воскресенье, 2 июня 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 02 июня (20 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
02 июня (20 мая старого стиля)
…Большинство из нас живет в скорбях: мы и от людей скорбим, и от собственного нездоровья, и от окружающей среды, и от микробов — от всего. Почему же нам так тяжело, почему радость не затмевает это страдание? Да потому, что у нас очень большая скудость в благодати Божией, а без нее терпеть скорби невозможно. Единственный путь к избавлению от страданий в том, чтобы приобщиться к Духу Святому. И если мы все-таки возревнуем о Боге, если у нас в сердце появится жажда, Господь напоит нас, потому что Он для того и пришел, и Кровь Свою пролил, чтобы нас напитать. Будем же благодарить Бога за то, что Он, по благодати Своей, дал нам удивительную, таинственную возможность начать новую жизнь в Святом Духе.
 
 Мученик Фалалей Эгейский (ок. 284) В царствование Нумериана (283 - 284) правитель города Эгеи разослал воинов разыскивать христиан. К нему привели Фалалея, 18-летнего белокурого юношу. На расспросы правителя святой Фалалей отвечал: "Я христианин, родом из Ливана (Сирия). Отец мой, по имени Берукий, был военачальником, а мать зовут Ромилией. У меня есть брат в сане иподиакона. Я же обучен врачебному делу врачом Макарием. Во время гонения на христиан в Ливане я был приведен к правителю Тиверию, но едва избежал казни. Теперь стою перед судом, делай со мной, что хочешь. Желаю умереть за Христа Спасителя и Бога моего, надеясь с Его помощью претерпеть все муки".

Свирепый правитель приказал двум палачам Александру и Астерию просверлить голени мученику, продеть в отверстие веревку и повесить вниз головой. Однако палачи, по устроению Божию просверлили обрубок дерева, который повесили вместо мученика. Когда правитель увидел, что его обманули, то приказал жестоко избивать Александра и Астерия, которые исповедали себя христианами и прославили Бога. Правитель повелел немедленно отсечь им головы. Дважды пытался сам выполнить казнь - просверлить голени святому, но благодать Божия не допускала его, и он в бессилии повелел утопить святого Фалалея.
Возвратившиеся слуги доложили правителю о совершенной ими казни, но внезапно, когда они еще не окончили речь, явился святой Фалалей в белой одежде. Все долго пребывали в оцепенении, наконец правитель сказал: "Смотрите, этот волшебник околдовал даже море". Тогда один из приближенных, волхв Урвикиан, посоветовал правителю бросить мученика на съедение зверям, но ни свирепая медведица, ни голодные лев и львица не тронули святого, но смиренно припали к его ногам. Видя происходившее, народ начал громко кричать: "Велик Бог христианский. Бог Фалалея, помилуй нас!". Толпа схватила Урвикиана и бросила его зверям, которые тут же растерзали волхва. Наконец правитель приказал убить мечом святого мученика. Свидетеля Христова отвели на место казни, называвшееся Егеи, где он помолился Богу и склонил голову под меч. Это произошло в 284 году. Мощи святого мученика Фалалея находятся в храме святого Агафоника в Константинополе и совершают многие чудеса. Святой мученик Фалалей как врач, безвозмездно лечивший больных, назван Церковью Бессребреником и призывается в молитвах над больными в таинстве Елеосвящения и при освящении воды. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1108.htm
… Каждый человек в силу своей греховности эгоист и поэтому всегда себе желает блага, причем блага, к сожалению, не духовного, а телесного или, что более пагубно, душевного. Человек хочет, чтобы на душе у него был покой, но покой, который дается не Святым Духом, а покой душевно-телесный. И к этому он устремляется и пытается так свою жизнь устроить, чтобы ничто его не трогало, не волновало. Все время каждый человек как бы борется с собственной жизнью, пытается каким-то образом ее наладить, и от этого возникает множество попечений, а жизнь ускользает из рук, и все идет само по себе, как скоростная езда на льду: можешь крутить руль в любую сторону, но машина едет туда, куда ее несет. Так же и здесь, собственно, происходит. Человек пытается как-то увернуться от воли Божией, пытается сам устроить свою жизнь, забывая о том, что Господь печется о каждом. Причем иногда Богу угод­но, чтобы в одно прекрасное время своей жизни человек принял скорбь. Почему? Потому что эта скорбь нужна ему для его спасения.
Святитель Алексий Московский, всея России чудотворец, митрополит. Обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского, всея России чудотворца (1431). Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.
Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей". С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Далее https://days.pravoslavie.ru/Life/life434.htm
… Господь каждому человеку хочет спа­сения. Господь хо­чет, чтобы человек пришел к познанию истины. Господь хочет каждому человеку дать воду живую, которая не иссякнет в нем никогда.
Часто бывает: живет человек, вроде где-то в душе верует, но жизни подлинной, духовной в нем нет. А потом некое событие случается, и что-то в уме и сердце человека поворачивается, как бы пелена спадает с его глаз, и начинается в нем духовная жизнь, начинает течь эта вода живая, которая оживляет его, и он просыпается от сна.
И нам нужно, чтобы с нами это пробуждение тоже произошло. А на самом деле оно должно происходить постоянно, ежедневно. Мы должны каждый день делать шаг навстречу Богу. Каждый день должно что-то для нас открываться в духовном мире. А для этого надо не спать, для этого надо все время идти навстречу Богу.
Нам надо обязательно жаждать Духа Божия, нам надо обязательно учиться жаждать этой живой воды. А если мы довольны своим усредненным христианством, то можем в этом фарисействе еще некоторое время побыть, но это ненадолго: когда будет какое-то искушение или когда действительно от нас потребуется оказать любовь Христу, мы окажемся несостоятельны, не сможем, не имея Духа Божия, совершать духовные дела. У нас не хватит ни сил, ни энергии любви для того, чтобы посетить больного, прийти в тюрьму, отдать себя детям.
Мы должны ежедневно плакать о том, что у нас нет Духа Божия, и мы совершенно этим удовлетворены. Мы с этим как-то смирились и даже не хотим иного, мы даже забываем, что подлинное христианство — это приятие в себя Духа Божия.
Благоверный князь Довмонт (во Святом Крещении Тимофей) Псковский (1299). Источник изображения http://krestobogorodsky.ru/svyatoj-blagovernyj-knyaz-dovmont-domant-pskovskij Великий князь Псковский Довмонт, названный при крещении Тимофеем, был подлинным народным героем Пскова, его защитником и строителем. Он произошел из семьи великих литовских князей, был родственником Миндовга, но в результате княжеских междоусобиц был вынужден переехать на Русь. Жители псковской республики выбрали его своим князем. Многие годы он, вместе со своей дружиной, защищал русские земли с запада — от нашествии рыцарей Ливонского ордена и немецких отрядов. Одновременно он сумел так отстроить Псковскую крепость Кром и главную часть города, что основные черты город хранит уже около 600 лет. Псковичи любили своего мужественного и благородного князя. После его кончины, которая последовала в 1299 г., меч Довмонта стал национальной святыней, на нем клялся каждый, кто вступал на княжение во Пскове. Благодаря Довмону значимость Пскова так поднялась среди других городов, что его стали называть Господин Великий Псков.
… В любом человеке, который сознательно крестился, начинается духовная жизнь, в нем начинает жить Дух Христов. Зачаток этого Духа христианин получает в миропомазании. Дальнейшая его жизнь должна быть направлена к тому, чтобы очистить себя от всякия скверны. И когда он начинает свою жизнь исправлять, начинает трудиться над своей душой, тогда Дух Святый, Который человек получил в зачатке, постепенно наполняет все его суще­ство и его исцеляет, залечивает все греховные раны, все страсти, которые бушуют у него в сердце. Через креще­ние человек становится причастным Христу. Он входит в Церковь, которая является содружеством святых, любя­щих Бога; постепенно прирастает к ней, делается членом Тела Христова, потому что Церковь — это Тело Христово. Христос есть истинная виноградная лоза, как Он Сам про Себя сказал, а мы ветки дикие. И вот эти дикие ветки через крещение прививаются к лозе.
Как происходит прививка? Сначала веточка болеет. Чтобы она при­жилась, нужно обрезать все ненужные побеги. Поэтому каждый человек-христианин, который хочет привиться к лозе Христовой, к Церкви, должен обрезать все мирское, что есть в нем; все зло он должен оставить в той, старой жизни и начать жизнь новую. И тогда, наконец, живительный сок — Господь сравнивает его с водой жизни, благодать Святого Духа начинает истекать из лозы в душу человека. Лоза прививает к себе эту веточку, и на ней появляются новые листья, каких раньше не было, появляется терпение, молитвенность, благость, вера. А потом эта веточка начинает уже плодоно­сить. Она приносит любовь, радость, мир. Для чего садовник прививает на ствол ветвь, чтобы любоваться листьями? Нет, чтобы она принесла плоды. И нас всех крестили когда-то только с одной целью, чтобы наша духовная жизнь принесла плоды. Чтобы наша жизнь приумножалась любовью, кротостью и смирением — самыми главными христианскими добродетелями.
Духовная жизнь происходит в человеке таинственным образом. Царствие Божие, Дух Святый, приходит неприметно в сердце человека. Если мы будем глядеть на цветок с утра до вечера, то не увидим, как он растет. Это происходит очень медленно. Вот так же и благодать Святого Духа очень медленно, но заполняет душу человека, если он борется с грехом, если он постоянно выдергивает сорняки, которые постоянно вырастают на огороде его сердца. Но эта борьба с грехом может происходить только в одном случае: если человек имеет постоянную жажду общения с Богом, если он пренебрегает всем ради нее. Поэтому Господь и говорит, что должно быть не хотение, а именно жажда: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». Бог есть источник нашей жизни. И если жажды этой нет, то никогда ника­кого Бога не познаешь и не увидишь как своих ушей.
Господь Иисус Христос ушел на Небеса, воссел во плоти одесную Бога и послал на маленькую Церковь, состоящую из 12-ти апостолов, благодать Святого Духа. Он ее оплодотворил, и с тех пор Дух Свят живет в Церкви. И мы, крестившись в Церковь, можем приобщиться к этой благо­дати, к этому источнику жизни, жизни подлинной. Потому что подлинная жизнь — это жизнь по закону Божию. А жизнь не по закону Божию есть тюрьма и смерть. Жизнь в тюрьме — это не жизнь. И жизнь по греху — это тоже не жизнь, потому что человек делает только то, что его заставляет делать грех, он является полностью рабом греха. Он полностью повинуется своим хотениям, своим страстям животным и демоническим.
А Господь хочет, чтобы у нас была только одна страсть, одна жажда — любовь к Богу, желание приобщиться к Святому Духу, потому что Дух есть жизнь. И чтобы нам приобщиться Святому Духу, в нас все скотское и все демоническое должно умереть, отодвинуться, дать возможность Духу Свя­тому поселиться в нашем сердце. Вот на это отодвижение, на это уничто­жение греха в нас и должна быть направлена наша воля — на жажду Бога и на ненависть ко греху. И если это действительно будет в нас, тогда мы по­знаем Бога, приобщимся к Святому Духу. Тогда мы узнаем, что испытывали апостолы в день Пятидесятницы. Из них хлынуло море такой радости, которую люди не могли даже осознать; они не могли понять, откуда эта ра­дость, хлещущая как Ниагарский водопад, и, глядя на апостолов, говорили: они напились сладкого вина, с ними что-то происходит. Источник этого веселья — Дух Святой. Когда человек сподобился Святого Духа, он имеет нескончаемую пасхальную радость, он уже в Царствии Небесном. И режь его на куски — блаженство его от этого не оскудеет ни на каплю. Именно поэтому святые мученики, которых мы прославляем и любим, на крови которых Церковь стоит, всегда на смерть шли с веселием. Не оттого, что на людях смерть красна, нет. За их любовь к Богу, за их жажду Господь им давал такую благодать, что они переносили жуткие мучения, которые ни один человек без благодати Божией не может выдержать…

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий