преследовать христиан и возрождать язычество, враги решили отомстить святому Марку. Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой старец был проведен через весь город и предан на истязания.
Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болото, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали всё новые и новые муки, сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело святого мученика медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине в добычу пчелам. Но святей старец словно не замечал боли, и это еще больше раздражало мучителей. Жители города Арефусии, видя несокрушимую твердость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием его бесед обратились ко Христу. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в Первом слове на Юлиана.
Блаженный Феодорит рассказывает о святом мученике диаконе Кирилле, который в царствование равноапостольного Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал мучителей слепотой, язвами и другими страшными болезнями.
В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан - священников, а также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. За страшные мучения святые мученики получили победные венцы в Царствии Небесном, а мучители праведное воздаяние - вечную муку в аду. https://days.pravoslavie.ru/Life/life729.htm
… У каждого человека очень сильное стремление к браку, заложенное Самим Богом. И Господь хочет, чтобы это стремление потихонечку превращалось бы в любовь, в самоотверженность. Этому человек учится и по отношению к детям своим. Пока дитя вырастет, пятнадцать-двадцать лет пройдет, а некоторые деточки и до тридцати всё маленькие. Поэтому это все очень трудно, требует от родителей большого самоотречения. Так же и супругу или супруге все время приходится делать не то, что сам захотел, а все время служить. Муж служит жене, чтобы она ни в чем не знала нужды, кормит ее, одевает, греет и защищает, во всем предпочитает ее своим родителям, как сказано: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей». А жена служит мужу, и оба служат детям своим. А дети живут в послушании у родителей. Вот и получается, что брак есть тяжелый труд, предпринятый людьми ради любви. И пусть любовь эта сначала еще в зачаточном состоянии, но если правильно к этому подходить, то потихонечку-потихонечку она будет возрастать.
Так с каждым подвигом: допустим, хочет кто-то научиться молчать или хочет стать щедрым. Вот живет человек, папа у него жадный, мама жадная, бабушка жадная, дедушка жадный, вся семья жадная. А сам он уверовал в Бога, пришел в церковь, и ему сказали, что жадность — это грех. И решил он исправиться. Ну как с одного раза, только услышал — и сразу из жадного стать щедрым? Нет, это не сразу. Рублик от себя оторвал, потом пять, потом десять, потом каждый раз по десять стал отрывать, отрывать, отрывать, отрывать, пока уже не привык. Смотрит человек за собой и замечает, что раньше рубль было жалко, а теперь глядишь, и десять рублей уже не жалко, уже не болезненно с ними расставаться и, наоборот, даже радость от этого. Так же и в супружеской жизни: раз уступил, два уступил, три уступил, десять тысяч раз уступил, глядишь — и радость доставляет уступать, потому что ближний радуется. И так потихонечку человек приобретает главное свойство христианское — любовь.
Преподобный Иоанн Египетский, пустынник (IV). Во время гонений на христиан благочестивая вдова Иулиания скрывалась от преследований с двумя малолетними детьми Иоанном и Фимистией. Своих детей она постоянно учила молитвам и чтению Священных Книг. Время от времени отрок Иоанн тайно посещал ближнюю обитель, подвергая себя опасности. Однажды ему повстречался благочестивый человек, который посоветовал найти для молитв более пустынное место. Возвратившись домой, отрок сказал матери, что идет к одному благочестивому человеку. Думая, что сын скоро возвратится, мать отпустила его. Иоанн отправился к пустыннику Фармуфию и, приняв от него благословение, удалился в пустыню. Молодой подвижник нашел пустой глубокий колодец, в котором было много змей, скорпионов и других гадов, и, помолившись, бросился вниз, но, чудесно поддержанный Ангелом, остался невредим. На дне колодца он провел в молитве с крестообразно сложенными руками без пищи и сна сорок дней, пока змеи не покинули колодец. Однажды Ангел, приносивший пищу пустыннику Фармуфию, принес хлеб и для святого Иоанна. Ангел не приносил хлеб прямо Иоанну, чтобы юный подвижник не возгордился. С тех пор святой отрок получал Небесную пищу через Фармуфия. Юному подвижнику пришлось испытать много искушений от диавола. Бесы принимали образ матери, сестры, родственников и знакомых святого Иоанна, чтобы разжалобить подвижника и заставить его прервать подвиг. Все они с плачем поочередно подходили к колодцу, прося преподобного Иоанна выйти к ним. Всё это время святой не прекращал молитвы и по окончании ее произнес: "Отойдите от меня". - и бесы исчезли.
До самой своей блаженной кончины, последовавшей в IV веке, святой Иоанн жил в колодце, непрестанно подвизаясь в посте и молитве. Промыслом Божиим для его погребения пришел инок Хрисихий, подвизавшийся в пустыне в течение тридцати лет. Накануне преставления преподобный Иоанн после долгих просьб подробно рассказал Хрисихию о своем житии и подвиге спасения. После его смерти у места его подвигов происходили многочисленные чудеса. https://days.pravoslavie.ru/Life/life730.htm
… Мы должны знать, что человек грешит не потому, что его мама добру не научила, или он без отца рос, или в дурную компанию попал, или соблазн очень велик, или еще по какой-то причине, — нет, это всего лишь среда, в которой грех растет. Естественно, у благочестивых родителей домашняя среда более благоприятна для воспитания хорошего дитя, чем у родителей, живущих, допустим, блудно или в пьянстве. Но произволение на грех всегда совершается в сердце человека самостоятельно, и никогда не бывает, чтобы кто-то сделал грех и не знал, что это грешно. Он через совесть свою знает, что это нехорошо, потому что Господь, как сказано в Священном Писании, каждому желает спастись и прийти в познание истины.
Священноисповедник протоиерей Михаил Викторов (1933). Михаил Иванович Викторов родился в 1871 году в селе Болошнево Рязанского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея Иоанна Викторова. Образование будущий священноисповедник получил в Рязанской Духовной семинарии, после окончания которой он был рукоположен к церкви села Болошнева. Эта церковь была построена при деятельном участии прежнего ее настоятеля протоиерея Иоанна Викторова, поэтому не удивительно, что священник Михаил призывается продолжить дело своего отца и назначается настоятелем в этот приход.
В Болошневской церкви отец Михаил прослужил до своего ареста, который состоялся 17 января 1930 года. Тройка при ОГПУ осудила священника на 3 года лагерей в Северном крае. Отца Михаила отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, в котором он и умер ровно через три года, 11 апреля 1933 года, придя за справкой об освобождении. http://pstgu.ru/news/martir/2019/04/11/80355
… «Если мир вас ненавидит, знайте, что меня прежде вас возненавидел». Первый христианин на земле был Иисус Христос. А как Он жил? Его все время гнали, все время обижали, на Него все время клеветали, Его предали, избили, оплевали, Его убили. Вот что Он получил. А за что? Мертвых воскрешал, голодных кормил, плачущих утешал, бесноватых исцелял, слепым давал глаза — вот Его дела. Никто не мог сказать, что Он кого-то обидел, кому-то зло принес. Нет, Он показал образ кротости, любви, смирения, терпения, прощения, нежности, любви.
Поэтому когда мы встречаем такое же отношение, надо вспоминать: мы христиане. У нас крест на шее есть? Есть. На кресте Кто изображен? Распятый наш Господь. Если уж с Ним, нашим Господом, нашим Господином, так поступили, то с нами, рабами Его (если мы действительно рабы Божий), как должны поступать? Точно так же, ничего другого мы от мира не увидим.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий