пятница, 3 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 03 мая (20 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
03 мая (20 апреля старого стиля)
… Евангелие все антиномично. Да, с одной стороны, надо идти в храм, потому что есть заповедь хотя бы день в неделю посвящать Господу. А с другой стороны, вот здесь передо мной лежит человек, израненный разбойниками, и надо ему помочь. Как мне поступить? И то правильно, и это правильно — но нельзя и то, и это совершить одновременно, нужно чем-то пожертвовать. Чем? Это приходится решать постоянно. И правильный ответ всегда будет таков: поступать так, чтобы это нас более приблизило к Царствию Небесному. А что нас приблизит к нему больше? То, что труднее. И если мы имеем волю всегда выбирать то, что нам труднее, значит, мы к Царствию Небесному придем скорее. Все очень просто.
   Кипрская икона Божией Матери (392) Впервые чудотворный образ появился в 392 году на острове Кипр. На месте захоронения Лазаря появилась икона, изображающая Богородицу с младенцем на руках, окружённую ангелами. На полях расположены фигуры священномученика Антипы и мученицы Фотинии. На этом месте возвели монастырь Ставруни. Один из самых известных изводов Кипрской Божьей Матери находится в подмосковном селе Стромынь. Считается, что этим святым изображением святой Сергий Радонежский благословил Савву Стромынского — второго настоятеля монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Со временем обитель закрылась, а святой образ перенесли сначала в деревянный Никольский храм, а затем в каменный Успенский собор.

Чудотворный образ признали в 1841 году после исцеления Марфы — дочери местного крестьянина. Засыпая, тяжелобольная девушка видела образ Кипрской Богоматери, которая давала ей надежду на выздоровление. Для этого святыню следовало принести в дом девушки, отслужить молебен и умыться освященной водой. Больную привели в храм, где над дверями она нашла необходимый образ. После проведения домашнего молебна Марфа смогла самостоятельно отнести его в церковь. После этого в храм потянулись верующие в надежде на исцеление и помощь.
Композиция построена вокруг фигуры Богоматери, которая сидит на троне с младенцем Иисусом на руках. По обе стороны от неё парят ангелы в венках и с лавровым ветвями в руках. На полях размещены фигуры святых Антипа и Фотинии. Сейчас икону покрывает серебряная риза. http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-kiprskaya.html
…Сейчас мы живем в пору доброго отношения к Церкви, а потом настанет конец, потому что это будет уже последний всплеск. И насколько это окажется глубоко, насколько будет широко время этого благодатного периода, который мы не знаем, сколько продлится — может быть, сто лет, может быть, двести, может быть, тысячу, может быть, пять лет, — этого мы совершенно не знаем, это все сокрыто у Бога. И как, может быть, ни странно звучит, но зависит это только от нас с вами и больше ни от кого, потому что Господь сказал про Своих учеников: «Вы — соль земли». Мы с вами являемся этой солью, мы осаливаем весь этот мир и предохраняем его от гниения. Поэтому пусть наша радость по поводу того, что наступает сейчас для Церкви мир и благоденствие, не кружит нам голову, а оставляет нас трезвыми, в сознании нашего недостоинства таких милостей Божиих, и подвигает нас на труд духовный для того, чтобы эти благие дни продлить.
Преподобный Александр Ошевенский (1479). Русский христианский подвижник, преподобный, основатель и первый игумен Ошевенского монастыря (Архангельская область). С дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. В 19 лет принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Александр. После переселения отца на север, где тот основал слободу, получил благословение на создание нового монастыря. Сначала был воодружён крест, затем построен храм святого Николая и обитель при нём, вокруг которой собралась братья. Александр симпатизировал исихазму: в общине практиковалось священнобезмолвие и Иисусова молитва.
Тяжелые труды и скорби подорвали здоровье преподобного. Он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово. В таком изнеможении святой Александр молился преподобному Кириллу, своему покровителю. Преподобный Кирилл явился в белых ризах и, осенив больного крестом, сказал: "Не скорби, брат! Я помолюсь и будешь здоров. Только не забывай обета, не оставляй этого места. Я буду помогать тебе" Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь.
27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года. https://days.pravoslavie.ru/Life/life897.htm
… Все то, что мы читали из псалмов царя Давида, из книги Исайи пророка, все, что они за много сотен лет Духом Святым видели, в Великую Пятницу и совершилось. То, что в этот день происходит в каждом храме, происходило и на Голгофе: так же стоял Крест, так же при Кресте стояли Мать Иисуса и любимый ученик Иоанн. Остальные ученики убежали, вокруг толкался народ, и одни хулили Христа Спасителя, другие издевались над Ним, третьи просто были равнодушны — воинам, находившимся у Креста, было все равно, кого стеречь: им сказано охранять, и они охраняют, потому что им за это жалованье платят.
Вот так же и мы в Великую Пятницу стоим при Кресте. Входит человек в храм, открывает дверь, видит — Крест. Он подходит к ящику, берет пучок свечей и идет ставить свечки: туда поставит, сюда. Здесь Евангелие читают или поют тропарь: «Ужас бе видети, небесе и земли Творца на Кресте висяща, солнце померкшее, день же паки в нощь преложшийся, и землю из гробов возсылающу телеса мертвых». Когда Господь распялся на Кресте, солнце померкло, и днем стало темно, как ночью, и земля потряслась. А почему человек, видя это, никакого ужаса и трепета не имеет? Ему главное Николе, Казанской, Скорбящей поставить свечку, у него какие-то свои дела, какие-то свои мысли, о чем-то своем он молится. Почему человек не содрогается? Почему никто слезы не проливает, не бьет себя в грудь, не посыпает голову пеплом?
Мы стоим при Кресте Господнем, мы слушали Евангелие, где рассказывается, как Господь страдал, что Он претерпел. Зачем Ему это было нужно? Из сострадания к нам. Он любит нас и жалеет, что детки Его заблудились, живут как свиньи. Но у Бога и так есть свиньи, у Бога есть лоси, носороги, всякие животные, зачем же Ему еще одна свинья? Бог хочет, чтобы человек был человеком, ангельским существом, поэтому Он и послал Сына Своего, чтобы нас научить, вразумить, объяснить.
Поэтому каждый день, как только мы просыпаемся или ложимся в постель, нужно нам вспомнить, что мало нам осталось жить, вспомнить о смерти, что она очень скоро. Оставим всю суету, подумаем, как мы живем. Не надо давать дьяволу, чтобы он нас закрутил. Нужно, чтобы все время наша голова была в работе, чтобы наш ум все время взывал к Богу, чтобы наше сердце все время молило о пощаде.
Святитель Феодосий исповедник, епископ Коломенский (1937) 5 декабря 1929 года епископу Феодосию было зачитано постановление о предъявлении обвинения, в котором говорилось, что «он изобличается в том, что на протяжении своего пребывания в городе Коломне с 1924 года под прикрытием Церкви и борьбы с безбожием занимался организацией и объединением реакционно‐монархического элемента и лиц, активно борющихся с советской властью; вновь стал восстанавливать распущенные в период революции монастыри, которые стали функционировать нелегально, прикрываясь общиной верующих, руководителями отдельных организаций. Монастырями, религиозными общинами подбирались и назначались лица из числа непримиримых врагов советской власти, уже отбывавшие за свою контрреволюционную деятельность ссылку. Под общим его, Ганицкого, как епископа, руководством и с его ведения из числа упомянутой группы лица вели скрытую и открытую контрреволюционную агитацию…».
Выслушав, в чем его обвиняют, владыка написал: «В обвинении, мне объявленном, ни в чем себя не признаю виновным, ибо оно голословно и бездоказательно».
12 декабря 1929 года следователь допросил епископа, но все обвинения его в антисоветской деятельности владыка отвел, не согласившись с ними. 3 февраля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила владыку к пяти годам ссылки в Северный край. 28 мая 1933 года Коллегия ОГПУ постановила освободить владыку, разрешив ему свободное проживание. Епископу Феодосию было тогда семьдесят три года, он возвратился сначала в Коломну, а затем поселился у верующих людей в селе Сушково Луховицкого района, неподалеку от храма в честь Казанской иконы Божией Матери, куда он ходил молиться до своей праведной кончины, последовавшей 3 мая 1937 года. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-svt-feodosiya-isp-ep-kolomenskogo-1937.html
… Из истории мы знаем, что наш народ часто прогневлял Бога, и Господь посылал ему скорби для вразумления. Самое страшное — это было нашествие монголов, татаро-монгольское иго, которое длилось не одну сотню лет. В то время между удельными княжествами постоянно происходили безобразные драки, братоубийственные войны, междоусобицы и постоянно лилась кровь. Все, что стяжала святая Киевская Русь, разорялось, князья друг друга грабили; из храмов забирали и честные мощи, и иконы и везли к себе, а людей убивали. Господь долго терпел и, наконец, попустил орде кочевников напасть на Русь, и целые века она была в пленении. Забирали в плен лучших людей, самых красивых девиц, отбирали деньги, всячески русских унижали, долго-долго, до тех пор, пока они в разум не пришли, пока не опомнились и стали собираться вокруг Церкви, стали единым государством, объединились вокруг Москвы и смогли прогнать злодеев.
Нашествие Наполеона тоже было не случайно, а попущено Богом за грехи, за то, что многие наши соотечественники отступили от Бога, поверили всяким западным учениям. Люди просвещенные, особенно дворяне, очень увлекались французскими философами, французской революцией, и вот эта французская революция выпустила на нашу страну исчадие ада — Наполеона. Двенадцать народов напали на Россию и много горя принесли, море крови, слезы, пожары; сердце России — Москва — была сожжена. И опять бедствие на некоторое время сплотило, объединило всех. Уже во время войны дворяне вспомнили, что мужики, оказывается, им братья, а не какие-то их рабы; что у них тоже есть и чувства, и сердце; что у них общая земля. Люди вспомнили о Боге и смогли очень быстро прийти к победе.
Но всегда так бывает, что человек добра как-то не понимает, не чувствует. И опять постепенно зло проникло в среду русского народа, от Церкви начали отходить не только дворяне, но это пошло и дальше, ниже, целые слои общества стали от Бога отрекаться. Тогда Господь попустил как генеральную репетицию революцию в 1905 году, чтобы люди немножко поняли, к чему это все может привести: к братоубийственной стрельбе, к убийству людей в городах и весях без всякого нашествия извне. Но народ не опомнился. Чуть ранее Господь попустил войну с Японией — маленьким островным государством, в котором живет совершенно нехристианский народ. И вот этот народ, крошечный по сравнению с могучей Россией, вышел победителем, русские потерпели безобразное поражение, и пришлось заключить позорный мир.
Но основная масса народа опять никак не вразумилась, не послушала своих пастырей. А тогда пастыри были прекрасные, отец Иоанн Кронштадтский был известен всей России. И Господь попустил еще одну войну — мировую, чтобы все объединились вокруг Церкви и этим прекратили бессмысленную бойню. Люди уже стали гибнуть десятками, сотнями тысяч, но так и не покаялись. И тогда разразилась катастрофа, плоды которой мы пожинаем до сих пор. Был уничтожен цвет нации, уничтожено все, что накопила империя за долгие годы. И это все следствие наших грехов.
Попущенная Богом страшная катастрофа началась с отречения императора, которого окружали трусы, предатели и изменники и склоняли к тому, что для спасения России ему надо отречься от престола. А государь был очень смиренный, кроткий, богобоязненный. Если бы на его месте оказался его отец Александр III, он бы просто их вышвырнул за шкирку, но Николай Александрович был не такой, у него был характер не Петра I, и он склонился на уговоры: раз просят лучшие представители России, как они себя называли, то для спасения России уж пожертвую собой, пожертвую и троном: хотите — пожалуйста. То есть он повел себя так, как подобает христианину; поступил так, как поступали все святые.
И вот сейчас мы все больше и больше видим, что люди стараются к Богу обращаться: многие стали креститься, даже взрослые, восполняя то, что они когда-то не сделали; многие вразумляются, начинают интере­соваться духовной жизнью. И Господь дал нам ослабу. Мы этого совсем не заслужили, мы за это не боролись, никаких писем не писали, не бастовали, даже особенно и не просил никто. Но, тем не менее, мы видим, что происходят чудеса: начали открываться монастыри, церкви, новые семинарии духовные.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий