среда, 17 ноября 2021 г.

Узорочье Великого Устюга

 Каменное узорочье Великого Устюга

Автор текста: М. Маханько, кандидат искусствоведения


Великий Устюг. Открытка начала XX века.

Великий Устюг, основанный еще в XII веке, большую часть своей жизни был деревянным. Как и другие рус­ские города, он претерпел немало пожаров, набегов «ли­хих» людей, много раз утрачивал свои постройки. Но каж­дый раз возрождался к жизни, обретая новый облик. О бы­лой важности города свидетельствует само имя с исполь­зованием эпитета «великий», приравнивающего его к та­ким древним и богатым центрам Средней и Северной Ру­си, как Ростов и Новгород.

Ансамбль соборного комплекса. XVII -XIX веков.

В XVII веке Устюг утрачивает значение форпоста на севе­ро-восточных рубежах Русского государства, становится центром торговли и ремесла. Богатство его жителей в XVII -XVIII веках отразилось в развитии каменного церковного и гражданского строительства, сложении местной художест­венной школы, процветании таких ремесел, как резьба по дереву, «ценинное» дело (изготовление кирпича и поливных изразцов), среброделие и чернь.

Вологодская область, Великий Устюг. Соборное дворище. https://sobory.ru/photo/78189

Сохранившиеся каменные церкви XVII - XVIII веков построены на средства местного ку­печества и в полной мере отразили вкус, представления о красоте, современности и традиционности «лучших людей» Великого Устюга. Город развивался благодаря рекам Сухоне и Югу, и городская набережная на протяжении столетий была настоящей «сценической площад­кой» для городского ансамбля. Боль­шинство церквей в городе и, прежде всего, соборный комплекс возведены на берегу реки или вблизи нее.

Вознесенская церковь. Восточный фасад.

Самый ранний из сохранившихся каменных храмов Великого Устюга -   церковь во имя Вознесения Господня (1648), возведенная на дворе купца Н.Ф. Ревякина. Это здание свидетель­ствует о хорошем знании столичной посадской архитектуры. Церковь Воз­несения в Устюге - наиболее близкий по стилю памятник таким шедеврам московского зодчества второй четвер­ти - середины XVII века, как Троицкая церковь в Никитниках (1628 - 1654) и Рождества Богородицы в Путинках (1649 - 1652).

Вознесенская церковь (1648). Южный фасад.

Как и московские прото­типы, устюжская церковь была много­главой. Первоначально ее венчали одиннадцать главок. Помимо пятиглавия над основным храмом еще пять глав украшали северную пристройку с придельными церквами. В разных этажах и пристройках здания в общей сложности располагалось пять престолов. Каждая главка имела тонкий, профилированный барабан, иногда даже двухъярусный. Основание главок было укра­шено поясом кокошников, а завершение храма представ­ляло собой «горку» из кокошников. Их глубокие ниши и че­редующиеся ярусы скрывали сомкнутый свод.

Вознесенская церковь. Юго-западная пристройка (Церковь Всех Святых).

Этот вид перекрытия был наиболее популярен в устюжском зодче­стве XVII - XVIII веков, так же как и в архитектуре всей Рос­сии. Связано такое предпочтение было с тем, что сомкну­тый свод позволял обходиться во внутреннем пространст­ве без столбов или лопаток-пилястр, которые могли бы на­рушить единство интерьера. Родственной московскому зодчеству была и декорация стен, галерей, всходов и крыльца.

Вознесенская церковь. Фрагмент.

Пышные наличники в виде кокошников, опираю­щиеся на полуколонки, придают нарядность небольшим окнам. Вместо пилястр на фасадах сдвоенные полуколон­ки. Сдвоенные арки с гирькой и «ползучие» архи всходов украшают крыльцо. Ниши-филенки покрывают плоскости стен храма над карнизами и столбов крыльца. Этот неполный список декоративных элементов, использованных строителями для украшения, можно продолжить, совер­шая обход здания. С разных точек зрения оно выглядит по-разному. В дополнение следует упомянуть поливные из­разцы и кованые решетки в виде двуглавых орлов - и пред­ставление о пышности устюжского архитектурного узоро­чья будет еще ярче.

 

Вологодская область, Великий Устюг. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище.  https://sobory.ru/photo/63046

Главные храмы Великого Устюга сосредоточены на Со­борном дворище: собор во имя Успения Богоматери с от­дельно стоящей колокольней (XVII - XIX веков), собор во имя праведного Иоанна (1656 - 1663) и собор во имя пра­ведного Прокопия (1668, галереи - XIX век), а также цер­ковь во имя Богоявления Господня (Св. Власия Севастийского) (1689). Соборы имеют пятиглавые завершения, на­поминающие о московских корнях самого типа городского соборного здания. При взгляде на соборный комплекс с реки это изобилие разновеликих куполов с барочными пе­ретянутыми главками на граненых барабанах напоминает отдельный город внутри города.

Рядом с величественным зданием Успенского собора, строившегося как на деньги местных купцов, так и на сред­ства казны, соседствуют соборы, построенные над моща­ми небесных покровителей Великого Устюга, святых Хрис­та ради юродивых Прокопия и Иоанна. Прокопиевский храм располагается в южной части соборного ансамбля, рядом с архиерейским подворьем. Его кубическое «тело» венчает четырехскатная кровля с пятью барочными главка­ми на граненых барабанах: световой является только цен­тральная глава, боковые - декоративные.

Вологодская область, Великий Устюг. Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище. https://sobory.ru/photo/175989

Фасады собора расчленены лопатками-пилястрами, объединенными кар­низом, поверх которого располагаются декоративные «за­комары» - арки с росписями. Поверх этого «пояса» пущен еще один менее «скульптурный» карниз, а над ним легким кружевом бегут арки меньшего радиуса и без росписей. Стройность архитектурных форм собора подчеркивает протяженная галерея с тройными аркадами оконных про­емов в духе византийского или домонгольского древне­русского зодчества, маленькими декоративными главками над центром этих аркад, филенчатыми пилястрами и арка­ми с гирькой по фасадам крыльца.

В архитектуре Великого Устюга вре­мени расцвета можно выделить два ти­па церковных зданий. Традиционный тип большого пятиглавого собора со световыми барабанами куполов в духе храмов Московского Кремля характе­рен в первую очередь для теплых хра­мов и монастырских ансамблей.

Вологодская область, Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела. https://sobory.ru/photo/164101

Тако­вы, например, соборы Михаило-Архангельского (1653 - 1656) и Троице-Глединского (1659 - 1701) монастырей. В архитектуре Михайло-Архангельского мо­настыря замечателен столичный размах построек: собор соединен крытыми каменными галереями с трапезной па­латой. Комплекс зданий разного размера и функций обра­зует единый, пространный ансамбль. Отдельные архитек­турные элементы поражают. Арки, соединяющие всходы на галерею, приобретают немыслимую для ордерной архи­тектуры форму, «ползут», утрачивают симметрию, обретая органическую динамику. Подобные уникальные формы, возможные в средневековом архитектурном сознании, яв­ляются наиболее примечательными деталями городской архитектуры XVII века как в столице, так и в провинции.

 Ансамбль Дымковского прихода: слева — летняя Дмитриевская церковь (1700- 1708); справа — зимняя церковь Сергия Радонежского (1739 - 1747).

Очень часто боковые главки в традиционном пятигла­вом завершении были декоративными, лишенными про­емов, как, например, в зимней церкви Сергия Радонежско­го (1739 - 1747) в Дымковской слободе (на противополож­ном берегу реки Сухоны). Зачастую рядом с зимним хра­мом традиционного типа возводили церковь в стиле «на­рышкинского» барокко: четверик на восьмерике, с богатой архитектурной декорацией. В Дымковской слободе сосед­ний с Сергиевской церковью храм во имя Св. Димитрия представляет собой тип здания с обширным притвором на западе, граненым алтарным объемом на востоке и собст­венно четвериком наоса, увенчанным стройным граненым световым барабаном с миниатюрной главкой. К этому из­любленному во второй половине XVII - начале XVIII века ти­пу храма в Устюге принадлежат такие шедевры провинци­ального барокко, как церковь Николы Гостунского (конца XVII - первой четверти XVIII века).

Колокольня церкви Николы Гостунского. Вид с юго-запада.

Устюжские гости (купцы) любили архитектуру с разма­хом. Церковь Николы Гостунского также представляет со­бой ансамбль. Рядом с храмом высится отдельно стоящая колокольня. Храм выстроен по традиционной схеме: с за­пада обширный квадратный притвор с крыльцом, имею­щим всходы с трех сторон, наос в виде двухъярусного двухсветного четверика, увенчанного восьмериком-бара­баном с декоративной главкой и граненым алтарем с вос­тока. Центральное пространство храма - двухэтажный светлый зал с сомкнутым сводом. Фа­сады всех частей здания имеют бога­тую декорацию: кокошники над окна­ми, опирающиеся на полуколонки, по­луколонки вместо пилястр, сдвоенные на углах и поддерживающие тонкие карнизы с «зубчиками» кирпичного по­ребрика. Еще богаче декорирована ко­локольня. Основной ее объем, восьме­рик со «звоном», подымается над куби­ческим двухэтажным основанием. Мощную пластику архитектурных форм подчеркивает легкая, плоскостная де­корация в виде различных филенок на узких пилястрах и пьедесталах. Не раз­рушают графичность декора и строй­ность колокольни карнизы, имеющие небольшой вынос. Особенно вырази­тельны филенчатые ниши в виде коло­колов и овалов внутри каждой грани и трехлопастные фронтоны, дважды опоясывающие октагон. В соответст­вии со вкусами барокко в такой архи­тектуре отсутствует чистая стена, ее прикрывают всевозможными украше­ниями. В отличие от архитектуры западного барокко декоративное узорочье памятников в Ус­тюге лишено скульптурной объемности, скорее напомина­ет рисунок на плоскости.

Между тем не стоит думать, что русские мастера не бы­ли способны воспроизвести качества, свойственные архи­тектуре западного барокко, прежде всего итальянского.

Ансамбль церкви Симеона Столпника (1725 - 1765).        

Об этом свидетельствует еще один ансамбль - церковь Симе­она Столпника с колокольней (1725 - 1765), расположен­ная на берегу реки Сухоны в южных пределах средневеко­вого Устюга. Построить такой храм могли только мастера, понимавшие язык не только декоративных форм новых, ев­ропейских стилистических веяний, открытых в эпоху пет­ровских преобразований, но саму основу, конструкцию ор­дера и основанного на нем зодчества. Традиционное для храмов Великого Устюга здание типа «восьмерик на четве­рике», объединяющее зимнюю и летнюю церкви, имеет уникальный по красоте западный фа­сад. Центральную ось подчеркивает ку­бический основной объем храма, увен­чанный сомкнутым сводом с неболь­шим куполом-восьмериком. Ему вторят боковые главки на стройных граненых барабанах. Западная стена имеет в центре дополнительный этаж в форме аттика с треугольным фронтоном. В ат­тик встроена композиция из трех окон, наличник центрального окна имеет вид арки и вписан непосредственно во фронтон. По сторонам аттика помеще­ны крупные волюты. Их назначение - соединить аттик с карнизом, объединя­ющим весь западный фасад. Подоб­ный прием напоминает колокольню Пе­тропавловского собора в Петербурге, строившегося как раз в это время под руководством итальянского архитекто­ра Доменико Трезини. В отличие от во­лют Петропавловского собора, разме­ры волют устюжской церкви скромнее и более напоминают формы римских церковных фасадов эпохи барокко. Де­коративные элементы уже не заслоняют стену, как это было свойственно средневековой архитектуре. Волюты, карнизы, расположенные симметрич­но наличники окон, плоские пилястры, круглые окна - все эти детали призва­ны организовать единую архитектур­ную картину, величественную, напоми­нающую об итальянских базиликах и дворцах эпохи барокко.

Так же как это было свойственно памятникам юга, церковь Симеона Столпника слита с пейзажем, особен­но с панорамой реки. Перед ее запад­ным фасадом расположена открытая галерея-гульбище, опирающаяся на аркады. В центре ее, прямо к двери, ведущей в храм, расположена откры­тая лестница из трех маршей.

Барочную любовь к пышной красо­те великоустюжские мастера переда­ли и в цветовом решении здания. Сим­метрия форм, осознанное использо­вание мотивов западноевропейской архитектуры, а также цветовые сочета­ния (красные стены, белые пилястры и декоративные детали, зеленые капи­тели пилястр из поливных изразцов), соединение здания с окружающим его пространством - эти приемы уподоб­ляют церковь дворцовому сооруже­нию.

«Западничество» в использовании декоративных приемов будет харак­терно для гражданской архитектуры города в течение XVIII столетия. Особ­няки Великого Устюга являют примеры замечательных памятников «елизаве­тинского» барокко. С особенным изя­ществом на фасадах этих домов-двор­цов украшены окна. Форма налични­ков еще сохраняет связь с предыду­щей эпохой - своеобразные утолще­ния по бокам, «уши». Но теперь их ис­кусно прикрывают декоративной леп­ниной, барочными картушами, цветоч­ными гирляндами. Исполненное бе­лым, это лепное украшение напомина­ет изысканную вышивку или кружевное плетение. Позднее эти мотивы будут вдохновлять мастеров деревянной резьбы в украшении наличников в бо­лее скромных особняках.

Начавшаяся в XIX веке переплани­ровка города разрушила его средне­вековый облик. Изменилось направле­ние улиц, расположение привычных районов заселения. Но остались хра­мы, большие и не очень, во многом по­хожие и такие разные. Именно они ос­таются лучшими свидетелями «золо­того века» в истории Устюга. Архитек­турное своеобразие прекрасного се­верного города служит для нас пред­метом гордости и основой духовного возрождения.

 

Источник:

Маханько М. Каменное узорочье Великого Устюга./ М. Маханько, кандидат искусствоведения.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 5. –с. 42-45. - (ПАМЯТНИКИ РОДИНЫ)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий