суббота, 6 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 07 апреля (25 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
07 апреля (25 марта старого стиля)
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
По старому календарю этот день отмечался 25 марта, во время весеннего равноденствия. Многие народы праздновали приход весны, начало новых надежд. С IV века Христианская Церковь тоже стала праздновать весеннее равноденствие как день Благовещения.
…Бывают ситуации, в которых человеку страшно, а совесть говорит: надо это сделать. Страх — это нормальное свойство всякого живого существа, он предохраняет от опасности. Но чем человек должен отличаться от жи­вотного? Человек, руководствуясь совестью и заповедями Божиими, может преодолеть этот животный страх перед опасностью ради какого-то великого дела.
  Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелист Лука подробно и достоверно рассказал о событиях, которые произошли в городе Назарете. К Пречистой Деве Марии, обрученной с пожилым плотником по имени Иосиф, неожиданно явился Божий посланник — архангел Гавриил. "Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами, — сказал он и сообщил смятенной Деве: — Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус". Благочестивая Дева сначала растерялась. Но уже через мгновение ответила словами, которые выражают Ее любовь к Богу и безграничную готовность исполнять Его предначертания: "се — раба Господня, и да будет Мне по слову Твоему". Так началась новая эпоха у значительной части человечества, которая очень скоро стала называться христианской. Подробно о празднике http://azbyka.ru/days/prazdnik-blagoveshchenie-presvjatoj-bogorodicy

… Все эти человеческие предрассудки: кто какой национальности, кто окончил Кембридж, кто Сорбонну, кто какими владеет языками, у кого какой рост и мышечная масса, у кого какая красота лица, — это все неважно, это важно только для людей плотских, потому что национальное относится к плоти, так же как и красота, деньги, образование; это все плотское. Был человек физик, и вот он умер, и его душа переходит в иной мир. Зачем земная физика в том мире? Физика просто повод для упражнения ума, который нужно поставить на службу Богу. В том мире уже нет ни биологии, ни астрономии. В том мире все это пригодится настолько, насколько оно послужило развитию души, как упражнение, которое само по себе не имеет той цены, что обычно человек этому придает. Ну какая разница, кто ты, татарин, еврей, удмурт, русский? Это не играет абсолютно никакой роли. Играет роль только одно — степень твоего приобщения к Богу. Вот что важно. Важно, насколько мы побеждаем грех.
Представление Святителя Тихона (Белавин) Московского и всея России, патриарха (1925) Святейший патриарх Тихон родился в 1865 году в семье сельского священника Псковской епархии, и до принятия монашества его звали Василий Иванович Белавин. Детство у детей деревенских священников мало чем отличалось от детства других сельских ребят. Те же сельскохозяйственные работе в огороде, поле и на покосе, присмотр за скотиной. Разве что церковное послушание приходилось исполнять строже. После окончания деревенской приходской школы он учился в Псковской семинарии. И за особую доброту и душевную мудрость, все его очень полюбили. Точно так же любили и в Санкт-Петербургской Духовной Акаде­мии, где он продолжал учение. После Академии Василий снова вернулся в Псковскую семинарию, но уже преподавателем.
Через три года он принял монашеский постриг, и стал называться Тихоном. Спустя несколько лет Тихона возвели сначала в сан архимандрита, а потом — епископа Люблинского. В Люблине издавна жили люди, говорящие на разных языках и принадлежащие к разным Церквам. Но все они относились к православному епископу Тихону с большим уважением.
Скоро началось его девятилетнее служение на американском континенте в сане епископа Алеутского. Многие нововведения, которые сделал святитель Тихон в тамошней церковной жизни, живут и сегодня. С 1907 до 1917 года Тихон состоял сначала архиепископом Ярославским, а потом — Виленским. И все, кто знали его, говорили о нем как об одном из самых образованнейших иерархов Православной Церкви.
Когда для страны настали тяжелые времена, в России было восстановлено патриаршество, и первым Патриархом Всея Руси выбрали Тихона. Но новым правителям страны было мало власти над телами, им понадобилась власть над душами жителей России, поэтому любую религию, кроме коммунистической, они подвергали варварскому преследованию. В эти трагические годы светлейший патриарх Тихон своим служением противостоял всеобщей злобе, жестокосердию, которые захлестнули державу. Власти бросили его в Лубянскую тюрьму. По всей стране проходили расправы над священнослужителями. Их закапывали в землю живыми, сажали на колы, расстреливали. Лишь после ультиматумов правительств европейских стран и протестов многих знаменитых людей преследование немного приутихло, и Патриарха освободили из-под стражи. Великий мученик и пастырь стойко продолжал свое патриаршее служение до самой смерти, которая последовала 7 апреля 1925 года. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1989 году святитель Тихон был приобщен к лику святых. Подробнее о нем http://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin
… Посмотрим на Христа. Вот образ жизни христианской и образ отношения христианина к этой жизни. Он пришел с небес, из всеблаженного пребывания со Отцом Небесным сошел на землю и страдал и сострадал. Для чего? Чтобы нас спасти. Хотя многие говорят: взял бы стер с лица земли и сделал бы других, хороших. Но говорить так — это такая же глупость, как, когда мама кричит: «Вова, домой, обедать», а он говорит: «Нет, я еще погуляю», — подойти к ней и сказать: «Давай мы сейчас этого Вову убьем, а дадим другого, хорошего, послушного». Какая мать на это пойдет? Ей нужен ее Вова, вот такой, какой он есть. Хотя она, конечно, и хочет, чтобы он был лучше. Так же и Бог, Он любит нас таких, какие мы есть. Только Он хочет, чтобы мы жили не так, как нам заблагорассудится, а стали бы людьми, человеками, чтобы мы приняли крест свой, который каждому из нас Господь Сам дает.
И Христос прошел тем же путем. Он ни от чего не уклонился, хотя и ужасался. В Гефсиманском саду Он молился до кровавого пота и просил: «Отче Мой! да минует Меня чаша сия». Но потом сказал: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Он первым должен был через Крест взойти на небо. Христос стал новым Адамом, Он первый воскрес из мертвых и дал нам дорогу в Свое Царство. Поэтому каждый, кто последует Его путем, тоже совоскреснет со Христом и будет с Ним вечно пребывать в Царствии Небесном — с Ним, с Этим Человеком, самым лучшим из всех, которые когда-либо ходили по земле.
Как же бессмертный и безгрешный смог умереть на Кресте? Он умер потому, что грехи всех людей от Адама и до нас с вами взял на Себя: каждое наше раздражение, каждый ропот, глупость и невосприимчивость — все греховное море всех людей от начала и до конца. Если мы задыхаемся от собственных грехов, мучаемся ими, то каково было Его страдание, когда Он грехи всех людей взял на Себя. И конечно, ни один человек на земле не мог бы это вынести — только Бог, только совершенно безгрешный мог все это бремя взвалить Себе на плечи. Как Григорий Богослов сказал: Христос ради нас стал грешником. Поэтому Его и убили на Кресте, что Он наш грех пригвоздил ко Кресту.
Преподобный Савва Новый, иеромонах  (1948)
Светоч на небосводе Церкви, святой Савва родился в 1862 году в Восточной Фракии и происходил из бедной семьи. Он бежал из дома пришел в скит святой Анны на горе Афон. Принял постриг в монастыре святого Георгия Хозевита в 1890 году. 22 года святой Савва совершал богослужения, исповедовал монахинь и просвещал народ, особенное попечение имея о вдовах, сиротах и бедняках. Пищу его составляли несколько кусочков просфоры, которые он запивал небольшим количеством вина или розмариновым отваром. Когда наступал вечер, он, весь день трудившийся над писанием икон или принимавший исповедь, брал в руки железный лом и тесал им камни, чтобы, как он говорил, не даром есть свой хлеб. Святой Савва уделял сну не более двух часов в день, причем спал, сидя на дырявом стуле. Оставшееся время он целиком посвящал служению Богу и братиям во Христе. Во время Второй мировой войны он проводил целые ночи в молитвах, предстательствуя за народ, а когда над монастырем пролетали вражеские самолеты, осенял их крестным знамением. Приблизившись к концу жизненного пути, святой Савва погрузился в состояние углубленного созерцания и покаяния.
Перед самой кончиной он уединился на три дня в келье. Выйдя из затвора, он дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении Его заповедей, а затем, внезапно укрепившись, всплеснул руками, воскликнув: «Господи, Господи, Господи, Господи!» Одна из присутствовавших при этом монахинь видела, как его душа вознеслась на небеса на золотом облаке при звуках райского пения (это случилось 25 марта 1948 г.). https://pravoslavie.ru/52746.html
… Когда Лазарь, брат Марфы и Марии, которого любил Господь, тяжко заболел и Спасителю об этом сообщили, Он медлил два дня и не приходил его исцелить, а дал совершиться самому страшному, что есть для человека на земле, — смерти. Но, как Господь сказал, и это действительно истина, «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Когда Господь собрался идти вновь в Иудею, ученики испугались, говорят: «Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Обычный человек, как и обычный зверок, существо очень малодушное и трусливое и желает только своего покоя и своей пользы, и, если угрожает какая-то опасность, он никогда не выйдет ей навстречу. А Христос Своим подвигом утверждает противоположное. Лазарь, Его друг, умер, и, хотя Ему угрожает смертельная опасность, Он идет навстречу этой опасности, то есть являет удивительное мужество по Своему человечеству, тем самым показывая, как должен христианин поступать в таких ситуациях.
Господь воистину собирался сотворить величайшее дело. Он собирался подготовить всех, кто его знал и любил, к воскресению. Он хотел на глазах у всех воскресить Лазаря, чтобы окончательно отделить овец от козлов. И мы действительно видим, что колеблющиеся окончательно уверовали в то, что Иисус Христос — Сын Божий, а остальные, кто возненавидел Его, пошли и донесли иудеям, настучали. Сколько людей плакало о Лазаре, и вот Господь его воскрешает, утирает слезу с глаз многих людей. Что в этом плохого? Нет, надо Его убить. За что? Правило нарушил, инструкцию, в субботу это сотворил. Господь, поступая мужественно, пошел против так называемого общественного мнения.
Мало ли что принято, мало ли что люди говорят, мало ли кто что скажет? Надо делать так, как велит правда Божия. И Господь так поступает, без всякого компромисса, без всякого конформизма, без всякой угоды человеку, несмотря на то, что Ему это угрожает смертью. Он знал, что этот Его поступок вызовет бурю возмущения. И хотя было множество людей, которых Он облагодетельствовал, тем не менее, то, что Он принес в мир, людей возмущало. И продолжает возмущать.
Про то, что Христос принес на землю, Он Сам так и сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч». Отношение ко Христу, к страданию, к жизни, к смерти разделяет всех людей. Потому что один человек ищет небесного, а другой человек ищет земного. Один человек хочет здесь пожить, чтобы все было хорошо, чтобы все было с мужем и с детками в порядке, чтобы никто ничем не болел, не обижал, чтобы денег было достаточно, чтобы в магазине всего было много, чтобы все было вкусненько, интересненько, тепленько. А другой человек, наоборот, добровольно принимает на себя страдания, старается другому послужить, старается себя в чем-то ущемить, ищет вину не в другом, а в себе. Поэтому в результате своей жизни каждый человек либо воскреснет со Христом, либо воскреснет для муки вечной.
Накануне Страстной седмицы надо еще раз задуматься о том, зачем мы живем, задуматься над тем: а если я умру на следующей неделе, куда пойдет моя душа? Хорошо ли я вообще себя веду? Что творится в моей голове? Как-то устыдиться Господа, Который с небес сошел, чтобы нас спасти. Ведь Его слово обращено не к внешним людям. Слово Божие на площадях не проповедуется, потому что это бессмысленно. Те люди, которые вне храма, им вообще ничего не нужно: выкати им бочку вина и побольше еды и еще немножко развлечений, ну а когда уже всем насытятся, еще блуда вволю, и все. Поэтому это слово обращено к тем, кто пришел в храм, пришел ко Христу, к тем, которые хотят быть христианами. Это слово обращено к нам, конкретно. В чем это слово? А в этом: человек, устыдись!

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий