четверг, 4 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 04 апреля (22 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
04 апреля (22 марта старого стиля)
… Сейчас время внешнего подвига прошло, совершать его в наше время невозможно, не нужно и бессмысленно, потому что у нас не хватит на это духовных сил. Все силы наши должны уходить на то, чтобы, живя в полностью безбожном и отторгнутом от Церкви мире, оставаться христианами, людьми церковными и являть свою церковность миру.
 
Мученица Дросида , дщери царя Траяна (117) Дросида была дочерью Римского императора Траяна (98-117) — жестокого преследователя христиан. В 99 году он возродил закон, запрещающий тайные собрания, который касался и христиан. А в 104 году был издан отдельный закон, направленный уже конкретно против Христовых последователей, на которых были воздвигнуты жестокие гонения до конца царствования Траяна.
Чтобы запугать других, тела мучеников-христиан часто не хоронили. За погребение тел христиан принялись пятеро благочестивых дев: Аглаида, Аполлинария, Дария, Мамфуса и Таисия. Они тайком собирали тела и останки мучеников, омывали их, оборачивали пеленами и хоронили.

Дросида же была тайной христианкой, но еще не крестившейся. Когда она узнала о том, чем занимаются девы, то присоединилась к ним.
У Дросиды был жених – придворный чиновник по имени Адриан, который распорядился поставить охрану возле тел убитых христиан, чтобы задержать тех, кто придет их хоронить. В ближайшую же ночь Дросиду с пятью девами поймали. Когда Траяну доложили, что среди арестованных была и его собственная дочь, он приказал держать ее отдельно, надеясь, что она передумает.
Пятеро дев приняли мученическую смерть – их сожгли в печи для плавки меди. Из переплавленного металла, смешанного с прахом мучеников, изготовили подставки-треноги для новой императорской ванной. Однако, пока эти элементы находились в комнате, каждый кто сюда заходил, погибал.
Поняв в чем дело, языческие жрецы посоветовали убрать треноги. Адриан предложил Траяну из этой меди выплавить статуи обнаженных дев, которые были бы похожи на мучениц, и установить их перед баней для поругания. После этого императору был сон, в котором он увидел пасущихся на райском лугу чистых ягнят и пастуха, сказавшего, что его дочь также скоро будет здесь. Проснувшись, Траян сильно разозлился и повелел приготовить две большие печи на двух противоположных сторонах Рима. На печах был написан текст императорского указа, по которому христиане должны были либо принести жертву богам, либо добровольно пойти в печь. Многие римские христиане приняли мученическую кончину.
Дросида, услышав это, также решила претерпеть мученичество за Христа. По ее молитве, когда стража уснула, она сняла знаки царского достоинства и покинула дворец. Прежде чем предать себя на добровольное мучение, Дросида хотела креститься, но не знала кого попросить об этом. После молитвы она помазала себя елеем и трижды окунулась в ручье. Затем она семь дней провела в посте и молитве и вошла в раскаленную печь, приняв мученичество. Это произошло около 117 года. http://nyblago.org/publikatsii/zhitiya-svyatykh/muchenitsa-drosida-117
…Сейчас о человеке, который место уступил в автобусе, или милиционере, который кого-то схватил, кого-то спас, уже в газетах пишут. Хотя что тут особенного? Работа такая. А нет, пишут, потому что обычно человек ни во что не вмешивается, и ему дела никакого нет до других, а тут вот один нашелся, который кого-то защитил. И это воистину подвиг. Любой человек на любом месте сейчас, в наше время, совершая то, что от него жизнью требуется, будет поставлен перед Богом очень высоко. Потому что весь мир этот безбожный настолько давит, что выдержать его давление и остаться христианином очень трудно.
Священномученик Василий Анкирский, пресвитер (363). Святой Василий был пресвитером церкви в городе Анкира римской провинции Галатия, старательно учил людей истине и добрым делам. При римском императоре Юлиане его подвергли зверским истязаниям, содрав в пыточной камере со спины семь ремней кожи. Но святой Василий остался тверд в вере, потребовал встречи с императором и сам, содрав с себя ремень кожи, бросил его в лицо Юлиану. Его убили 28 января 363 года, заколов раскаленными железными прутьями. http://www.pravoslavie.ru/put/60588.htm
… В наше время, что ни день, то приносит нам весть о каких-то страшных жестокостях, которые крещеные люди друг с другом совершают: то самым страшным образом друг друга убивают, то матери детей бросают. Какие-то жуткие вещи. Думаешь: ну как же так, не такой был наш народ, во что же он превратился? С чего это?
Все это от гордости. Потому что гордость ослепляет человека, она не дает ему видеть Бога, она не дает ему видеть собственный грех. Почему человек, глядя на себя, не ужасается? Потому что гордость его ослепляет. Каждому кажется, что он очень хороший. Он смотрит и собой только любуется: дескать, я, мол, хороший, а вокруг, в автобусе, в магазине, в поликлинике, все плохие. Ну, еще сынок мой хороший, а уж остальные — это последняя дрянь. Так и говорят: какой пошел народ ужасный! С одним говоришь — он хороший, а все дряни. С другим поговоришь — опять он хороший, а остальные одна дрянь. Этот про этого говорит, а тот про того. Получается, что осталась одна последняя только дрянь. А ведь это же не так, людей-то хороших еще много: и тружеников много, и смиренных много, и кротких много, и терпеливых еще много, слава Богу. На них-то мир и стоит.
Преподобный Исаакий Далматский (IV) Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.
Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1175.htm
… Господь сказал: «Блаженны нищие духом». Хочешь Царства Небесного, хочешь блаженства не на словах, а на деле? Тогда надо стяжать нищету духовную. А что это такое? Это когда человек считает самого себя половой тряпкой и, если об него ноги вытирают, не только не выражает недовольства, что на каблуках гвозди торчат и ему больно, а говорит: «Мало мне еще, я по своим грехам и не того заслуживаю». А у нас как? Немножко заденешь — человек сразу недоволен: «Что это вы на меня облокачиваетесь, отойдите». Забывает, что он есть половая тряпка, о которую надо ноги вытирать. Или попробуй что скажи, да просто молча посмотри не так на человека — уже смертная, кровная обида. А уж если действительно сказать правду в глаза, кто он есть на самом деле, что тогда?

Комментариев нет:

Отправить комментарий