среда, 10 апреля 2019 г.

Основы православной христианской веры. Часть 3



НАША ВЕРА
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
       Воскресение Христово. Мозаика. Константинополь
Вера в воскресение Иисуса Христа — это основа нашей веры: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (Коринфянам 15.14)
«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они к гробу... Но нашли камень отваленным от гроба, и вошедши не нашли Тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих... и сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? ...вспомните, как Он говорил вам... что Сыну Человеческому надлежит быть предан у в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Луки 24: 1-7)
Воскресение осуществляет замысел Божий...
  • Человечество было создано, чтобы разделить любовь Божию.
  • Однако, Адам  поставил свою волю  выше Божией. Из-за своей греховной гордости, он попытался жить независимо от Источника Жизни.
  • В результате, смерть пришла в мир, отделив, таким образом, человечество от Бога и изменив Божий план мироздания.
...и осуществляет новое мироздание.
  • Иисус Христос — это новый Адам. Там, где прежний Адам поставил свою волю выше Божией, там Новый Адам свободно подчинился Божией воле.
  • Иисус в мироздании спасает все, что достойно спасения. Все созданное преобразуется и обновляется после воскресения.
Человечество объединяется с Богом...
  • Иисус Христос пришел в мир,  чтобы примирить человечество — и все созданное — с Творцом.
  • Своею смертью Иисус разрушил смерть; воскреснув из мертвых, Он дал прощение и вечную жизнь всем, кто раскаивается и жаждет дара Божией любви, жизни и спасения.
  • Смерть больше не отделяет человека от Бога. Хотя мы по-прежнему смертны, смерть не является препятствием для вечного союза с Богом.
...делает возможным наше собственное воскресение.
Мы верим в воскресение мертвых и в жизнь будущего мира.
Иисус Христос снова придет во славе, чтобы воскресить все человечество и подарить нам вечную жизнь в Своем Царствии.
АДАМ, ВОЗРАДУЙСЯ! ЕВА ОСВОБОЖДЕНА!
Икона, изображающая воскресение, никогда не показывает Иисуса, восстающего из гроба. Вместо этого, икона показывает, как Иисус Христос спускается в подземное царство Ада до Своего телесного воскресения.
Иисус упраздняет врата подземного царства Ада.
Как Новый Адам, Он воскрешает для новой жизни праведных, которые ушли до Него, буквально воздвигая Адама и Еву из могил.
Иисус Христос объединил в Себе небеса и землю, принеся новое мироздание, спасая прародителей прежних людей.

ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА
Вознесение. Фреска. Гурий Никитин, 1680 г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Спустя сорок дней после Своего Воскресения Иисус Христос «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Марка 16:19), таким образом
  • прославляя человеческую природу;
  • возвращая человечеству его подобие Богу;
  • готовя вечное место для Своих чад.
Вознесение Иисуса Христа — загадочное событие. После Своего Воскресения Он собрал ближайших учеников на Елеонской горе и на глазах у них покинул землю, скрывшись в облаке. Что же произошло? Богочеловек Своей смертью и Своим воскресением исцелил человеческую природу, а затем вознес ее к престолу Своего Отца. Теперь всякий человек может проделать тот же путь: подняться на небо и соединиться с Божеством.
В своих сочинениях святитель Кирилл Туровский замечательно передает триумфальный характер происходящего на Елеонской горе: ангельские силы и архангельские воинства приносят облака крылами ветреными, чтобы взять от земли Христа Бога, а «Бог Отец ждет Того, Кого прежде имея в своих недрах. Дух же Святой велит всем ангелом Его: Возьмите врата небесные, да внидет Цесарь славы! Небеса веселятся, свои украшающе светила, да благословятся от своего Творца, с плотью сквозь те врата на облаках возносящегося».

СВЯТОЙ ДУХ. ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
Икона. Сошествие Святого Духа на апостолов
Пятьдесят дней спустя после Своего Воскресения Иисус Христос ниспослал Духа Святого на Своих апостолов:
«При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого…» Деяния Святых Апостолов 2:1-4).
ЧТО ГОВОРИТ ИИСУС О СВЯТОМ ДУХЕ?
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:16-17).
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26).
СВЯТОЙ ДУХ
Святой Григорий Фаматург говорит: «Есть один Святой Дух, который — Бог, и который открылся людям через Сына. Он — Образ Сына — Совершенство из Совершенств; Жизнь — Причина Жизни, Святой Источник; Святость — Освятитель; в Нем раскрывается Бог Отец, Который стоит над всем и во всем, и Бог Сын, Который проходит через все»
  • Бог, Третье Лицо Святой Троицы;
  • исходит от Отца;
  • послан в мир Иисусом Христом;
  • вдохновляет людей Божиих возвещать истину Божию и поступать по воле Его и
  • дает жизнь, защищает и поддерживает все создания в их существовании, жизни и росте.
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоанна 16:13-15).

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА
Икона. Спас на Престоле
«Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евреям 9:28)
В Его Второе Пришествие и добрые, и злые восстанут из мертвых и предстанут пред судом Христа: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоанна 5:29). Критерий, по которому Бог судит нас — это любовь. Наша способность любить других основана на нашем принятии Божией любви, так как Он есть сама Любовь. Христос повелел нам возлюбить Бога превыше всего и поделиться Божией любовью с другими. И по этому мы будем судимы.
КОГДА ХРИСТОС ПРИДЕТ СНОВА?
Иисус никогда не раскрывал нам времени Своего Второго Пришествия. Он учил нас, что надо быть бдительными постоянно находится в состоянии готовности. В вере своей мы знаем, что Второе Пришествие Христа — и наше собственное воскрешение — обязательно будут.
«О, какой это будет день, когда Господь вознаградит нас за нашу веру и преданность! Какая слава будет, и как велика будет радость предстать пред взором Бога! Какая честь оказана — принять радость вечного света и спасения в присутствии Господа нашего Христа, вашего Бога; Приветствовать Авраама, Исаака и Иакова, и всех патриархов, апостолов, пророков и мучеников... в восторге бессмертия, которое будет дано! Получить там то, что глаза раньше никогда не видели, и ухо еще не слышало, что еще не проникало в сердце человеческое!» (Святой К/Киприан Карфагенский)
РАЙ и АД
Мы верим в существование рая и ада, но не воспринимаем их как реально существующие места. Святые Отцы учат нас, что
  • для тех, кто любит Бога, рай — это вечное существование в Его любящем присутствии. Бог — это их окончательное желание, и соответственно, их награда. Поскольку для большинства из нас любовь к Богу далека от совершенства, Его любовь к нам и постоянные молитвы Церкви очищают нашу любовь, и делают нас способными найти радость в Нем.
  • для тех, кто ненавидит Бога, ад — это тоже вечное существование в Его любящем присутствии, но согласно словам Святого Исаака из Сирии, они «будут наказаны любовью. Как жестока будет эта пытка любовью. Печаль, овладевшая сердцем, которое согрешило против любви, более мучительна, чем любая другая боль» Вечность Ада вовсе не означает конца любви или присутствия Бога, а скорее пытку вечного существования в присутствии Любви, которая нежеланна, отвергаема и презираема.
Божия всепоглощающая любовь действует двумя путями. Это:
  • вечное существование и ликование благословляемых; и
  • вечное мучение и осуждение порочных.

ЦЕРКОВЬ
«Верую...  во единую святую, соборную, и Апостольскую Церковь». (Из «Символа Веры»)
Церковь Едина потому, что
  • как Тело Христа, она не может быть разделена;
  • у нее единая цель - даровать всем спасение;
  • множество ее членов объединены вместе в одной и той же вере, опыте жизни, цели и видении жизни в Троице.
Церковь Свята потому, что
  • Бог свят;
  • она продолжает работу Христа по освящению;
  • ею во всем руководит Святой Дух.
Церковь Соборная потому, что
  • она — единое целое, завершенное во всех элементах;
  • она — полное раскрытие жизни Бога, Его любви и Истины,
    которые даны всему человечеству везде и во все времена;
  • ее смысл, назначение и работа неизменны, как и неизменен Сам Бог.
Церковь Апостольская потому, что
  • она продолжает провозглашать то, что открыл Иисус Христос Своим апостолам;
  • она продолжает проповедовать Евангелие в том же Духе, который  характеризовал и апостольскую эру.
Будучи Церковью Божией, мы призваны продолжить труд Иисуса Христа и апостолов в этом мире.
Что провозглашает Церковь?
  • Радостную весть о воскресении Христа.
  • Воссоединение человека с Богом.
  • Спасение через веру, раскаяние, прощение и образ жизни, пример которого дал Сам Иисус Христос.
Как Церковь выполняет все это?
  • Живя и проповедуя учение Иисуса Христа.
  • свидетельствуя всем об Иисусе Христе.
Кто призван выполнить это?
  • Весь Народ Божий;
  • Духовенство и миряне.
Когда эта работа была начата?
  • В день Пятидесятницы, после того, как Святой Дух был ниспослан, чтобы руководить нами в работе по провозглашению всем Божиего откровения.
«Церковь едина, однако она широко распространена среди народов, так как она плодотворно растет... Церковь купается в сиянии Господа, и изливает свои лучи на весь мир. Она — это единый свет, который проникает всюду, и ее единство неделимо» (Святой Киприан Карфагенский)
«...везде, где есть Иисус Христос, там есть Цер ковь» (Святой Игнатий Антиохийский)
«Церковь, установленная Господом и утвержденная апостолами, едина для всех людей...» (Святой Иларий)

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
Евхаристия (в переводе с греческого — «благодарение, благодарность, признательность») есть Святое Причастие
Божественная Литургия — не просто «воспоминание» о Тайной Вечери, а продолжение Тайной Вечери, в которой участвуют Иисус и Его Апостолы, а также совместное действие Людей Божиих, которые соединились вместе,
  • чтобы восхвалять и благословлять Бога, благодаря за Его милости;
  • Провозглашать миру радостную и благую весть о победоносной смерти Христа и Его воскресении и нашем ожидании Его Второго Пришествия;
  • принять Святое Причастие - Тело и Кровь Иисуса Христа - которое предложено нам во прощение наших грехов и. ради нашей вечной жизни;
  • служить доказательством Царствия Божий в этом мире.
ЛИТУРГИЯ СЛОВА
  • Возглашение, «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа» напоминает нам, что мы входим в Царство Божие через богослужение.
  • Во время Великой Ектеньи, мы молимся об удовлетворении различных нужд, которые возникают в нашей повседневной жизни.
  • Антифоны и песнопения Христу, Единородному Сыну Божию, выражают нашу веру в Иисуса Христа, как истинного  Бога, истинного Человека и Спасителя всех.
  • После третьего антифона совершается Вход с Евангелием, когда мы призваны благословлять воскресшего Иисуса Христа.
  • Тропари и кондаки — это песнопения, которые отражают тему дневной Литургии и имеют связь с чтением Евангелия и с чтением Апостола.
  • Трисвятое — «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» — поется в честь Святой Троицы.
После этих предначинательных песнопений читается Священное Писание.
  • Прокимен — это псалом, который поется поочередно читающим и людьми.
  • После чтения Прокимна, верующие приготовляются к слушанию Святого Писания и во-первых — Апостола. Апостольское чтение, взятое из послании Нового Завета представляет собой общее исследование темы Христианской жизни.
  • «Аллилуиа» состоит из псалмов, разделенных пением «Аллилуиа», что означает «Хвалите Господа»
  • Чтение текста, отобранного из Евангелий от Святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна — это общественное провозглашение Слова Божьего. После Евангельского чтения мы слушаем
  • Проповедь, во время которой священник продолжает провозглашать радостную весть об Иисусе Христе,  соотнося ее с нашей сегодняшней жизнью.
«С полной уверенностью позволь нам вкусить Тела и Крови Христа... чтобы вкусив Тела и Крови Христа вы могли бы объединиться своим телом и кровью с Ним. Когда Его Тело и Кровь будут распространены между всеми нами, мы станем носителями Христа и, таким образом, согласно словам благословенного Петра, мы станем частицей божественной природы» (Св. Кирилл Иерусалимский)
ПРОСКОМИДИЯ. ОБРЯД ПРИГОТОВЛЕНИЯ СВЯТЫХ ДАРОВ
Перед началом Божественной Литургии, священник приготавливает наши дары: хлеб и вино.
  • Хлеб раздробляется на частицы в память о Христе, Богородице, святых, и всех живущих и умерших.
  • Вино разбавляется водой и затем разливается в потиры.
Во время Литургии Верных наши дары торжественно кладутся на престол, где они становятся Телом и Кровью Христа.
ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
Божественная Литургия есть, помимо всего прочего, Вечеря, за которой верующие приобщаются Тела и Крови Христовой.
  • Когда поется Херувимская песнь, наш хлеб и вино приносятся и кладутся на престол. Мы призваны отложить все земные заботы, чтобы принять Царя всех.
  • «Мир всем» — это наше торжественное подтверждение присутствия Христа в то время, когда мы превозносим Троицу единым разумом и единым сердцем.
  • Символ Веры — это провозглашение нашей общей веры в Троицу, наша подготовка к
  • Молитве Благодарения, которая излагает суть установления Евхаристии, смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа, и наше радостное ожидание Его Второго Пришествия.
  • Во время Освящения Даров мы призываем Святой Дух превратить наши дары: хлеб и вино, в Тело и Кровь Христа, вспоминая всех, за кого наши дары предлагаются.
  • После признания Бога как нашего Небесного Отца в Молитве Господу («Отче наш»), священник возносит перед всеми Тело Христово, свидетельствуя святость Господа.
  • Принятие святого Причастия – кульминационный пункт Литургии. Через Тело и Кровь Христа, мы объединяемся с Ним и вкушаем источник бессмертия. Затем нас призывают
  • Разойтись с миром во имя Господа, чтобы свидетельствовать о том, чем Бог поделился с нами во время Божественной Литургии;
  • помолиться во спасение и наставление во время последней Заамвонной Молитвы, которая читается священником, стоящим среди нас;
  • ответить на Благословение Господне, преклонившись пред Святым Крестом.
ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ ПРИЧАСТИЯ...
Нам следует пытаться принимать Тело и Кровь Христа во время каждой Божественной Литургии, подготавливаясь к ней заранее путем:
  • признания нашей греховности, искренне желая прощения от Бога;
  • примирения с теми, кто согрешил против нас и против кого мы согрешили;
  • поиска Божиего наставления при осуществлении коренных перемен в нашей жизни; и
  • оставления свободного вечера накануне для размышления, молитвы и поста.
Ваш Духовник будет счастлив помочь вам определиться морально, приготовляясь к принятию Святого Причастия.
СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ ИЛИ  ЕВХАРИСТИЯ
«Евхаристия, иначе Причастие — это самое тесное, какое только возможно здесь, на земле, соединение человека с Богом, причем соединение не только интеллектуальное и эмоциональное, но даже физическое. Господь дал нам его через привычный для человека способ — трапезу. И как в обычной трапезе употребляемая нами пища в процессе ее усвоения преобразуется в ткани нашего организма, так что природа человека соединяется с природой пищи, так и в Евхаристии: мы незримо соединяемся со Христом, приобщаемся Ему». (Митрополитом Волоколамский Иларион (Алфеев)
ЛИТУРГИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Окончание каждой Божественной Литургии подготавливает нас к началу следующей! Если мы переживаем и применяем все, что свершилось на нашем богослужении, наши жизни становятся неотъемлемой частью Литургии, а Литургия становится неотъемлемой частью нашей жизни. Представ пред Богом, мы перестаем быть чадами мира сего и становимся наследнииками Царства Божиего и преемниками вечной жизни.

ТАИНСТВА
Распятие
При рождении мы получаем христианское имя, указывающее, что мы подготовились начать путь, длиною в жизнь, к Отцу нашему, чрез Иисуса Христа во Духе Святом.
КРЕЩЕНИЕ И МИРОПОМАЗАНИЕ
Принимая Крещение во Имя Святой Троицы и печать дара Духа Святого при Миропомазании, мы
  • становимся членами Тела Христова - Церкви, возрождаясь водою и Духом в жизнь Святой Троицы;
  • участвуем в смерти и воскресении Христа; и
  • переживаем то, что испытали апостолы в День Пятидесятницы.
СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ
В Евангелии от Святого Иоанна Иисус говорит нам, что мы мертвы до тех пор, пока не вкусим Его Тела и Его Крови. Через принятие Тела и Крови Христа мы
  • соединяемся со Христом;
  • стремимся к обретению Его Божественной благодати и прощения, с благодарностью принимая от Него в дар жизнь вечную;
  • провозглашаем истину о Его смерти и воскресении, ожидая Его Второго Пришествия.
ПОКАЯНИЕ
Когда нам не удается жить согласно воле Божией и по Его образу, мы совершаем грех. Но если мы искренно и честно ищем Божиего прощения, мы
  • обретаем примирение с Богом и окружающими нас людьми;
  • верим в Его безграничное прощение и благодать.
СВЯЩЕННЫЙ БРАК
В Таинстве христианского брака мужчина и женщина
  • соединяются Христом силою Святого Духа;
  • признают, что источником их любви является Святая Троица - Божественная любовь, единственная и нескончаемая;
  • становятся одной плотью, единым сердцем, разумом и духом.
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА известно также как Рукоположение. При посвящении в сан, Святой Дух исполняет тех, кто призван Богом посвятить свою жизнь спасению верующих, Народа Божиего, в качестве епископов, священников и диаконов. Но и все православные Христиане, а не только рукоположенные, призваны отдавать свое время, таланты и достояние служению людям, как Христос служил нам.
ЕЛЕОСВЯЩНИЕ
Будучи помазаны освященным елеем при Таинстве Елеосвящения, мы стремимся к
  • исцелению наших физических и духовных недугов;
  • укреплению нашего духа, чтобы вынести страдания и невзгоды так, как переносил их Христос; и
  • прощению грехов наших.
При смерти...
Чины молитв над умирающими и по усопшим являются нашей последней земной встречей с Богом. Посредством молитв на исход души и Христианского погребения мы
  • празднуем возвращение к Тому, Кто дал нам жизнь;
  • утверждаем нашу веру в смерть и воскресение Христа, ожидая собственную кончину и готовясь к ней;
  • принимаем елеосвящение, предвкушая Второе Пришествие Христа.
Бог являет Себя нам в каждой сфере нашей жизни.
Отвечая на это откровение, мы
  • совершаем молитвы, в одиночестве и вместе с другими верующими;
  • возносим благодарение за все - до и после трапезы, работы, учения...;
  • совершаем особые службы и требы по различным нуждам нашим;
  • обращаем все наши помыслы, поступки и слова к Отцу, Сыну, и Святому Духу.
Добродетели побеждают страсти
«Литургия — основа духовности, ибо в ней таинственным образом происходит соединение земного с небесным, человека с Богом. Если совсем коротко — на литургию надо ходить. В духовной жизни человека есть только два состояния: либо он движется вперед—либо назад. Состояния равновесия нет. Сразу начинает тянуть вниз. А литургия человека поддерживает. Даже если просто на ней постоять, человек меняется внутренне и даже внешне, можно по его лицу сказать, бывает он на литургии или нет. Литургия — это главный момент, посредством которого происходит воцерковление». (Игуменом ДАНИИЛ (ГРИДЧЕНКО)

Источник:
НАША ВЕРА. Основы Православной Христианской Веры./ Составитель Протоиерей Иоанн Матусяк, Председатель Отдела Просвещения Молодежи Православной Церкви в Америке, Главный редактор газеты Православная Церковь, официальная газета Автокефальной Православной Церкви в Америке, и Настоятель Храма Святого Иосифа, Чикаго, Иллинойс, США. Книга не подлежит продаже
«Эта маленькая книжка — краткое изложение православной христианской веры, написанное, чтобы открыть вам доступ к вере, которая глубоко пропитывает древнюю русскую культуру. И, что важнее всего, книжка эта написана, дабы вы смогли лично войти в это духовное наследие.
Русская Православная Церковь принесла Православие в Северную Америку более двух веков тому назад. Сегодня мы, православие американцы, рады возможности дать что-либо России. Отец Иоанн Матусяк много потрудился для того, чтобы эта книжка вышла в свет. Теперь он работает над тем, чтобы она стала доступной для вас в России. Я благодарен ему и всем, кто помогал ему в этом деле любви. Да благословит Господь их и всех вас держащих в руках эту книжку». (Феодосий (Лазор), архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады (25 октября 1977 — 21 июля 2002)

Комментариев нет:

Отправить комментарий