пятница, 15 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 16 марта (03 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
16 марта (03 марта старого стиля)
 
Святой мученик Феодор Тирон (ок 306) Был воином в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.
Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии(305 - 311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 - 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам,. чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. https://days.pravoslavie.ru/Life/life456.htm

… Наша земная жизнь очень тяжела. Тяжесть ее заключается не в том, что мы терпим какую-то особенную нужду. Все мы живем довольно сыто, и редко кто уж совсем бедствует. Но сложность заключается в другом — в том, что мы часто очень расслаблены и растеряны. Поэтому нам нужно почаще задавать себе вопрос, а лучше бы ежедневно (как только проснулся) подумать: зачем я живу? что толку в моей жизни? что я в эту жизнь принес хорошего? А вечером подумать о смерти: вот смерть лежит передо мною, а верую ли я в то, что она будет? Мы читаем вечерние молитвы, но глаза наши как-то пробегают мимо слов: «Неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?» Действительно, в эту ночь мы можем помереть, но мы в это как бы не веруем. Это неверие чисто психологически объяснимо, потому что человек создан Богом бессмертным и смерть — вещь противоестественная для человека. Поэтому он не хочет ни думать о ней, ни знать о ней ничего. Но смерть все-таки есть. И святые отцы и люди духовные советуют о ней почаще помышлять.
Волоколамская икона Божией Матери. (1572) Волоколамская икона Божией Матери - список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом (1563 - 1566; 1568 - 1573) со всей монастырской братией.
Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских.
С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронтии в 1480 году владимирская святыня окончательно стала московской.
В 1588 году Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа).
В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. В обиходнике Иосифо-Волоцкого монастыря 1578 года эта икона отмечена как чудотворная. https://days.pravoslavie.ru/Life/life557.htm
… Господь избрал не мудрых, а простых рыбаков, чтобы посрамить мудрецов. Они не мудровали, они веровали Ему. Он им просто и ясно сказал: «Вот, Я — Христос, можете Меня потрогать». И они Ему поверили. Эта вера была как пламя спички в темной комнате, и все Евангелие рассказывает о том, как эта вера постепенно-постепенно заполняла всю их душу, то есть потихоньку изменяла их жизнь. Они не сразу могли вместить все, а постепенно, через совершенно простые вещи, через обучение, через послушание Ему. Многого они не понимали. Даже когда Он воскрес, им трудно было понять, почему Он предваряет их в Галилее. Но Он сказал: надо идти в Галилею — и они пошли. Благодаря тому, что они смогли так просто Ему довериться во всем, они и смогли стать апостолами, смогли стать семенем веры.
И каждый из нас стоит перед теми же дилеммами. Да, по милости Божией, наше сердце знает: спасение во Христе, и Он не где-то, Он не когда-то, Он сегодня и здесь, среди нас и в нас. Он очень близок и готов к каждому прийти, но для этого нужно обязательно произволение нашего сердца. А мы очень легко, в любой момент можем от Христа отвернуться и делом, и словом, и мыслью, и чувством и начать жить своей жизнью, творя то, что нехорошо не только Ему, но и нам самим. Настолько грех — то, что нас отвергает от Бога, — вошел в нашу жизнь и для многих стал просто сладок, что у человека даже наблюдается влечение к этому греху, хотя его ум и знает, что это есть зло.
Преподобномученица Марфа Коврова (1938) Марфа Степановна Коврова родилась в 1887 году в селе Галыгино Коробовского района Московской области и происходила из крестьянской семьи. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, она стала послушницей Александро-Мариинского женского монастыря в деревне Евлево Егорьевского уезда Рязанской губернии. В этом монастыре будущая мученица прожила вплоть до его закрытия. 26 февраля 1938 года послушницу Марфу арестовали. Она была обвинена в «антиколхозной агитации», и 9 марта 1938 года Тройка при УНКВД СССР по Московской области вынесла окончательный приговор – высшая мера наказания, расстрел. Марфа Степановна Коврова была расстреляна 16 марта 1938 года на Бутовском полигоне. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prmc-marfy-kovrovoy-1938.html
… Для нас исповедь — просто формальность, которую надо обязательно совершить, перед тем как причаститься. Поэтому отношение к ней такое: лишь бы поскорей отделаться. А ведь исповедь — это таинство. Если человек кается по-настоящему, то невидимо для него самого приходит в его сердце благодать Божия, которая очищает его от грехов. Таинственно происходит это чудо.
Ходит грешник по улицам, чем-то занимается, о чем-то думает, но вот уверовал во Иисуса Христа, пришел в Церковь Божию — и Церковь его начинает спасать своей благодатью. Постепенно происходит процесс очищения грешника и превращения его в святого — медленно, незаметно, как дерево растет. Господь так и сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом». Человек вроде такой же, но уже и другой. Только окружающие потихонечку начинают замечать, что он меняется: меняется его внешний вид, меняются привычки, меняются друзья, меняются представления, меняются мысли. Вот это и есть покаяние — постепенное изменение всего строя жизни на строй христианский, на христианское устроение. И нужно нам всю свою жизнь переменить на христианский лад. Но для этого надо глубоко осознать: а что, собственно, менять? Надо посмотреть в свою душу: что там, в душе, есть?
Прежде всего, конечно, тщеславие. Нам всем кажется, что мы из себя что-то представляем, на самом деле, будучи никем и ничем. Потому что вся наша жизнь — это пустота: пустой треп, пустые мысли, мечтания.
Никакого реального доброго дела не совершаем, а от людей ждем похвалы, хотим, чтобы нас замечали. Если что-то сделаем на копейку, рассказываем всем, как будто сделали на сто рублей. Мы хотим быть на виду у людей, чтобы нас подхваливали, чтобы нас гладили по головке. А это же скверно. Ведь то, что у людей высоко, перед Богом мерзость. Значит, если мы стараемся заслужить похвалу у людей, стараемся людям угодить, это мерзость перед Богом.
Как же от тщеславия избавиться? Есть два способа, сопутствующих один другому. Первый — научиться молчать, потому что тщеславимся мы в основном, много разговаривая. Все тщеславные люди обычно болтливы. И надо стараться замечать это за собой и удерживать свой язык. А второе — постоянно охаивать себя. Как только тщеславная мысль пришла в голову, надо сразу: Господи, прости меня окаянного, — и вспомнить о своих грехах. Тогда тщеславие наше будет угасать, мы его, таким образом, будем угнетать.
Мы же, если нас кто-то обижает, утесняет, обычно с этим не согласны, нам кажется, что к нам недостаточно хорошо относятся, нас недостаточно заметили, выделили. А вспомним: ведь мы жалкие грешники, из нас нужно сделать половую тряпку и ноги вытереть. Но о нас пока никто ноги-то не вытер. Ну, подумаешь, задели, подумаешь, не поздоровались, не заметили. Ничего в этом страшного нет. Тщеславие — производное гордости, поэтому лечится смирением. И если мы будем в этом упражняться, то потихонечку будем тщеславие побеждать.
Но это только одна наша страсть, а сколько у нас всего: и страсть к многоглаголанию, и к объедению, и к тому, чтобы вкусно поесть, и к постоянному осуждению других — все время судим других и превозносим себя, считаем: я лучше этого, я умнее, этот подлец, а вот я... Но ведь так же нельзя. Господь как нас учил? Если ты даже исполнишь все, что Бог повелел, буква в букву, и то про себя говори: я раб негодный. Потому что ты сделал только то, что положено, и ничего сверх. А мы и этого не делаем. Если мы не любим, когда нас осаживают, ставят на место, значит, не узнаем, что такое благодать Божия. Нет на земле такой казни, чтобы мы ею искупили свои грехи; нас убить каждого нужно сто раз — и, тем не менее, мы еще кичимся, что-то еще требуем. И это совершенно неправильно, поэтому надо в этом каяться, то есть менять свою жизнь. А для этого нужна решимость встать именно на этот путь. Вот придем на исповедь, скажем: каюсь, Господи, да, действительно, я гордый, напыщенный, тщеславный, пустой человек, глупый, но Ты меня прости, помоги, хочу встать на новый путь. И если наше желание будет искреннее, мы почувствуем, как в сердце придет благодать Божия. И тогда, причастившись, мы сможем свое желание исполнить, очиститься от страстей — не своей силой, конечно, а Божией, потому что мы сами себя очистить не в состоянии.
Обязательно надо из последних сил своей души стараться все время свою жизнь исправлять. Каждый день, каждый час за собой следить, думать, не давать себе покоя ни на минутку. Не так что только полежать, расслабиться, поболтать, куда-то сходить — а жизнь уходит сквозь пальцы. Некоторые имеют такую глупость, что еще у телевизоров часами сидят. Разве можно на развлечения какое-то время оставлять? Вот сейчас Великий пост. Время покаяния специально Церковь установила, чтобы нас встряхнуть как-то, чтобы мы задумались. Бог для нас на втором месте, на третьем: вот все дела свои сделал, все уладил, теперь пойду, причащусь. Причастился — и опять можно Бога забыть: лоб перекрестил, полторы молитвы прочел и лег спать. Ритуальчики соблюдаем, все у нас в порядке: и иконочка в уголке, и лампадочка, и Евангелие на полочке лежит, мы его даже иногда и читаем. Но, а что толку-то?
Каждый в свою меру, кому сколько отпущено, может потрудиться. Может и должен. Потому что кому Господь десять талантов дал, кому пять, кому два, а кому один. Мы все нищие, убогие, нам дано очень мало — но и за это малое с нас спросится. Поэтому надо нам каяться.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий