понедельник, 11 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 12 марта (27 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
12 марта (27 февраля старого стиля)
Преподобный Прокопий Декаполит, исповедник (ок. 750) Преподобный Прокопий Декаполит жил в VIII веке в области Декаполиса или Десятиградия (Мк. 7, 31), к востоку от озера Галилейского. Там он и спасался, предаваясь иноческим подвигам. Святой Прокопий вместе со своим сподвижником святым Василием (память 28 февраля) и другими ревнителями Православия мужественно противостал возникшей в то время иконоборческой ереси. По приказу императора Льва Исаврянина (716–741) преподобный Прокопий был схвачен, предан жестокому бичеванию и брошен в темницу, где вместе со святым Василием томился до самой смерти царя-мучителя, после чего преподобные исповедники были выпущены на свободу. Остальное время жизни преподобный Прокопий провел мирно, в иноческих подвигах, наставляя многих на путь добродетели и спасения. Скончался он в глубокой старости, около 750 года. http://azbyka.ru/days/sv-prokopij-dekapolit
… Сейчас почти все записались в верующие, кого ни спроси, все говорят: «В душе мы веруем». Это, конечно, неплохо, но ведь и бесы веруют, и сам сатана нисколько не сомневается, что есть Бог, и он в это верует не в глубине души, а реально с этим сталкивается. Ну и что? Да ничего, просто вера вере рознь. Одна вера спасает человека, а другая убаюкивает и приводит его к гибели. Вроде и то и то вера, а результат разный.

Любой дурак верует в то, что Бог есть, никакого для этого подвига не надо, разуй глаза и сам увидишь. Только безумный человек может это отрицать или если не безумный, то тогда уж очень грешный. Если кто-то говорит, что он не верует в Бога, значит, орган, которым люди веруют, у него просто атрофировался и он уже не человек, а просто разумное животное. Раз человек не чувствует присутствия Бога в мире, значит, он духовно мертв, он просто расписывается в том, что либо он безумный гордец, либо он блудник, либо он вор, либо у него еще какие-то тайные грехи, потому что, если у человека чиста душа, он не может не увидеть Бога, так не бывает. Любой народ возьми, самый примитивный и дикий, который в джунглях живет, и то у него пусть искаженное представление о Боге, иногда даже совершенно неправильное, но обязательно есть, потому что, чтобы потерять это чувство Бога, нужно совсем оскотиниться, превратиться в животное. Правда, некоторые теперь уже не стесняются прямо об этом свидетельствовать, по радио или по телевидению заявляют: я, дескать, скотина. Ну, каждый выбирает то, что ему больше нравится.
Преподобный Тит Печерский, бывший воин, в Дальних пещерах. (XIV) Почивает в Дальних (Феодосиевых) пещерах. В миру был воином и в одной из битв был тяжело ранен в голову. После выздоровления преподобный Тит пришел подвизаться в Киево-Печерский монастырь, где оплакивал грехи свои. Получив от Бога известие о прощении, преподобный Тит радостно отошел к горним селениям.
… Цель воспитания — не просто дитя накормить, одеть, обуть, а, прежде всего, — думать о его душе все время, постоянно, чтобы никакого слова, противного душе, не было; чтобы не было ничего со страстью, а все было бы с разумом; чтобы все время думать: то или иное действие будет на пользу душе или во вред? Главная цель воспитания заключается только в том, чтобы научить дитя смирению и послушанию. Это очень важно, это будет та благодатная почва, на которой может вырасти в дальнейшем христианин. А у нас все не так. Мы детей все время пропускаем вперед, мы даем им лучший кусок — а потом удивляемся, что они вырастают эгоистами. Нет, дитя должно получать все в последнюю очередь, обязательно. Это, конечно, надо делать с любовью, без зла, но все в последнюю очередь и никогда не первому.
Меня всегда поражает, когда взрослый человек, особенно пожилой, уступает ребенку место, проталкивает его вперед. Детей в церкви действительно причащают первыми, но только младенцев — из тех соображений, что если они заплачут, то можно будет их «нейтрализовать», а не потому, что эти младенцы более заслуживают причастия, чем взрослые, отнюдь нет. По идее нужно причащать от самых старых до самых юных. Вот это было бы более правильное воспитание. Иначе дети привыкают к тому, что они самые главные люди на земле. А это совсем не так, они еще этого не заслужили. Конечно, по природе своей души их менее испорчены, чем у взрослых. Но все-таки взрослые в течение своей жизни совершили много подвигов и терпения, и труда, а многие пережили и голод, и смерть близких, и, упаси Бог, разводы, и всякие страшные вещи.
Поэтому вот в чем воспитание должно заключаться. И если бы главой семьи был действительно отец, если действительно он был бы в семье первым, он бы руководил, а не дитя, то тогда и дети могли бы на это смотреть, это впитывать. Таким образом, можно будет воспитать и будущую хорошую жену, и будущего хорошего мужа и отца. И это станет той благодатной средой, которая будет способствовать возрастанию христианина. Цель воспитания в семье — воспитание чада Церкви. Если мы будем эту спасительную мысль держать в голове, то процесс воспитания пойдет гораздо лучше. Ну и, конечно, нужно деточек постоянно причащать, чтобы иметь помощь Божию. Если мы этого не будем делать, то все наши усилия пропадут.
Священномученик Сергий Увицкий пресвитер (1932) Революция застала семью будущего священномученика Сергия Увицкого в городе Камышлове Екатеринбургской епархии, где он был ректором Духовного училища и настоятелем Покровского собора. в 1921 году о. Сергия выпустили на свободу… Когда в 1929 году Выйско-Никольскую церковь, где он тогда служил, хотели закрыть, отец Сергий стал призывать прихожан к усиленной молитве, посту, убеждал чаще исповедоваться и причащаться в первую очередь обращаться за помощью к Богу, чтобы храм не закрывали. 10 февраля 1930 года батюшку арестовали. В преступление вменялось, что он несмотря на мясоед, ввёл в церкви посты и исповеди. о. Сергий был приговорён к пяти годам лагерей. При его крайне слабом здоровье этот приговор был равносилен смертному. Батюшку отправили отбывать срок заключения в Вишерский концлагерь.  12 марта 1932 года отца Сергия не стало. Обстоятельства его смерти до сих пор неизвестны. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-sergiya-uvickogo-presvitera-1932.html
…Некий монах жил уединенно, питался тем, что найдет или что сам вырастит, но очень много об этом не заботился, а уделял все внимание молитве — самое монашеское дело. И только одна у него была скорбь: он не очень удачно выбрал место для кельи, и за водой ему приходилось ходить далеко. И он ходил так несколько лет, а однажды ему пришла мысль: что же я мучаюсь? зачем я каждый день хожу полчаса туда, полчаса обратно, час трачу? Этот час можно молиться. Перенесу-ка я келью свою поближе к источнику. И вот с этой мыслью он возвращается последний раз от источника и вдруг слышит, сзади кто-то идет и считает: раз, два, три... Оборачивается — ангел. Он со страхом Божиим, трепетно так спрашивает: «Зачем ты за мной идешь и что ты считаешь?» — «А я считаю, сколько ты прошел шагов до Царствия Божия». Тогда он взял келью и еще отодвинул дальше.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий