понедельник, 13 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 13 мая (30 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
13 мая (30 апреля старого стиля)
… То, что с каждым из нас происходит, Господь видит, и понимает, и продолжает сострадать, и жалеет нас, и все ждет нашего обращения, которое должно постоянно с нами совершаться, а мы, наоборот, все спим и никак не хотим Его послушаться. Он нам говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», но мы никак не хотим себя отвергаться, нам, каждому из нас, собственное «я» очень нравится. А за Ним идти — мы даже не знаем, что это такое. И крест свой воспринимаем с раздражением, с постоянным желанием от него уклониться. Он нам тягостен, мы все время ропщем и ноем, мы недовольны всем вокруг, у нас постоянное выражение недовольства на лице. Почему? Потому что все происходит не по-нашему. Мы весь мир хотим подчинить себе.

Апостол Иаков Зеведеев, апостол из 12-ти (44). Святой апостол Иаков Зеведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду.
Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим, Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.

Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу (40 - 44) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: "Мир тебе и прощение". Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме. https://days.pravoslavie.ru/Life/life957.htm
…Понятно, что, пребывая в таком устроении, нельзя достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное устроено по воле Божией, и, если человек приходит туда со своей волей, он в это Царствие не может вписаться, ему обязательно что-нибудь будет не так. Царствие Небесное — это Царствие блаженства, а человек, когда ему что-нибудь не так, когда что-то зазирает его гордыню, обречен на страдания. И невозможно устроить жизнь таким образом, чтобы удовлетворить нас во всем, удовлетворить все наши потребности. Даже если мы кого и любим, мы все равно предъявляем огромный перечень претензий к объекту своей любви, нам все равно даже в любимом и это не нравится, и то не нравится. Поэтому единственный способ от страдания избавиться — это отвергнуться себя. А вот на это не хватает ни мужества, ни решимости, ну, конечно, и гордыня мешает, и себялюбие — одна из ипостасей гордыни. Слова Господни звучат, но это вроде как бы и не к нам. Мы все равно стараемся изо всех сил жизнь так устроить, чтобы ни креста не брать, ни по стопам заповедей за Христом не идти, ни себя не отвергаться.

Святитель Донат Еврийский, епископ (ок. 387) Святитель Донат жил в царствование святого благоверного царя Феодосия Великого (379 - 397) и был епископом в городе Еврии. Недалеко от этого города в местечке Сориа находился вредоносный источник воды. Когда святитель узнал об этом, он вместе с клириками пришел на источник и изгнал из него чудовищного змея, который испустил дух. Святитель помолился, благословил источник и выпил воды без вреда. Видя это чудо, народ прославил Бога.
В другой раз, помолившись, святитель Донат извел воду в сухом каменистом месте, а во время засухи испросил у Господа дождь, который напоил землю.
Дочь святого царя Феодосия сильно заболела и была одержима нечистым духом. Святитель Донат пришел во дворец, и в его присутствии бес вышел и больная исцелилась. Один заимодавец, после того как его бывший должник, отдавший долг, умер, хотел вторично получить деньги с его вдовы. Святитель воскресил умершего, чтобы тот подтвердил возврат долга. Скончался святитель Донат около 387 года. https://days.pravoslavie.ru/Life/life960.htm

…Что значит каяться? Назвать все свои грехи? Да хоть месяц говори, все равно не назовешь. И не надо думать, что если механически ты что-то перечислил, то тебе все прощено. Нет, Бог не автомат по выдаче лицензий на безгрешность. Бог — живое существо, и Он ждет от тебя исправления. Покаяние — это исправление. И насколько ты исправился, настолько тебе Бог и простит. А что значит, Бог простил грех? Прощеный грех становится не бывшим: было и не стало. И ты забыл, что он у тебя когда-то был — так, вспоминаешь: вроде это было, а вроде и не со мной, и Бог забыл и никогда не вспомнит тебе этого греха, потому что его нет. Вот ты был жадный, а стал добрый. Спрашивается: за что тебя судить? Ты теперь совсем другой человек, мало ли что там было два часа назад. Два часа назад ты был жадный, а сейчас стал щедрый. Вот и все. Конец — делу венец.

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский (1867).Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь. где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (( 1867) он отдал работе над духовными сочинениями.
Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.
Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви (Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988). Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской Епархии. Частица их была принесена в Ставрополь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время первого визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Кавказ в августе 1994 года. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4628.htm

… Христос шел через Самарию, хотя иудеи обычно обходили ее кругом, чтобы не встретиться с самарянами, которые, с их точки зрения, были еретиками. Подойдя к колодцу Иаковлю, Господь повстречал там грешную женщину, блудницу. И Он не погнушался ею, а начал беседовать с ней и говорил кротко и с любовью, пытаясь оторвать ее от забот земной жизни, направить ее ум к размышлению о небесном. Господь не скрыл от нее, что Он есть Спаситель мира, что Он тот самый Мессия, которого все ждут. То есть с грешницей Он стал говорить о самом сокровенном и сказал ей очень многое из того, чего не говорил еще даже Своим ученикам.
Почему это произошло? Почему Христос именно ее избрал для этих замечательных слов — о воде живой, о Духе Святом? Она ведь не могла ведать этого Духа — блуд недаром считается грехом смертным, он мгновенно лишает человека благодати Божией. Но Господь не раз повторял, что пришел спасать не праведников, но грешников. И действительно, распяли Его именно праведники. Фарисеи, которые науськивали народ, чтобы распять Христа, исполняли все, что положено, но когда они повстречались с Христом, ничего, кроме ненависти, Его образ, Его слова, Его поступки в них не вызвали. А вот женщина-самаряныня, еретичка и грешница, мгновенно расположилась к Нему. И произошло дальнейшее чудо. Когда она пришла в свой город и сказала: вы знаете, я встретила Христа, — люди по ее слову тоже начали в Него веровать. Христос на глазах иудеев мертвых воскрешал, а они от этого только еще больше скрипели зубами с ненавистью. А тут еретики, имеющие неправильное учение об истинном Боге, — и, тем не менее, такое глубокое восприятие, такая доверчивость.
Это все и к нам имеет непосредственное отношение. Очень важно нам понять, что слово Божие усвояется не умом, оно усвояется сердцем. Чтобы его воспринять, совершенно недостаточно оценить все философские категории, которые в нем заключаются. Слово Божие обращено к душе человека, поэтому его можно усвоить только духом, а для этого необходимо сердце умягченное.
Каждый человек грешен, и его сердце невосприимчиво к истине. Оно бывает восприимчиво лишь в детстве, до определенного возраста, а потом начинает постепенно каменеть, каменеть, и уже трудно в него чему-либо доброму войти. Поэтому Господь однажды, обращаясь к ученикам, призвал их: будьте как дети — потому что это даст возможность усвоить слово Божие. И если мы посмотрим на учеников Христовых, то увидим, что среди них немного мудрых и совсем мало образованных, а все больше люди очень простые, непосредственные. Самарянка тоже была из этой породы людей. Поэтому когда Он ей сказал: Я Христос, — она Ему сразу поверила. Как дитя, которое, когда ему говорят о Боге, верит этому слову и запоминает его навсегда, и оно становится его жизнью. А человек взрослый, огрубевший от греха, либо не хочет этого слышать, либо ему это неинтересно, либо он никак не может уразуметь, никак не может связать одно с другим, все ищет какой-то логики. А логики тут нет, тут главное — есть ли открытое сердце навстречу слову Божию.
Господь прекрасно знает нашу падшую природу, и Он бы хотел, чтобы грех, который есть в нас, осознавался нами как преступление, чтобы мы стремились от него избавиться. Поэтому Спаситель этой женщине - самарянке задал, как на экзамене, некоторые наводящие вопросы. Он говорит ей: пойди приведи своего мужа. И ждет. Она отвечает: у меня нет мужа. Правду ты сказала, у тебя было пять, и тот, с которым ты сейчас живешь, он тебе не муж, сказал Христос. И она тут же во всем призналась, тут же во всем покаялась. То есть она знала, что делает нехорошо, ей не хватало только одного последнего толчка, и это и совершил с ней Господь. В предании Церкви осталась память о том, что она потом и крестилась, и стала ученицей Христовой, и даже приняла мученическую кончину. Христос ее переродил, но перерождение это стало возможным только потому, что у нее было детское, непосредственное сердце, и потому, что она покаялась, пусть этому покаянию и помог Господь.
Господь каждому человеку хочет спасения. Господь хочет, чтобы человек пришел к познанию истины. Он каждого хочет к этому покаянию подтолкнуть, потому что если нет покаяния, то тогда эту новую жизнь никак невозможно начать. Господь хочет каждому человеку дать воду живую, которая не иссякнет в нем никогда. Самарянка чувствовала свою греховность, поэтому промыслом Божиим так было устроено, что она встретилась со Христом. Всегда, когда человек как-то задумается над своей жизнью, задумается над тем, что он живет неправильно, Господь готов выйти ему навстречу, готов его призвать. И часто бывает: живет человек, вроде где-то в душе верует, но жизни подлинной, духовной в нем нет. А потом некое событие случается, и что-то в уме и сердце человека поворачивается, как бы пелена спадает с его глаз, и начинается в нем духовная жизнь, начинает течь эта вода живая, которая оживляет его, и он просыпается от сна.
И нужно, чтобы с нами это пробуждение тоже произошло. А на самом деле оно должно происходить постоянно, ежедневно. Каждый день должно что-то для нас открываться в духовном мире. А для этого надо не спать, для этого надо все время идти навстречу Богу.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий