Создание росписей Храма Христа Спасителя
Автор текста: ШУМКОВ В.
Источник: ШУМКОВ В. Канун первой службы./ В. ШУМКОВ.//
Юный художник. – 1999. - № 11-12. – с.1-4.
Фрагмент росписи барабана Храма Христа
Спасителя. Октябрь 1999 года
Храм Христа Спасителя в
Москве был торжественно заложен 7 января 1995 года. А весной 1999 года в восстановленное
здание пришли художники. К этому времени внутри были сооружены строительные леса,
сделана и загрунтована штукатурка на относе - по всему Храму, а не частично, как
в старом. Роспись интерьера началась практически сразу во всем помещении.
Живописные работы в старом Храме
начались с изображения Господа Вседержителя на своде главного купола.
Свод главного купола
Исполнил этот громадный труд профессор
исторической живописи А.Т. Марков, как писали тогда - «со всей тщательностью и строгими
требованиями науки и искусства». В новом Храме купол расписывала бригада живописцев
во главе с Е.Н. Максимовым - руководителем монументальной мастерской Суриковского
института. Сам Евгений Николаевич поднялся наверх Храма, когда купол только возводили,
и не предполагал, что придется работать в Храме. Тем не менее, успешно выполнив
конкурсное задание в составе бригады Академии художеств, по решению академического
совета и с учетом предыдущего опыта ему достался свод главного купола.
Е.Максимов за работой в главном куполе
А опыта Максимову было не занимать
стать. Он - автор всех росписей храмов в Оптиной пустыни. Выиграв в 1990 году
международный конкурс, оформлял на Кипре храм-памятник воинам-грекам, павшим в
битвах с турками. Так что куполов он достаточно расписал, но такого большого и
сложного еще не было.
- Диаметр купола 25 метров , общая площадь
- почти 1200 квадратных метров - рассказывал Максимов. - И он очень глубокий,
представляет собой Полушар - как половинка глобуса. Поэтому пришлось решать массу
живописных и технологических задач.
Художники пошли по сценарию, осуществленному
в свое время первым автором росписей: сделали модель купола в 1/10 натуры. И по
этой модели, разбитой градусной сеткой, проверяли все перспективные искажения,
искали пропорции, рисунок, разрабатывали последовательность работы. Кроме того,
столкнулись еще с одной серьезной проблемой - колорита, так как никаких эскизов
в цвете не осталось, только в описаниях: небо - синее, облака - свинцовые, лучи
золотые и так далее.
Живопись в куполе многослойная,
по гризайли, как писали в XVIII - XIX веках: краски накладывались слоями, полулессировочно,
в чистом виде - с подмешиванием только белил и просушкой каждого слоя. При исполнении
столь крупной тематической композиции такой способ единственно оправдан и полноценен.
При этом начинает работать оптическое смешение цветов. И делается все это для того,
чтобы живопись прожила как можно дольше и меньше изменялась от времени.
На летний период Максимов, по
инициативе Академии художеств, привлекал студентов-суриковцев старших курсов, для
которых работа в Храме была летней практикой. Наверняка запомли ребята на всю жизнь
дни, проведенные под огромным куполом, отстоящим от пола Храма на высоту колокольни
Ивана Великого.
Новозаветная Троица на своде главного купола
Роспись купола заняла около трех
месяцев. Композиция являет собой Троицу новозаветную - триипостасного Бога: Отца
(Господа Саваофа), Сына Божия с хартией в руках, на которой начертано: Логос (Слово),
и Духа Святого в виде голубя. Бог творит Мир, Вселенную и одновременно благословляет
созданное им - эти силы, появляющиеся из клубящейся материи и славящие Создателя.
Чтобы иметь представление о масштабах
росписи, достаточно сказать, что размах рук Саваофа - 16 метров , высота фигуры -
около двадцати.
В. Псарев и А. Ананьев расписывают алтарную арку
Автор воссоздания росписи барабана
главного купола — В.П. Псарев. К работе был привлечен А.М. Ананьев. Виктор также
прошел испытание конкурсом в составе академической бригады, имея опыт работы в
Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Псарев был определен куратором по
росписи Храма от Академии художеств.
- Известие о восстановлении Храма
Христа Спасителя как бы подстегнуло меня к собиранию материалов о нем, - вспоминает
Виктор Псарев. - Я не думал еще, что буду участвовать в росписях, просто внутреннее
состояние подвигнуло к действию. И не меня одного - многих наших художников. Пошел
по музеям, библиотекам, осмотрел все храмы Москвы и Подмосковья, стал разъезжать
по России - изучать церковную живопись, копировать и зарисовывать различные сюжеты,
фотографировать. В Мичуринске мне посчастливилось: обнаружил малый вариант Храма
Христа Спасителя, сохранившийся в первоначальном виде, без реставрации и поновлений.
Правда, был он в плохом состоянии - краски потемнели и пожухли, стены облуплены
(сначала там размещались военные, потом соляные склады). Но, главное,
сохранился барабан: я разглядывал росписи в бинокль, высматривал детали,
делал зарисовки.
Барабан главного купола. Фрагменты
Псарев принялся за работу рьяно
- собранный материал давал такую возможность. Им было сделано 64 картона - на холсте
углем и сангиной - в натуру (фигуры около 5,5 метра высотой), что помогло
быстро и качественно выполнить роспись. Он привозил их из мастерской, ставил
рядом и писал. Работал днем и ночью в течение двух месяцев, даже спал здесь. Был
выполнен огромный объем работы. А ведь надо было предусмотреть множество тонкостей:
соотнести колорит росписи на барабане и в куполе, сгармонировать с орнаментом,
найти тоновое решение. Прежде, чем начать роспись, они с Максимовым сделали по нескольку
двухметровых выкрасов - своеобразных шкал основных колеров эскиза, устанавливали
их на место и разглядывали снизу, внося по ходу дела поправки в тоне и цвете.
Барабан главного купола. Фрагменты
- Есть определенные технические и профессиональные
приемы, которые необходимо использовать, учитывая расстояние от зрителя до изображения,
- продолжает Псарев. - Я рассматривал работу Карла Брюллова в одном из куполов
Исаакиевского собора и увидел - насколько жестко были оконтурены фигуры. Но снизу
они смотрелись живописно: художник принял во внимание высоту помещения - изображение
получилось собранным, не размытым. И это было учтено при росписи барабана: вблизи,
со строительных лесов, фигуры смотрятся жестковато, снизу же - впечатление совсем
иное.
Много хлопот было с надписями
над головами фигур - характером рисунка, начертанием букв. На старых фотографиях
разглядеть их не удалось. Обратились к церковным книгам, специалистам, восстановили
все в точном соответствии с церковным каноном и колористическим строем живописи.
Иисус Христос - Царю Небесный и Судия
Композиция росписи барабана главного
купола представляет собой деисус. Иисусу Христу - Царю Небесному и Судии, восседающему
на украшенном драгоценными камнями троне в белоснежном хитоне, с раскрытой книгой,
на страницах которой написано: «Аз есмь свет миру», предстоят Богоматерь и Иоанн
Предтеча в традиционном жесте молитвенного заступничества, архангелы, праотцы
и пророки, апостолы, царь Константин и св. великие князья Владимир и Александр
Невский. Включение в деисус императора Константина, официально признавшего
христианство и сделавшего Константинополь его столицей, означает
преемственность православной веры от Византии. Присутствие равноапостольного
великого князя Владимира и Александра Невского символизирует неотделимость Русской
Церкви от государства Российского, крепость России как оплота православия.
Орнаментально-буквенный пояс. Фрагмент. «В начале было
Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
Орнаментально-буквенный пояс. Фрагменты. «И слово
стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины.
Орнаментально-буквенный пояс. Фрагменты. «И поставил
Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его»
Орнаментально-буквенный пояс. Фрагмент. «Все чрез Него
начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»
Ниже деисуса, как бы завершая
композиционно росписи главного купола и барабана, расположен орнаментально-буквенный
пояс, составленный из четырех евангельских изречений на церковнославянском языке.
Надпись начинается на восточной стороне - под изображением Спасителя на троне —
и читается по кругу слева направо. Фразы разграничены орнаментальными картушами
с крестами, в окончании помещены ссылки на местонахождение текста: книга, глава,
стих, строка.
Еще по благословению митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, ныне покойного, в городе на Неве был
открыт Региональный православный центр духовного возрождения, в котором начала
действовать художественная мастерская: бригада орнаменталистов из этой мастерской
под руководством А.А. Живаева и выполнила роспись пояса.
- Эскизы были сделаны по сохранившимся историческим
материалам, фотографиям, - рассказывает Алексей Живаев. - В колористическом отношении
исходили из картины Ф.А. Клагеса «Внутренний вид Храма Христа Спасителя»: там хорошо
видна центральная часть орнаментально-буквенного пояса с деисусом над ней. Были
соблюдены все размеры, изначально заложенные архитектором - высота букв составляет
один метр двадцать сантиметров. В цветовом решении доминируют наши исторические
цвета, используемые еще со времен раннего христианства - красный, белый, золото,
синий, зеленый - это как бы цветовая гамма, без которой нет храмовой росписи не
только в орнаменте, но и в живописи.
Как и другие руководители бригад,
Живаев приглашал на летнее время студентов - из Мухинского училища, Репинского и
Суриковского институтов. Объем росписи был велик, сроки исполнения малые (пояс делали
около двух месяцев), требовалось много рук, и ребята очень помогли художникам.
В конце сентября строительные
леса в куполе и барабане демонтировали. Взгляду во всей своей красе открылась
роспись - впечатляющая, единственная в своем роде. И начилась новая жизнь Храма
- первой торжественной службой под его величественными сводами.
Уже два тысячелетия празднуется
на Земле Рождество Христово. Всего три с небольшим десятилетия отмечалось это
великое событие в самом большом в России Храме Христа Спасителя. Более шестидесяти
лет не существовало этого построенного на народные деньги и порушенного врагами
православия уникального архитектурного и культового сооружения. Каких только эпитетов
не прибавилось за годы безбожия к имени Христа - униженный, оболганный, расстрелянный,
взорванный... То же и в отношении Храма Христа Спасителя, который сначала унизили,
лишив государственной поддержки и всех средств существования, потом оболгали устами
безродных космополитов и псевдоучеными опусами искусствоведов и архитекторов,
а затем и взорвали - желая «совсем изгнать Спасителя Христа из пределов Русской
земли и исторгнуть веру в Него из недр». Но Господь поругаем не бывает. И вот в
самом конце уходящего тысячелетия над Москвой снова вознесся огромный церковный
купол. Вместе с Храмом, хочется верить, вернется в нашу Россию символически «изгнанный»
из нее Спаситель. А залогом этого станет первое в третьем тысячелетии богослужение
в Храме -празднование Рождества Христова, которое «усугубляется для Русской Церкви
воспоминанием об избавлении нашего Отечества от нашествия галлов и с ними дванадесяти
язык в 1812 году».
Комментариев нет:
Отправить комментарий