пятница, 6 марта 2020 г.

Создание росписей Храма Христа Спасителя


Создание росписей Храма Христа Спасителя
Автор текста: ШУМКОВ В.
Источник: ШУМКОВ В. Канун первой службы./ В. ШУМКОВ.// Юный художник. – 1999. - № 11-12. – с.1-4.
Фрагмент росписи барабана Храма Христа Спасителя. Октябрь 1999 года
Храм Христа Спасителя в Москве был торжественно заложен 7 января 1995 года. А весной 1999 года в восстановленное здание пришли художники. К этому времени внутри были сооружены строительные ле­са, сделана и загрунтована штука­турка на относе - по всему Храму, а не частично, как в старом. Роспись интерьера началась практически сразу во всем помещении.
Живописные работы в старом Храме начались с изображения Господа Вседержителя на своде главного купола.

Свод главного купола
Исполнил этот громадный труд профессор исторической живописи А.Т. Марков, как писали тогда - «со всей тщательностью и строгими требованиями науки и искусства». В новом Храме купол расписывала бригада живописцев во главе с Е.Н. Максимовым - руководителем монументальной мастерской Суриковского института. Сам Евгений Николаевич поднялся наверх Храма, когда купол только возводили, и не предполагал, что придется работать в Храме. Тем не менее, успешно вы­полнив конкурсное задание в составе бригады Академии художеств, по ре­шению академического совета и с учетом предыдущего опыта ему дос­тался свод главного купола.
Е.Максимов за работой в главном куполе
А опыта Максимову было не за­нимать стать. Он - автор всех роспи­сей храмов в Оптиной пустыни. Выиграв в 1990 году международный конкурс, оформлял на Кипре храм-памятник воинам-грекам, павшим в битвах с турками. Так что куполов он достаточно расписал, но такого большого и сложного еще не было.
- Диаметр купола 25 метров, об­щая площадь - почти 1200 квадратных метров - рассказывал Максимов. - И он очень глубокий, предста­вляет собой Полушар - как половинка глобуса. Поэтому пришлось ре­шать массу живописных и техноло­гических задач.
Художники пошли по сценарию, осуществленному в свое время пер­вым автором росписей: сделали мо­дель купола в 1/10 натуры. И по этой модели, разбитой градусной сеткой, проверяли все перспективные иска­жения, искали пропорции, рисунок, разрабатывали последовательность работы. Кроме того, столкнулись еще с одной серьезной проблемой - колорита, так как никаких эскизов в цвете не осталось, только в описани­ях: небо - синее, облака - свинцо­вые, лучи золотые и так далее.
Живопись в куполе многослой­ная, по гризайли, как писали в XVIII - XIX веках: краски накладывались слоями, полулессировочно, в чистом виде - с подмешиванием только бе­лил и просушкой каждого слоя. При исполнении столь крупной темати­ческой композиции такой способ единственно оправдан и полноце­нен. При этом начинает работать оптическое смешение цветов. И де­лается все это для того, чтобы живопись прожила как можно дольше и меньше изменялась от времени.
На летний период Максимов, по инициативе Академии художеств, привлекал студентов-суриковцев старших курсов, для которых работа в Храме была летней практикой. Навер­няка запомли ребята на всю жизнь дни, проведенные под огромным ку­полом, отстоящим от пола Храма на высоту колокольни Ивана Великого.
Новозаветная Троица на своде главного купола
Роспись купола заняла около трех месяцев. Композиция являет собой Троицу новозаветную - триипостасного Бога: Отца (Господа Саваофа), Сына Божия с хартией в руках, на которой начертано: Логос (Слово), и Духа Святого в виде голубя. Бог тво­рит Мир, Вселенную и одновремен­но благословляет созданное им - эти силы, появляющиеся из клубящейся материи и славящие Создателя.
Чтобы иметь представление о мас­штабах росписи, достаточно сказать, что размах рук Саваофа - 16 метров, высота фигуры - около двадцати.
В. Псарев и А. Ананьев расписывают алтарную арку
Автор воссоздания росписи барабана главного купола — В.П. Псарев. К работе был привлечен А.М. Ананьев. Виктор также прошел испытание конкурсом в составе ака­демической бригады, имея опыт ра­боты в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Псарев был оп­ределен куратором по росписи Хра­ма от Академии художеств.
- Известие о восстановлении Храма Христа Спасителя как бы под­стегнуло меня к собиранию материа­лов о нем, - вспоминает Виктор Псарев. - Я не думал еще, что буду уча­ствовать в росписях, просто внутрен­нее состояние подвигнуло к дейст­вию. И не меня одного - многих на­ших художников. Пошел по музеям, библиотекам, осмотрел все храмы Москвы и Подмосковья, стал разъез­жать по России - изучать церковную живопись, копировать и зарисовы­вать различные сюжеты, фотографи­ровать. В Мичуринске мне посчаст­ливилось: обнаружил малый вариант Храма Христа Спасителя, сохранив­шийся в первоначальном виде, без реставрации и поновлений. Правда, был он в плохом состоянии - краски потемнели и пожухли, стены облуп­лены (сначала там размещались военные, потом соляные склады). Но, главное, сохранился барабан: я раз­глядывал росписи в бинокль, высма­тривал детали, делал зарисовки.
Барабан главного купола. Фрагменты
Псарев принялся за работу рьяно - собранный материал давал такую возможность. Им было сделано 64 картона - на холсте углем и санги­ной - в натуру (фигуры около 5,5 метра высотой), что помогло быст­ро и качественно выполнить рос­пись. Он привозил их из мастер­ской, ставил рядом и писал. Рабо­тал днем и ночью в течение двух месяцев, даже спал здесь. Был вы­полнен огромный объем работы. А ведь надо было предусмотреть множество тонкостей: соотнести колорит росписи на барабане и в куполе, сгармонировать с орна­ментом, найти тоновое решение. Прежде, чем начать роспись, они с Максимовым сделали по несколь­ку двухметровых выкрасов - свое­образных шкал основных колеров эскиза, устанавливали их на место и разглядывали снизу, внося по хо­ду дела поправки в тоне и цвете.
Барабан главного купола. Фрагменты
 - Есть определенные технические и профессиональные приемы, кото­рые необходимо использовать, учи­тывая расстояние от зрителя до изо­бражения, - продолжает Псарев. - Я рассматривал работу Карла Брюлло­ва в одном из куполов Исаакиевского собора и увидел - насколько жест­ко были оконтурены фигуры. Но снизу они смотрелись живописно: художник принял во внимание вы­соту помещения - изображение по­лучилось собранным, не размытым. И это было учтено при росписи ба­рабана: вблизи, со строительных ле­сов, фигуры смотрятся жестковато, снизу же - впечатление совсем иное.
Много хлопот было с надписями над головами фигур - характером рисунка, начертанием букв. На ста­рых фотографиях разглядеть их не удалось. Обратились к церковным книгам, специалистам, восстанови­ли все в точном соответствии с цер­ковным каноном и колористиче­ским строем живописи.
Иисус Христос - Царю Небесный и Судия
Композиция росписи барабана главного купола представляет собой деисус. Иисусу Христу - Царю Небесному и Судии, восседающему на украшенном драгоценными камня­ми троне в белоснежном хитоне, с раскрытой книгой, на страницах ко­торой написано: «Аз есмь свет миру», предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча в традиционном жесте мо­литвенного заступничества, архан­гелы, праотцы и пророки, апостолы, царь Константин и св. великие кня­зья Владимир и Александр Невский. Включение в деисус императора Константина, официально признав­шего христианство и сделавшего Константинополь его столицей, оз­начает преемственность православ­ной веры от Византии. Присутствие равноапостольного великого князя Владимира и Александра Невского символизирует неотделимость Русской Церкви от государства Российского, крепость России как оплота православия.
Орнаментально-буквенный пояс. Фрагмент. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

Орнаментально-буквенный пояс. Фрагменты. «И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины.

Орнаментально-буквенный пояс. Фрагменты. «И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его»

Орнаментально-буквенный пояс. Фрагмент. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»
Ниже деисуса, как бы завершая композиционно росписи главного купола и барабана, расположен ор­наментально-буквенный пояс, со­ставленный из четырех евангельских изречений на церковнославянском языке. Надпись начинается на вос­точной стороне - под изображением Спасителя на троне — и читается по кругу слева направо. Фразы разгра­ничены орнаментальными картушами с крестами, в окончании поме­щены ссылки на местонахождение текста: книга, глава, стих, строка.
Еще по благословению митропо­лита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, ныне покойного, в го­роде на Неве был открыт Региональ­ный православный центр духовного возрождения, в котором начала дей­ствовать художественная мастерская: бригада орнаменталистов из этой ма­стерской под руководством А.А. Живаева и выполнила роспись пояса.
 - Эскизы были сделаны по со­хранившимся историческим мате­риалам, фотографиям, - рассказы­вает Алексей Живаев. - В колори­стическом отношении исходили из картины Ф.А. Клагеса «Внутренний вид Храма Христа Спасителя»: там хорошо видна центральная часть орнаментально-буквенного пояса с деисусом над ней. Были соблюдены все размеры, изначально заложен­ные архитектором - высота букв со­ставляет один метр двадцать санти­метров. В цветовом решении доми­нируют наши исторические цвета, используемые еще со времен ран­него христианства - красный, бе­лый, золото, синий, зеленый - это как бы цветовая гамма, без которой нет храмовой росписи не только в орнаменте, но и в живописи.
Как и другие руководители бри­гад, Живаев приглашал на летнее время студентов - из Мухинского училища, Репинского и Суриковского институтов. Объем росписи был велик, сроки исполнения малые (пояс делали около двух месяцев), требовалось много рук, и ребята очень помогли художникам.
В конце сентября строительные леса в куполе и барабане демонтиро­вали. Взгляду во всей своей красе от­крылась роспись - впечатляющая, единственная в своем роде. И начилась но­вая жизнь Храма - первой торжест­венной службой под его величест­венными сводами.
Уже два тысячелетия празднуется на Земле Рождест­во Христово. Всего три с неболь­шим десятилетия отмечалось это великое событие в самом большом в России Храме Христа Спасителя. Более шестидесяти лет не существо­вало этого построенного на народ­ные деньги и порушенного врагами православия уникального архитек­турного и культового сооружения. Каких только эпитетов не прибави­лось за годы безбожия к имени Христа - униженный, оболганный, расстрелянный, взорванный... То же и в отношении Храма Христа Спасителя, который сначала унизили, лишив государственной под­держки и всех средств существова­ния, потом оболгали устами безрод­ных космополитов и псевдоучены­ми опусами искусствоведов и архи­текторов, а затем и взорвали - желая «совсем изгнать Спасителя Христа из пределов Русской земли и исторгнуть веру в Него из недр». Но Господь поругаем не бывает. И вот в самом конце уходящего тысячеле­тия над Москвой снова вознесся ог­ромный церковный купол. Вместе с Храмом, хочется верить, вернется в нашу Россию символически «из­гнанный» из нее Спаситель. А зало­гом этого станет первое в третьем тысячелетии богослужение в Храме -празднование Рождества Христова, которое «усугубляется для Русской Церкви воспоминанием об избавле­нии нашего Отечества от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык в 1812 году».

Комментариев нет:

Отправить комментарий