Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию
пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в
раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй
неописанный" и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.
Но в полночь смолкнут
тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья. (Б. Пастернак)
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья. (Б. Пастернак)
Печален, тих и прекрасен день, когда Господь наш Иисус
Христос телом Своим — во гробе, душою же — в глубинах ада, когда жива наша боль
от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на
Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь
печаль и тишину.
Кондак Великой Субботы
глас 6
Бездну заключивый мертв зрится,/ и смирною и плащаницею обвився,/ во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный,/ жены же приидоша помазати Его миром,/ плачущия горько и вопиющия:/ сия суббота есть преблагословенная,// в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.
глас 6
Бездну заключивый мертв зрится,/ и смирною и плащаницею обвився,/ во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный,/ жены же приидоша помазати Его миром,/ плачущия горько и вопиющия:/ сия суббота есть преблагословенная,// в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю
иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе
в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили
большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать
Иакова и Иосиева.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем
воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не
похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в
субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб
запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое
подтверждение.
Фарисеи и первосвященники иудейские запечатывают камень на гробе
Господнем
http://hram.ks.ua/images/stories/2014/zakon_bozhiy_350.gif
http://hram.ks.ua/images/stories/2014/zakon_bozhiy_350.gif
«Когда же настал вечер,
пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у
Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать
тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом
своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери
гроба, удалился.
Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27: 57-66).
Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27: 57-66).
Стража у Гроба Господня
Святитель Иоанн Златоуст пишет:
«Христос положен был в новом гробе, в котором
никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано
кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого
места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями
погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб
и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было
свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было
не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются
доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем
последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не
сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».
Ветхозаветная суббота, соблюдать которую строго
предписывалось иудеям, была образом этой преблагословенной Субботы.
Этот благословенный покой не то же самое, что безделье. Церковь призывает в этот день оставить всю человеческую суету, вообще забыть о себе, все свои чувства и мысли посвятить ожиданию великого чуда Воскресения, впустить в свою душу светлую тишину, в которой без помех будет слышен радостный возглас: «Христос воскресе!»
Этот благословенный покой не то же самое, что безделье. Церковь призывает в этот день оставить всю человеческую суету, вообще забыть о себе, все свои чувства и мысли посвятить ожиданию великого чуда Воскресения, впустить в свою душу светлую тишину, в которой без помех будет слышен радостный возглас: «Христос воскресе!»
Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт
раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей:
Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы
прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница
при пении: "Святый Боже"... выносится священнослужителями из храма на
главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия
Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении
Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того,
что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и
смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: Благообразный
Иосиф"... Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда
произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о
воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть
истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники
с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню
печать.
Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер
в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день,
исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе
капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь.
Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов… И совсем скоро мы
запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле
сподоби чистым сердцем Тебе славити».
ИЗ ПРОПОВЕДИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ:
"Господь во
гробе, но Божественной Своей силой Он сходит во ад. Нам не дано понять, что это
означает, потому что ад и загробная жизнь - вне нашего человеческого
опыта. На протяжении истории истину о том, что Христос по смерти Своей
прикоснулся к самым глубинам зла, по-разному отображали художники, создавая
прекрасные произведения, по-разному воспевали поэты, об этом по-разному
говорили Святые Отцы и богословы…"
Службы этого дня отличаются необычайной поэтической и
богословской глубиной, раскрывающей тайну спасения человека. Главная их тема -
сошествие Христа во ад.
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1057758/adf59181-98db-4e06-8a55-3af6035ee74e/s1200?webp=false
Грех Адама искорежил человеческую природу и сделал ее
смертной. Смерть - следствие греха. Соответственно, область, в которую попадали
души всех умерших, оказалась во власти зла. До сошествия Христа во ад, туда
попадали даже души праведных. Воплотившись, Бог исцелил всю человеческую
природу, приобщив ее к божественной. Став сопричастником смерти, Он освободил
от тления и самую последнюю трагическую область бытия человека. Приняв смерть,
Христос, как всякий человек, сошел душой в ад, но, как Бог, разрушил эту
твердыню смерти. Сатана, великий обманщик, сам обманулся, не узнав Того, Кто
пришел в этот день в его царство.
Диавол полагал, что Христос лишь человек и наступил момент небывалого торжества зла: Мессия, посланный Богом и столько веков ожидаемый человечеством, не только не основал Своего царства, но и был отвергнут народом, предан на самую позорную и мучительную казнь, - вот сейчас и Он попадает под власть ада. Но лукавый вновь был побежден и посрамлен: Христос входит в ад не только как человек, но и как Бог; не как раб смерти и тьмы, но как Господь жизни и света. И смертная темница разрушилась от полноты божественного бытия, мрак рассеялся от нетленного света.
Диавол полагал, что Христос лишь человек и наступил момент небывалого торжества зла: Мессия, посланный Богом и столько веков ожидаемый человечеством, не только не основал Своего царства, но и был отвергнут народом, предан на самую позорную и мучительную казнь, - вот сейчас и Он попадает под власть ада. Но лукавый вновь был побежден и посрамлен: Христос входит в ад не только как человек, но и как Бог; не как раб смерти и тьмы, но как Господь жизни и света. И смертная темница разрушилась от полноты божественного бытия, мрак рассеялся от нетленного света.
Церковь использует еще одну метафору для описания чуда
схождения Христа во ад. Спаситель сходит в преисподнюю как победитель,
захвативший хорошо укрепленную крепость и освободивший томившихся там пленных.
Этот образ особенно показательно виден на иконе «Схождение Христа во ад».
Христос врывается в глубины ада, так стремительно, что края Его одежд
развеваются в воздухе, под ногами Его разломанные ворота ада. Фигура Христа
окружена ореолом - сиянием славы, «светоносной
благодати», разогнавшим беспросветную тьму.
Спаситель буквально вырывает за руки из могил Адама и Еву; множество других праведников, немного даже ошеломленных неожиданным освобождением, глядят на Христа и делают к Нему первое робкое движение. Устремление этих людей к истинному Богу, добру и свету, не погибло и в царстве смерти, и Христос выведет их из ада, как и любого человека, обратившегося к Нему. «Ныне ад, стеная, вопиет: лучше было бы мне, если бы не принял Рожденного от Марии: Он пришел [войной] на меня, разрушил мою державу, сокрушил медные врата [ада], души, которые я удерживал прежде, Он, Бог, воскресил», - поется еще в одной стихире Великой Субботы.
Спаситель буквально вырывает за руки из могил Адама и Еву; множество других праведников, немного даже ошеломленных неожиданным освобождением, глядят на Христа и делают к Нему первое робкое движение. Устремление этих людей к истинному Богу, добру и свету, не погибло и в царстве смерти, и Христос выведет их из ада, как и любого человека, обратившегося к Нему. «Ныне ад, стеная, вопиет: лучше было бы мне, если бы не принял Рожденного от Марии: Он пришел [войной] на меня, разрушил мою державу, сокрушил медные врата [ада], души, которые я удерживал прежде, Он, Бог, воскресил», - поется еще в одной стихире Великой Субботы.
Великая суббота напоминает то положение, которое занимает
ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная,
положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать
всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не».
Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано
нам — но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с
грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким
упованием и возглашаем: «Маранафа» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!»
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а
в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой
поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча
переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на
Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память
сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
Источники:
https://foma.ru/velikaya-subbota.html
- Автор: КРУГЛОВ
Сергий, священник Великая Суббота. Страстная седмица: день за днем
https://ljubov-i-svet.livejournal.com/438333.html
Великая Суббота Страстной
седмицы Великого поста
Комментариев нет:
Отправить комментарий