понедельник, 1 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 01 апреля (19 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
01 апреля (19 марта старого стиля)
… «Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Вот и мы больше возлюбили земную жизнь с ее раздражительностью, осуждением, хлопотами, с ее страданиями, с ее постоянными сварами — возлюбили больше, чем Бога. А Господь говорит, что мы должны Бога любить больше, чем отца, мать, детей, мужа и жену, больше всего. Значит, мы своей жизнью нарушаем заповедь Божию. Если мы верующие, мы должны заповедь Божию исполнять, а мы, наоборот, нарушаем. Поэтому нам нужно это все исправлять. Сразу, конечно, не исправишь. Бывают случаи, один на десять тысяч, что вот человек грешил, а вдруг сразу опомнился и исправился. Но обычно это происходит постепенно, мучительно, потому что надо все привычки менять, нужно всю жизнь изменить.
 
 Икона Божией Матери Умиление Смоленская (1103). Смоленская икона Божией Матери «Умиление» привезена из Греции. Когда, кем — доподлинно не определено. По одной из версий, её доставила Царевна Анна — дочь византийского князя Константина IX Мономаха, благословившего её на брак со Всеволодом Ярославичем. Образ стал символом преемственности, близости Константинополя и Руси. Изначально святыня хранилась одним из Черниговских храмов, но в 1095 году перевезена Владимиром Мономахом в Смоленск. Спустя шесть лет там заложен храм Успения Пресвятой Богородицы, который до сих пор существует. С момента построения храма икона стала называться Смоленской. Образ сыграл особую роль при обороне Смоленска от поляков, осаждавших его с 1609 по 1611 год. На протяжении 18 месяцев икона вдохновляла солдат в лагере воеводы Шеина на подвиги, стойкость духа и смирение. Во многом благодаря святыне они смогли удержать польские войска от нападения на Смоленск и защитить город от разграбления.
Храм оберегал икону вплоть до начала Великой Отечественной Войны. В 1941 году она бесследно пропала.
Один из списков чудотворного образа хранит Спасо-Окопный храм Смоленска.

«Умиление» в иконописи — это тип образов Пресвятой Божией Матери. Общая черта для них — способ изображения Богородицы: с наклоненной вбок головой, молитвенно скрещенными руками и полузакрытыми глазами. На некоторых святынях также изображен младенец-Иисус. Он крепко прижимается щекой к матери — это символизирует безграничную любовь, которую Дева Мария дарит своему сыну. На чудотворной Смоленской иконе Божией Матери Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего на Ее одеянии Божественного Младенца.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Смоленской, именуемой Умиление. Глас 4: Богорадованная Владычице,/ Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ Всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно, рабы Твои, к Божественному предстательству прибегающе/ и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, молимся:/ молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит/ и от грехов всяких свободит,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет,/ велие бо неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему/ и вся можеши,/ Едина во веки Преблагословенная. http://obikonah.ru/smolenskaja-ikona-umilenie-bozhiej-materi.html
… Первая Церковь была Церковью святых. Она состояла из нескольких сот человек: Матери Божией, апостолов, жен-мироносиц и некоторого числа вновь обратившихся учеников. Это были преданные Богу люди, которые слагали к ногам апостолов все свое имение и всю свою жизнь отдавали Богу до конца. И они причащались ежедневно. Чтобы причаститься, люди шли на смерть. Хотя они совершали Божественную литургию по ночам, когда все спят, их все равно выслеживали, хватали, убивали. Но они не боялись, и те, кто оставался в живых, вновь и вновь собирались — с единственной целью причаститься.
А теперь все наоборот: святых днем с огнем трудно отыскать, а причащаться нужно заставлять. Некоторые дошли до того, что причащаются раз в год или и того реже. Получается, что им Бог как бы и не нужен, у них нет никакого желания соединиться с Богом, а если они и приступают к Чаше, то как бы по обязанности: вроде надо. А чего надо, зачем, почему — нет такого понимания, нет сердечного чувства.
Вот как за две тысячи лет христианская жизнь деградировала! Исчезло понимание самого главного, самой сути, а ведь это есть основа христианской веры. Если в Церкви оставить и Евангелие, и писания святых отцов, и богослужение, а убрать только Божественную литургию, не причащать — это уже будет не Церковь, это будет ничто, это будет колокол без языка. Это как если из Церкви убрать Христа. Без Христа христианства не может быть, так и без Евхаристии не может быть Церкви. Поэтому всегда самым страшным наказанием, равносильным смерти, в Церкви было отлучение от причастия. И в древности человек, лишенный причастия за какой-то грех, проходил очень суровую покаянную дисциплину.
Например, за убийство отлучали на двадцать лет. И человек сначала пять лет стоял во дворе храма, ему не разрешалось входить внутрь, он только просил у входящих, чтоб они помолились о нем. Если он пять лет вот так смиренно просил, тогда ему раз­решалось войти в притвор, и он в притворе стоял вместе с кающимися еще пять лет. Если он и эти пять лет выдерживал, тогда его впускали в храм, и он стоял там до возгласа «Оглашеннии, изыдите» и уходил со службы вместе с некрещеными. И так тоже пять лет. А потом еще пять лет он мог быть в храме до конца. И только потом ему уже разрешалось причаститься, через двадцать лет отлучения.
Какая жажда должна быть у человека причаститься, чтоб это выдержать! Какое стремление было у христиан, даже и грешников! А сейчас? А сейчас человек сам себя добровольно отлучает от Чаши Христовой — просто не ходит в церковь, да и все! И такое наше отношение к причастию — это духовная смерть.
Мученики Хрисанф и Дария (283) …Святые мученики претерпели новые мучения, но без всякого вреда для себя. В конце концов их бросили в ров, который засыпали камнями и землей. Так они стяжали мученическую кончину и достигли Царства Небесного.
В следующем году христиане пришли на это место, чтобы отпраздновать память небесного рождения мучеников. Пресвитер Диодор и диакон Мариан служили Божественную литургию. Тогда Нумериан приказал завалить вход в пещеру, где совершалось богослужение. Все собравшиеся получили святое Причастие, пока солдаты засыпали пещеру сверху землей, и присоединились к радости Хрисанфа, Дарии и с ними пострадавших. https://pravoslavie.ru/60507.html
… В Православной Церкви Марии Египетской честь особенная, ее память бывает несколько раз в году. На этой неделе мы совершали службу Стояние Марии Египетской и читали ее житие, а еще она прославляется в день своей блаженной кончины. Раз Церковь так торжествует ее память, значит, ее жизнь для нас назидательна. Чему же она нас учит? Конечно, мы не можем подражать ее подвигу, ни один человек, живущий на земле, повторить его теперь не в состоянии. Нам он кажется фантастическим, потому что мы живем в совершенно другую эпоху. Никто из нас не способен с полутора краюхами орловского хлеба пойти в пустыню и там прожить 47 лет. А возможно ли нам обойтись без одежды или оставить московскую прописку? Нет, для нас это непосильно. Ну а что же мы можем? Что мы можем из ее жития взять для того, чтобы нам приближаться к тому высокому идеалу, к которому нас зовет Христос? Что двигало жизнью преподобной Марии? Какая главная добродетель была в ней?
Мы знаем, что она начала жизнь очень грешно. Ну и все мы тоже начали жизнь весьма грешно, за исключением тех, которые с детства в Церкви, — среди нас таких единицы. Но дальше она нашла в себе муже­ство свою жизнь переменить. И она ее исправила так радикально, как мы не можем. Она переменила жизнь принципиально, во всем. Она погубила душу свою ради Евангелия, как Господь к этому призывает. Раньше вообще люди были более простодушны. Они истину евангельскую воспринимали прямо. Так же и Мария — она входила в храм, чтобы поклониться Кресту Господню, Животворящему Древу, и никак не могла войти: Господь ее отвергал. И интересна психология жительницы VI века. Когда у нас в жизни что-то не получается, мы обычно начинаем винить всех вокруг: людей, обстоятельства, власти, еще что-то. Мы хотим в борьбу вступить, перебороть, чего-то достичь. Она же восприняла это совершенно правильно: она поняла, что ее не пускает ее собственный грех. А желание прикоснуться к Древу было огромное, и Мария решила помолиться Богородице и дать обет, что, если Она ее допустит в храм, тогда она свою жизнь переменит.
И была допущена тут же, и прикоснулась к Древу Животворящего Креста, и причастилась на следующий день — то есть Господь ее принял и дал ей благодать за то, что она решилась повернуть свою жизнь.
Это ее решение есть покаяние. Мария пошла в пустыню и там, конечно, очень тяжело страдала. Она терпела голод, жажду, а помимо этого мучилась от помыслов, от своих желаний, от страстей, которые ее терзали, но все-таки в мир не вернулась. Она бросалась на землю, грызла песок, рвала на себе волосы, била себя в грудь, она не спала, молилась — но не переступила Иордан, назад не пошла. Вот такое мужество показала и такое великое терпение. Она терпела самою себя, свои страсти, не давала им воли до тех пор, пока они не умерли. И когда страсти умерли, она стала восходить на духовную высоту и достигла удивительной святости, абсолютной прозорливости, полного знания Священного Писания. Из жития мы знаем, что она даже смогла по воде пройти, когда в том была нужда; и Зосима удивился, как она за день проделала путь, на который ему потребовалось 20 дней. Ей не нужны были ни автомобиль, ни самолет, ни вертолет, это все не нужно для человека духовного.
А мы окружены всякими игрушками, как нам кажется, для жизни очень важными и необходимыми, потому что мы стали слабыми и ничего не можем сделать с собой. Какое-то элементарное действие, допустим, родить всех детей, которых зачнешь, для многих непосильный подвиг. На женщину, у которой более трех детей, смотрят как на какое-то чудо. А что здесь, собственно, особенного? Еще в прошлом веке рожали по 7—8 детей и великосветские барыни, и простые крестьянки. И никому в голову не приходило, что от детей как-то можно избавляться. Хотя бывали случаи, что их подкидывали; крайне редко детей убивали или плод вытравляли. А так ро­жали и воспитывали. Но для современного человека просто родить своих собственных детей — это уже что-то такое невозможное. Человек утратил всякое мужество, всякую волю к жизни оттого, что он утратил духовный стержень. А стержень этот дает только вера в Бога и благодать Духа Святаго.
Преподобномученица Матрона Алексеева, монахиня (1938) Преподобномученица Матрона родилась в 1862 году в деревне Замятино Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Иакова Алексеева. Поступив в Новодевичий монастырь в Москве, она прожила в нем до его закрытия при советской власти. Но и когда монастырь был закрыт, она осталась жить в одной из келий, превращенных к тому времени в коммунальные квартиры. В конце тридцатых годов безбожные власти стали арестовывать последних монахинь, и 21 марта 1938 года монахиня Матрона была арестована и заключена в тюрьму. Почти сразу же после ареста она тяжело заболела и была помещена в больницу при Бутырской тюрьме, но здесь она пробыла недолго. Монахиня Матрона (Алексеева) скончалась 1 апреля 1938 года в тюремной больнице и была погребена в безвестной могиле.
…Что же нам делать, если мы хотим быть учениками Христовыми? Требования к нам сейчас — это просто требования к обычному человеку: чтобы мы ради сиюминутной выгоды не делали зло, не шли на сговор со своей совестью; чтобы не мстили, научились поступать благородно; чтобы силь­ные не обижали слабого. То, что для человека, жившего сто лет назад, было в порядке вещей, для современного уже является выдающимся подвигом.
Чтобы стать христианами, нам нужно стараться изучить Евангелие, чтобы оно уложилось не только в нашем уме, но и в нашем сердце. Мария Египетская была неграмотная, однако Господь ее так просветил, что она все Писание цитировала наизусть. Но каким подвигом она этого достигла! Мы на это не способны, поэтому Господь, по милости Своей, устроил так, что каждый из нас может иметь печатный текст Евангелия. В VI веке ни один христианин, кроме императора и нескольких сановников, Священного Писания не имел, не в каждом храме оно было, — а любой из нас дома, сидя на стульчике, может Евангелие почитать. И, тем не менее, имея такое бла­женное сокровище, мы им не пользуемся — читаем, как мы привыкли правило читать, лишь бы отделаться, совершенно не думая над тем, насколько оно соответствует нашей жизни. А если увидим явное несоответствие ему наших поступков, то начинаем себя уговаривать: ну, мол, это ничего, кто теперь так может? — абсолютно не понимая того, что слово Божие сказано на все века.
Жизнь человеческая складывается из поступков. И каждый наш по­ступок не может быть нейтральным, это либо шаг к Богу, либо шаг от Бога. Поэтому вся наша жизнь, если мы хотим достичь Царствия Небесного, должна состоять из поступков, которые нас приближают к Богу. Мария Египетская подает нам в этом пример. Она была последовательна до конца и все греховное в себе, с помощью благодати Божией, исправила. Вот так и мы: если будем мужественно и последовательно всегда выбирать заповедь Божию, всегда выбирать Евангелие, правду Божию, тогда постепенно наша жизнь станет выправляться. А когда начнем ослабевать, будем просить Марию Египетскую: преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий