суббота, 13 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 13 апреля (31 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
13 апреля (31 марта старого стиля)
… У одного монаха спросили: «Отче, кто тебя научил непрестанной молитве?» Он говорит: «Бесы». Постоянное искушение и постоянное отражение. Постоянно дьявол хочет соблазнить человека на грех, и человек постоянно обращается к Богу: «Господи, спаси меня от греха, я не хочу его, мой ум возмущается; хотя мое сердце склонно ко греху, я хочу им усладиться, но вера моя и мой ум отвергают это. Господи, помоги». И так непрестанно день, месяц, год, десять лет, двадцать и всю жизнь — до тех пор, пока душа не исполнится Духом Святым; и тогда дьявол не сможет приступить к человеку.
  Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец  (1461) В 1431 году скончался святитель Фотий. Через пять лет после его смерти за добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель Иона. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей.
Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: "Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан". Смиренный Антоний ответил: "Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами". Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.
Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.
Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя стали совершаться многочисленные исцеления. https://days.pravoslavie.ru/Life/life751.htm
… С чем к смерти придешь, то и есть результат твоей жизни, а до этой поры нужно все время каяться, нужно все время видеть в себе грех, нужно все время изо всех сил стараться исправляться. Из каких таких сил? В чем эти силы должны проявляться? Только в упорстве, в доверии к истинности слов Господних. Все силы, оказывается, нужно направлять на то, чтобы денно и нощно просить у Бога, во-первых, избавления от грехов, страстей, а во-вторых, укрепления в добродетелях. Как в молитве Ефрема Сирина: Господи, Ты от меня отними вот это все плохое и дай мне все доброе.
Если будем все силы души направлять на это, тогда, конечно, будет результат. Результат не собственный, нет, пусть никто так не думает. Это самая страшная ересь, когда человек считает, что он сам может чего-то духовного достичь. Некоторые говорят: у меня получается или у меня не получается. Что у тебя может получиться? Единственное, что ты можешь, — это просить у Бога, и, если будет на то воля Божия и милость Его, Он тебя избавит. А если чуть возгордишься — уберет Свою руку, и полетишь опять туда, в ту помойную яму, из которой ты выбрался.
Если можно было бы хоть как-то спастись самому, разве Христос бы пришел? Разве нужно было бы проливать Пречистую Кровь на землю? Он пришел и умер за наши грехи, чтобы нас спасти. И надо к Нему взывать. Надо, читая Евангелие, свою совесть возбуждать, не соглашаться с грехом и все время Его просить: «Боже, очисти меня, грешного; Господи, очисти меня». Как мы Великим постом просили: очисти меня, очисти меня — на каждой молитве по двенадцать раз. Можно и по пятнадцать, и по шестнадцать, не в этом дело — главное, желать этого очищения. И тогда постепенно наша жизнь начнет меняться, постепенно мы будем входить в Пасху Христову, постепенно станем собирать по крупицам блаженство, потому что нет ничего радостнее ощущения чистой совести, когда с Богом мир, когда ты можешь без стыда на икону смотреть: вот, Господи, я перед Тобой; все, что мог, я сделал.
Помоги нам, Господи, в этом укрепиться и быть Богу всегда верными.
Святитель Иннокентий Московский (Вениаминов), митрополит. Апостол алеутов (1879). Святитель Иннокентий (1797-1879 гг.) был великим русским миссионером. Он просвещал народы Камчатки, Алеутских островов, Аляски, Курил, Якутии, а также других земель. Святитель родился в глухой деревне Иркутской губернии, в семье сельского пономаря, и скоро остался сиротой. Дядя его, который был диаконом в той же деревенской церкви, что и отец, отвез будущего святителя в Иркутскую семинарию. В семинарии он был по учебе одни из лучших, и после окончания ее служил сначала диаконом, а потом — священником в одной из иркутских церквей. Уже в те годы молодой священник обратил на себя внимание общества тем, что открыл при школе училище не только для мальчиков, но и для девочек, что в те времена было редкостью. Человек великанского роста, могучей физической силы, он добровольно отправился на миссионерское служение к алеутам. Вместе с женой, новорожденным сыном, матерью и братом он выехал из Иркутска, и 14 месяцев, через дремучие леса и пустынные территории полудикого Севера, добирался до острова Уналашка.
На острове жили, в основном, алеуты, которые в лодках из моржовых шкур охотились на морского зверя. Жили они в чумах и носили одежду из шкур. Святитель стал плавать с ними на промысел, быстро выучил их язык, и они его очень полюбили. Но устраивать богослужения на острове было негде, так как там не существовало ни дерева, ни кирпича, и местные жители домов не строили, поэтому Иннокентий служил Богу под открытым небом. Потом он решил построить храм. Иннокентий знал многие ремесла, и скоро обучил алеутов труду плотников, каменщиков, кузнецов. Материалы для храма прибыли на парусном корабле, и под руководством святителя алеуты быстро построили храм во имя Вознесения Господня. Почти все внутренние работы Иннокентий выполнял лично — писал иконы для иконостаса, ставил алтарь.
По примеру Кирилла и Мефодия, Иннокентии перевел на язык алеутов и североамериканских индейцев основные богослужебные книги и потом напечатал их в Петербурге.
В 1840 году он был посвящен в сан епископа Камчатского, Курильского, Алеутского. Скоро он собрал большую группу энтузиастов, и вместе с ними понес просвещение многим народам Сибири. Повсюду он строил новые храмы, открывал семинарии. Во время страшной эпидемии оспы у североамериканских индейцев он сумел доказать их шаманам и вождям племен, что прививки необходимы, и этим спас многие тысячи жителей американского Севера. В 1868 году святитель был назначен Митрополитом Московским и Коломенским. Спустя столетие после его кончины православная церковь причислила его к лику святых.
...Многие удивляются, что у них рассеянная молитва или помыслы их осаждают. Преподобный Антоний Великий, основатель монашества, прежде чем очистить свою голову от помыслов, двадцать лет в пещере провел, никого не видел и непрестанно Богу молился. Это Антоний Великий! Сколько же нам нужно потрудиться, чтобы достичь ну хоть какой-то чистоты? Поэтому этот труд мы должны начинать, пока у нас еще есть на это силы, чем раньше, тем лучше, пока есть у нас какая-то энергия телесная и душевная, пока у нас есть желание. К несчастью, многие люди приходят к Богу в таком состоянии, что помочь им уже трудно. Вот как к врачу, бывает, человек приходит — эх, говорит, на полтора бы годика раньше, можно было бы спасти, а теперь все, теперь только поддерживать можно, продлевать жизнь, но не вылечить. Так и в духовной жизни. Можно настолько растлить себя, что и спасти уже нельзя, потому что каждый грех разлагает наш ум, разлагает сердце, разлагает совесть, разлагает все наше существо. Поэтому надо нам спешить, не откладывать на завтра, а начинать прямо сейчас этот духовный труд, для того чтобы нам успеть и не быть окраденными.
И чтобы нам не согрешать, нам нужно познать Бога, познать молитву, познать предстояние перед Богом. Тогда мы будем всегда с Богом. И нам будет неважно, где мы, в Африке или в тундре, выгнали нас с работы или повысили в должности, болит у нас нога или нет. Для нас будет только важно, перед Богом ли мы, и чисты ли мы перед Ним. Вот это будет нашей основной заботой. Вот это есть цель и смысл христианской жизни: непрестанное общение с Богом. А его можно достигнуть только в чистоте, потому что блаженны только «чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Преподобный Ипатий, целебник Печерский в Дальних пещерах (XIV). Преподобный Ипатий, целебник Печерский, прославился в подвиге сурового постничества и постоянного молитвенного бдения. Ночами он стоял на молитве, спал очень мало, а питался только хлебом и водой. Преподобный Ипатий всецело посвятил себя служению больным и за самоотверженный подвиг получил от Бога благодатный дар чудесных исцелении. Больные различными недугами часто прибегают к его молитвенному заступничеству. Говорят, он знал, как избавить женщин от бесплодия, а кормящим матерям молока прибавить. О том ему и по сей день молятся.
… В таинстве покаяния подается благодать, которая исцеляет человека от греха. Мы просим у Бога прощения, просим благодатной помощи для исправления нашей жизни. Почему же человек, допустим, в воскресенье покаялся в каком-то грехе, а во вторник опять в него впал? Просто тот грех, в котором он каялся, Богом не прощен. Не было благодати Божией, уврачевавшей его рану духовную, потому что не было истинного покаяния. Таинство покаяния совершается, когда в человеческом сердце происходит переворот, когда человек отказывается от греха, начинает ненавидеть его лютой ненавистью. Тогда он уже в грех не впадает. Бывают у него искушения, и желания, и всякие помыслы, которые склоняют его на грех, но он успешно с ними борется с помощью благодати Божией. А если благодати нет, то он, конечно, победить грех не может.
Как нам привлечь благодать Божию в свое сердце? Надо захотеть действительно Царствия Небесного; от всей нашей души, глубоко-глубоко возлюбить Бога. Вот как обычно если человек любит что-то, ну, например, жареный картофель, то он, естественно, старается почаще покупать картошку, почаще ее жарить и есть. Если человек любит смотреть телевизор, естественно, у него он горит и утром, и днем, и вечером. Если молодой человек и молодая женщина друг друга полюбили, естественно, они хотят быть всегда вместе, для этого они и женятся. Если человек любит Бога, он будет постоянно в храм ходить, постоянно Священное Писание читать, молиться. Ему не надо себя заставлять, потому что он любит. В Царствие Небесное входит только тот, кто любит Бога; тот, кто ничего на свете так не любит, как одного Бога. Он все время хочет с Богом беседовать, с Ним пребывать, не хочет от Него отвлекаться ни на минуту. Он все время только и думает о Боге, только и боится, как бы от Него не отступить, как бы Его чем-нибудь не прогневать, не лишиться с Ним общения. Потому что такое нарушение общения с Богом — ад. А такое богообщение — рай.
Когда человек полюбит Бога, захочет Царствия Небесного, то он начнет видеть, что же ему препятствует Бога познать. Этому познанию препятствует грех. Вот он хотел от Бога не отвлекаться, а ему помыслы мешают — и человек начинает ненавидеть свои помыслы. Заметил, что, как только он лишнего съест, у него молитва пропадает — значит, он ненавидит свое собственное объедение. Если человек давно не читал Священное Писание, он чувствует, что как-то сердце его охладело, что такая лень к чтению Писания уводит его от Бога, от истинной духовной жизни — и вот он ненавидит свою лень. Он начинает ненавидеть свою болтливость, блудность, свое осуждение, хамство, тщеславие. Так постепенно, постепенно человек начинает ненавидеть в себе грех, потому что он ему не дает видеть Бога, не дает постоянно с Богом общаться, все время с Ним пребывать. И понемногу он начинает выправлять свою жизнь. Это исправление называется покаянием. Если покаяние глубоко, если есть настоящее осознание греха, тогда благодать Божия приходит и исцеляет человека.
Потом, когда первый слой греха будет снят с его души, под ним покажется второй. Часто люди говорят: что же такое, никогда за собой этого не знал, и вдруг из меня вылезло. Очень просто: ты боролся с теми грехами, которые на поверхности, и Господь тебе помог их исправить, и вот второй слой открывается. Его снимешь — там третий, четвертый, потому что в душе нашей такие слои грехов идут один за другим. И жить нам надо не для того, чтобы пищу перерабатывать в навоз — для этого есть животные, которые с этим прекрасно справляются. Человек создан Богом, чтобы он вошел в Царствие Небесное. Господь хочет каждого человека в Царствие Небесное ввести. Вот и надо эти слои снимать, снимать, и не нужно удивляться, что у нас их множество. Жизнь дана каждому ровно настолько в обрез, чтобы полностью очиститься от всех грехов.
Мы часто удивляемся: да что же это у меня ничего не получается, сколько ни стараюсь, ничего не могу с собой сделать? Но если бы можно было очиститься от греха без Бога, спрашивается, пришел бы Христос на землю? Исправить человека может только Бог, потому что Он его создал, Он знает, как устроена его душа. И Бог любит человека. Поэтому если мы хотим быть лучше, мы должны к Богу обращаться. Только Он может дать нам благодать, которая нас из дурных сделает лучшими, из грязных сделает чистыми, из дураков — умными, из безобразных — красивыми. И во всяких трудностях, скорбях, в борьбе с грехом нам надо Его просить: «Господи, помоги, видишь, я изнемогаю, видишь, как я борюсь с грехом. Ты мне помоги». И если мы будем изо всех сил воздерживаться от греха и просить помощи Божией, мы увидим, как постепенно в нас, по благодати Божией, раскроется все самое прекрасное, что было Богом заложено. Тогда каждая наша исповедь окажется шагом вперед навстречу к Богу, а не просто некой формальностью перед причастием Святых Христовых Тайн.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий