воскресенье, 14 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 14 апреля (01 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
14 апреля (01 апреля старого стиля)
…Когда мы в чем-то нуждаемся, или хотим изменить как-то обстоятельства своей жизни, или помочь другому человеку, или свое дитя поставить на путь истинный, а оно на этот путь истинный вставать никак не хочет, мы можем только вопить к Богу, чтобы Бог укрепил в нас веру в то, что Он знает все, что происходит вокруг нас, и Он хочет нас всех исцелить и исправить, только ждет от нас веры и молитвы. Когда вера и смирение будут у нас в нужной степени, именно в той, какой хочет от нас Господь, тогда молитва наша и будет исполнена, только тогда. Этому как раз и учит Евангелие. Но не только этому.

 Преподобный Евфимий Суздальский (1404). После прибытия преподобного Евфимия в Суздаль в северной части города, за рекой Каменкой, суздальский святитель Иоанн (память 15 октября) при громадном стечении народа водрузил крест на месте будущего монастырского собора. Сам князь начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал для себя три гробовых камня, дав обет остаться в новой обители до конца жизни. Так было положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, куда вскоре под руководство преподобного собралось более трехсот иноков.
В монастыре был принят общежительный устав. Особенно преподобный следил за тем, чтобы каждый из иноков был готов исполнить любое послушание. Преподобный Евфимий часто ходил за духовным советом в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию Радонежскому (+ 1392, память 25 сентября, 5 июля). Святой Евфимий был строгим подвижником и великим молитвенником. Он неустанно трудился на пользу всей братии. Скончался преподобный Евфимий в 1404 году, 1 апреля.
… Каждому из нас хотелось бы погрузиться в пасхальную радость всей душой, и каждый чувствует, что во всей полноте ему это не дается. И если проанализировать, что же нам мешает, то мы увидим, что нам мешает, во-первых, многопопечительность. Забота о земных делах постоянно нас отвлекает, мы уносимся мыслями и отходим от этой радости, потому что наши земные заботы обыкновенны, в них ничего такого радостного нет. Что еще заслоняет для нас радость? То, что мы недостаточно восприняли в себя евангельскую жизнь. То, что мы Великим постом так многотрудно старались исследовать и через службу, и через молитву, и через чтение, пока еще не заполнило всю нашу жизнь, поэтому у нас нет такой полноты переживания. Еще, конечно, нам мешают наши грехи. Хотя постом мы и пытались очистить душу, и каялись, тем не менее, груз греховной жизни над нами тяготеет.
Преподобный Геронтий Печерский, канонарх в Дальних пещерах (XIV). Преподобный Геронтий подвизался в XIV веке. Он был иноком Киево-Печерского монастыря и исполнял послушание канонарха. Всю свою жизнь он провел в обители, в подвигах воздержания, послушания и молитвы. Преподобный Геронтий был погребен в Дальних пещерах.
… Евангелие от Марка повествует нам о том, как Господь исцелил отрока, одержимого духом нечистым — «духом немым», как назван он евангелистом. На что же надо нам здесь обратить внимание? Ну, во-первых, на поведение отца, который обратился сначала не к Спасителю, а к Его ученикам. Нет чтобы сразу протолкаться ко Христу и у Него просить — а он по смирению своему счел себя недостойным идти прямо к Учителю, лучше к ученикам сперва, что зря беспокоить, может быть, и они помогут? И только когда апостолы не помогли, тогда уж он дерзнул обратиться к Самому Господу Иисусу. Это говорит о его смиренной душе.
Господь спросил отца: давно это с мальчиком? Он говорит, с детства. Спрашивается, чем ребенок успел прегрешить, что в него вселился дух нечистый? Этот вопрос Господь задал не случайно. То, что с мальчиком произошло, произошло по вине его родителей. Дети часто страдают по вине родителей, и те, глядя на своих детей и терзаясь от их злостного поведения, или от их несчастий, или их болезней, получают кару за то, что они некогда согрешили. В чем согрешили родители этого мальчика, в Евангелии не открыто, но Господь недаром заострил этот момент, чтобы и нам понять: отец страдал не зря, это было для него очень нужно. И мы видим, как в результате этого страдания, сопереживания своему сыну он приобрел замечательные качества души — смирение и кротость.
Господь видел, что отрок не имеет вины, и поэтому захотел изгнать из него духа нечистого, тем более что и отец его во многом преуспел: и смирения достиг, и терпения, и кротости. Поэтому Спаситель решил ему помочь и говорит: у тебя вера есть, ну хоть какая-нибудь, хоть чуть-чуть? И тут произошло нечто странное. Отец со слезами воскликнул: «Верую, Господи! помоги моему неверию». То есть он от всей души хотел веровать, но веры этой, он видел, недостаточно, и он обратился с молитвой к Богу, чтоб Господь веру его увеличил. И Господь по его молитве тут же дал ему веру и тут же по этой вере исцелил отрока.
То есть то, что Господь задумал Своим промыслом, то и исполнилось: за грехи свои человек был наказан болезнью сына, и эту болезнь он переносил без ропота, с терпением и достиг смирения — значит, наказание ему пошло на пользу. «Наказывать» в переводе на русский язык означает «учить», то есть болезнь сына научила его. Отец достиг веры. Значит, наказание уже не нужно, он уже всему, чему нужно, научился, поэтому отрок может быть исцелен — и вот он исцелен.
Так же надо поступать и нам, когда мы попадаем в безвыходные обстоятельства.
Когда ученики спросили у Него: «Господи, а почему же мы не могли его исцелить?» — Господь сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом». И этот ответ Его относится ко всем нам, потому что каждый из нас в свою меру тоже бесноватый, у каждого бесы душу его посещают: бес сомнения, например, бес уныния, отчаяния, обжорства, лукавства, блуда, злобы, жадности — когда мы заглянем в свою душу, там много всяких бесов. Поэтому каждый из нас тоже нуждается в освобождении ото всего бесовского.
Как же происходит исцеление? Нужно непрестанно просить Бога о том, чтобы Господь избавил, чтобы помог потерпеть, чтобы Он помог смириться. Об этом нужно постоянно молиться Богу, молиться долго. А второе, что требуется, — это воздержание, то есть пост. Нам нужно постоянно воздерживаться. Хотя этот путь трудный, но спасительный и эффективный. Вот чему учит нас евангельское чтение.
Священномученик Сергий Заварин, пресвитер (1938) После приезда отца Сергия в село Троица-Закулжье сотрудники ОГПУ стали собирать о нем сведения, в которых надеялись найти предлог для ареста. В 1932 году они писали о священнике, что он, как личность антисоветская… Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 года во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру». И отец Сергий поклонился прихожанам, благословил их и был выведен сотрудниками НКВД из храма. Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и их на некоторое время приютил дальний родственник, живший в соседней деревне. 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно‐трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Заварин скончался в заключении 14 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-sergiya-zavarina-presvitera-1938.html
… в Церкви траура нет. Господь не умер, а почил. И человек, когда его душа разделяется с телом, не умирает, а временно переходит в другое состояние своего бытия: душа, однажды получив свое начало, уже неуничтожима. Белый цвет имеет такой смысл: в древней Церкви всех вновь приходящих крестили в Великую Субботу, а в знак полученной чистоты им давали белые одеяния, в которых они ходили всю Светлую Пасхальную седмицу. И когда человека в белом одеянии встречали на улице, все его приветствовали и радовались, что еще одного ученика Господь приобрел Себе.
…богослужение с большим чтением Священного Писания имеет смысл огласительный: это последнее оглашение перед принятием крещения. И отрывки из Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея — именно те, которые читаются перед святым крещением. После совершения таинства новые полноправные члены Церкви крестным ходом, с зажженными свечами, в белых одеяниях, в окружении верных подходили к вратам храма, и начиналась Пасхальная крещальная Божественная литургия, где все — и вновь крещенные, и верные — объединялись в молитве и благодарили Бога. Праздновали Пасху, что в переводе с еврейского значит «переход» — переход в жизнь вечную.
Сейчас все смешалось, и не только по нашей вине. Но это не значит, что мы должны забывать, ради чего Господь умер, и зачем мы крестились, и что значит Пасха, и какой переход из какого Египта в какую землю обетованную мы должны совершить в результате своего крещения.
После крещения человек должен отойти от греха. А очень часто мы видим, что человек впадает в те грехи, которые он даже не совершал раньше. Что это: невежество, безумие или полная расслабленность? Связано это с тем, что дьявол очень сильно преуспел, трудясь день и ночь над нашими сердцами. Поэтому мы не можем белизну одежд, которые получили в святом крещении, сохранить. А в древности христиан даже хоронили в этих белых одеяниях — в знак того, что они сохранили чистоту, приобретенную в святом крещении, и к Господу, на Его суд представали в незапятнанных одеждах.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий