среда, 1 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 02 мая (19 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
02 мая (19 апреля старого стиля)
… Что самое страшное для современного человека? Это смерть. И когда он сталкивается со смертью, то ужасается. А для человека духовного, который соединился с Духом Божиим, смерти нет. Потому что вот душа в теле, а вот эта душа вышла из тела. И что? Человек же жив, он есть, он существует.
Какая трагедия? Что вышел из своего тела в двадцать шесть лет, а не в шестьдесят два? А разве это принципиальная разница? Любое конечное число по сравнению с бесконечностью есть бесконечно малая величина, поэтому двадцать лет или сто — это неважно. Раз уж Бог так распорядился, то человек это принимает, потому что он обращен туда, и он знает, что он может молиться за умершего, может продолжать с ним общение.
 
Святые мученики Христофор, Феона и Антонин (303) Были воинами-копьеносцами императора Диоклитиана (284 - 305). Они присутствовали при страданиях святого великомученика Георгия (память 23 апреля) и видели чудеса, совершаемые силой Божией, веру и непоколебимое мужество святого Георгия. Воины уверовали в Спасителя, сбросили золотые воинские пояса и пред императором объявили себя христианами. Их тут же бросили в темницу. На Другой день император стал уговаривать бывших воинов отречься от Христа, но они твердо исповедовали свою веру и прославляли Спасителя как Истинного Бога. Император приказал бить мучеников железными прутьями и строгать тела крючьями. Святые мужественно терпели все истязания и оставались непреклонными. Тогда Диоклитиан приказал их сжечь. Мученическая кончина святых Христофора, Феоны и Антонина совершилась в 303 году. https://days.pravoslavie.ru/Life/life888.htm
…Для того, кто не знает иного мира, смерть — трагедия, потому что он с умершим человеком расстается, как ему кажется, навсегда. Он свою жизнь, вот такую короткую, воспринимает как вечность, а тот человек уже ушел туда, в мир иной. Так и говорят: его не стало, ушел от нас. Но ведь это же временно, он временно недоступен для непосредственного общения, но, если мы молимся за него, разве наши души не общаются? Разве мы не чувствуем, что Господь слышит наши молитвы и что сам он тоже это воспринимает?

Святитель Виктор исповедник, епископ Глазовский (1934) Во всем его облике, образе действий и обращении с окружающими чувствовался подлинный христианский дух, чувствовалось, что для него главное – любовь к Богу и ближним.
На время нахождения епископа Виктора в Вятке пришлось изъятие из храмов церковных ценностей, которое произвело на владыку удручающее впечатление.
…Владыка не принял уполномоченного ВЦУ и отказался взять от него какие‐либо бумаги. В тот же день преосвященный Виктор составил письмо к вятской пастве, которое было одобрено и подписано епископом Павлом и разослано по храмам епархии. В нем говорилось: «В последнее время в Москве открыла свои действия группа архиереев, пастырей и мирян под названием “живая церковь” и образовала из себя так называемое “высшее церковное управление”. Объявляем вам во всеуслышание, что эта группа самозванно, без всяких на то канонических полномочий захватила в свои руки управление делами Православной Российской Церкви; все ее распоряжения по делам Церкви не имеют никакой канонической силы и подлежат аннулированию, которое, надеемся, и совершит в свое время канонически правильно составленный Поместный собор…»
25 августа 1922 года, епископы Павел и Виктор и с ними несколько священников были арестованы, а 1 сентября был арестован секретарь губернского суда Александр Вонифатьевич Ельчугин.
На допросе 28 августа владыка Виктор на вопрос следователя, кто составил послание против обновленцев, ответил: «Воззвание против ВЦУ и группы “Живой церкви”, обнаруженное при обыске, составлено мной и разослано в количестве пяти-шести экземпляров».
Срок ссылки епископов Павла и Виктора закончился 23 февраля 1926 года, и им было разрешено вернуться в Вятскую епархию. Епископ Виктор снова был арестован 16 мая в поезде, когда проезжал через Вологду. Он был обвинен в том, что содействовал и помогал архиепископу Павлу в его мероприятиях и произносил проповеди, которые, по мнению властей, имели контрреволюционное содержание… преосвященный Виктор был отправлен под конвоем в Москву. Здесь следователь предъявил ему текст «Послания к пастырям».
– Знаком ли вам этот документ? – спросил он. 
– Этот документ составлен мною с месяц приблизительно тому назад, вернее, с месяц до моего ареста. Предъявленный документ является копией моего документа… 
18 мая 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Виктора к трем годам заключения в концлагерь. В июле владыка прибыл на Попов остров и затем на Соловецкий остров. Начался исповеднический путь святителя в узах.
Владыка Виктор был небольшого роста… всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой, радостной, тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. “Каждого человека надо чем‐нибудь утешить”, – говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое‐нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек.
В Соловецком концлагере владыка пробыл три года. 4 апреля 1931 года кончился срок заключения, но епископ Виктор не был освобожден, как и многие другие архиереи, являвшиеся слишком яркими образцами пламенной веры. Преосвященный Виктор был обречен властями до смерти терпеть узы неволи, и 10 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край на три года, в Коми область.
Местом ссылки епископу была назначена деревня Караванная, на окраине районного села Усть‐Цильмы, расположенного на берегу широкой в этом месте и быстрой течением реки Печоры. Все село раскинулось на высоком левом берегу, с которого открываются необъятные просторы Печоры с низким противоположным берегом, от которого тянется вдаль казавшаяся отсюда бесконечной тайга… Епископ Виктор был вновь арестован 13 декабря 1932 года.
Сразу же после ареста начались допросы. Следователи потребовали от владыки, чтобы он оговорил других арестованных. В течение первых восьми суток допросов ему не разрешали присесть и не давали спать. Протокол с нелепыми обвинениями и лживыми показаниями был заготовлен заранее, и сменяющие друг друга следователи сутками повторяли одно и то же, крича заключенному в уши – подпиши! подпиши! подпиши! Однажды владыка, помолившись, перекрестил следователя, и с тем случилось нечто подобное припадку беснования – он стал нелепо подпрыгивать и трястись. Епископ помолился и попросил Господа, чтобы не случилось вреда этому человеку. Вскоре припадок прекратился, но вместе с этим следователь снова приступил к владыке, требуя, чтобы тот подписал протокол. Однако все усилия его были напрасны – святитель не согласился оговорить ни себя, ни других.
10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Виктора к трем годам ссылки в Северный край.
Владыка этапом был отправлен в тот же самый Усть-Цильмский район, но только в еще более отдаленное и глухое село Нерицу, расположенное на берегу довольно широкой, но мелкой, бродной реки Нерицы, впадающей в Печору.
В конце апреля 1934 года владыка написал монахине Ангелине в Усть-Цильму, приглашая ее приехать. Он писал, что близятся тяжелые, скорбные дни, которые будет легче перенести, если молиться вместе. И в субботу 30 апреля она была уже в Нерице у владыки. В этот день у него поднялась высокая температура, и появились признаки серьезной болезни. Пришедший к преосвященному врач-священник сказал, что владыка заболел менингитом. Через день, 2 мая 1934 года, преосвященный Виктор скончался.
1 июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора, которые затем были перенесены в город Вятку в женский Свято‐Троицкий монастырь. В 2005 году насельницы монастыря были переведены в Преображенский монастырь в центре города; туда же 1 июля были перенесены мощи священноисповедника Виктора. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-svt-viktora-isp-ep-glazovskogo-1934.html
… В Великий Четверг, зная, что приблизился страшный час, когда Он будет предан, Христос взял таз, полотенце и стал умывать ноги ученикам. Петр был человек очень горячий, поэтому сказал: «Не умоешь ног моих вовек» — так это его смутило. И апостолов так поразило, что они запомнили это навсегда. И если мы хотим быть учениками Христовыми, мы тоже должны запомнить это навсегда, мы должны идти этим завещанным нам путем: учиться умывать друг другу ноги, относиться друг к другу с кротостью, с любовью, с желанием послужить во что бы то ни стало.
А второе, что Христос сделал — Он собрал учеников в Сионской горнице, чтобы совершить с ними Пасху. И этой ветхозаветной, иудейской Пасхе Он придал совершенно другой смысл. Иудеи на Пасху поедали агнца в воспоминание о том, как Господь через Моисея вывел их из Египта в землю обетованную. А Господь установил Новый Завет в Своей Крови: Он выводит всех Своих учеников из жизни плотской в жизнь духовную. Земля обетованная — это Царствие Небесное, которое начинается уже здесь, на земле. Соединение земли с небом происходит вот на этой пасхальной службе, которую христиане стали называть Евхаристией, что значит «благодарение». Тогда, в Сионской горнице, Христос, указывая на хлеб, сказал ученикам: «Сие есть Тело Мое». Указывая на чашу, сказал: «Сие есть Кровь Моя». И благословил их. И каждый день во всех православных церквах Господь творит то же самое. И каждый верный Христу может приступить к Чаше жизни и вкусить от нее — с целью соединения. Причастие есть свидетельство того, что человек по благодати соединяется с Самим Христом Богом, а через Него со всей Пресвятой Троицей.
Общение со Христом в таинстве Евхаристии есть второе самое главное завещание Христа Спасителя всем Его ученикам. И каждый из нас в ту меру, которая доступна для его ума, и сердца, и воли, должен исполнить это завещание Христа, состоящее из умовения ног друг другу и осуществления любви к Богу и к ближнему через Кровь, которая является Новым Заветом, установленным Господом для всех нас.
Блаженная Матрона Московская (Никонова) (1952). Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними…
Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.
Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка — так ласково называют ее многие. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm
… Мы все люди одинаково грешные. Даже нельзя сказать, что один более грешен, другой менее, потому что это все неважно, ну просто один уже убил, а другой еще пока нет. Это не принципиально, ведь сколько раз было такое чувство, что так бы и убил бы. Ну, какая разница? Будь другие обстоятельства, может, и действительно убил бы. Это не принципиально, потому что Господь смотрит даже не на поступок, а Господь смотрит на существо дела: к какому греху человек готов, на какой грех он внутри согласен и каким грехом он уже внутри себя мысленно грешит, хотя, может быть, еще и не реализовал это. Если ты чему-то у кого-то позавидовал, ты уже вор, потому что сначала зависть, а потом воровство. Поэтому надо ужасно бояться всякого греха, даже мысленного. Если мы осознали, что в каком-то мысленном грехе пребываем, нужно тут же молиться Богу, чтобы Господь нашу голову, наше сердце очистил, чтобы нам этого не допускать. И если мы будем Бога просить, то Господь будет приходить и сердце наше очищать и таким образом спасать нашу душу.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий