воскресенье, 3 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 03 февраля (21 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
03 февраля (21 января старого стиля)
 
 Преподобный Максим Исповедник. (662). Максим Исповедник (580-662 гг.) жил в Византии, был известным подвижником, богословом и борцом против ересей. Он оставил высокое место советника императора и постригся в монахи. http://azbyka.ru/days/sv-maksim-ispovednik
… Преподобный Максим Исповедник жил в шестом веке и был простым монахом, даже не священником. Но его авторитет в Православной Церкви был таков, что, когда почти все Патриархи восточные впали в ересь, он оставался верен Православию.
Почему они впали в ересь? Все мы знаем, как сатана нам вкладывает какие-то помыслы, которые часто нас пленяют. Мы даже эти помыслы принимаем за собственное мнение. Нередко можно слышать: я подумал, мне пришла мысль. Человек не рассуждает, почему он так подумал, откуда эта мысль пришла, поэтому ум его открыт всем ветрам и в голову ему входят то помыслы гнева, то обиды, то осуждения. Когда люди, не знающие подлинной духовной жизни, берутся рассуждать о духовных предметах, сатана потихоньку им вкладывает одни мысли, другие и так потихонечку мысль за мыслью уводит от истины. И человек доверяется своему падшему лжеименному уму и впадает в ересь. А преподобный Максим был человек святой. Кто такой святой? Это человек, который умеет смиряться настолько, что Господь Святой Дух поселяется в его сердце и с ним живет всегда, неотступно, что бы ни случилось. Таков был преподобный Максим.
«Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Вся Церковь знала, что Максим святой, и поэтому пусть там патриархи, священники, епископы говорят, что им заблагорассудится, но если Максим говорит, что это не так, то прав он. Так и оказалось. И что только с ним ни выделывали: и руку отрубили, чтобы он не писал; и язык отрезали, чтобы он ничего не говорил. Но он все равно остался в истине, он не мог иначе. Потом прошло некоторое время, и Церковь все-таки его учение признала истинным.
А Максима Церковь называет исповедником — за то, что он был тверд в вере и, несмотря на страдания, все-таки в истине устоял.
Когда-то один батюшка, обращаясь к своей пастве, сказал: «Дорогие братья и сестры, торопитесь быть исповедниками». Но мы вступили теперь в такое время, когда всякий страх снят. Как сегодня одна раба Божия говорит: «Я давно хочу креститься». Спрашиваю: «Что же ты раньше не пришла?» «Ну как, — говорит, — разве вы не знаете, нельзя было, запрещено, а теперь можно». Сейчас такая эпоха, что исповедовать веру уже и невозможно, потому что заяви, что ты верующий, — ну и что? У нас теперь все верующие. Поэтому верой ты уже никого не удивишь. Прошли те времена, когда быть христианином, исповедовать свою веру значило пусть не до смерти, конечно, но все-таки в чем-то пострадать, хоть чуть-чуть. А немножко пораньше даже можно было в тюрьму сесть, а еще чуть пораньше можно было лишиться и головы.
В древней Церкви был такой обычай, что исповедники имели право прощать грехи. И когда люди тяжко согрешали и их за это отлучали от Церкви, они шли к исповедникам, которые были в гонениях, пострадали, в тюрьме сидели, в ссылке, и просили их молитв, просили, чтобы они заступились. И если исповедник ходатайствовал перед Церковью, этого человека опять принимали, разрешали ему причащаться. Сейчас, конечно, никого не отлучают. Наоборот: иди, хоть как-то старайся спастись. Но значит ли это, что исповедничество в Церкви кончилось? Совсем нет. И то благополучное время, в которое мы сейчас живем, не очень долго продлится. Оно и не может долго продлиться, потому что народ-то наш не православный в массе своей, он сочувствующий. Некоторое время сочувствие еще будет продолжаться, а потом иссякнет. Потому что сатана ни в коем случае не позволит, чтобы здесь Церковь процветала, чтобы роскошная такая жизнь в духовном плане продолжалась: хочешь — исповедуйся, хочешь — причащайся. И Господь не попустит, потому что мы уж очень тогда разжиреем, обнаглеем. Люди, которые нас окружают, сегодня Церкви сочувствуют, а завтра эти же люди могут храмы ломать. Эти люди подобны облакам, как говорит апостол Иуда, носимым ветром. Туда облака погнал — там дождь пролил, оттуда согнал — засуха началась. Так и человек. Только тот, кто жизнь свою строит на Боге, как на камне, тот устойчив. Потому что в Боге нет никакой перемены. Поэтому кто с Богом, тот тоже неизменен. Люди вокруг могут меняться: вначале этого хотят, потом другого. Все меняется, а Церковь незыблемо стоит, потому что стоит на камне — Христе. И мы, если будем стоять на Этом Камне, то все выдержим, по милости Божией, Господь нас сохранит.
Как же нам исповедать свою веру? Для этого надо нам твердо стоять на заповедях Христовых, стараться исповедовать Христа не языком, а своей жизнью, чтобы действительно, как Господь сказал: «Да просветится свет ваш пред человеки», чтобы люди «видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот как преподобный Максим, простой монах, но всю Церковь Православную спас от ереси. Восточные Патриархи все в ересь впали, а он остался в истине и один своим добрым примером и талантом, конечно данным от Бога, мудростью своей, но прежде всего, чистотой сумел православное учение высказать, сформулировать, людям передать. Таких людей совсем стало мало, они почти перевелись. А если хотя бы каждый сотый из нас был таким, уже все засияло бы. Потому что, глядя на них, и другие лучше стали бы.
Икона Богородицы «Отрада» («Утешение») Ватопедская.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»
глас 4
Яко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ нам отра́ду и утеше́ние,/ на Тя бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ нас изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.
… Вера зависит от того, родился человек свыше или не родился. Что это означает? Все мы дети Адама, все происходим от одного человека. Но тем не менее, о некоторых говорят, что они благородного происхождения. То есть был какой-то человек в их роду, который его прославил, и печать этого славного чем-то человека лежит на всем роде. Мало кто из нас знает, кем был наш прадед, мы в большинстве своем иваны, не помнящие родства, но печать рода, печать усыновления ему на нас лежит.
А рождение свыше — это печать усыновления человека Богом. Каждый живущий на земле находится в некоторых отношениях с Богом. Есть враги Божий, которые враждуют против Него. Есть люди, равнодушные к Богу, которые знают, что Он есть, но устраивают свою жизнь без Него. И есть еще люди, которые ищут Бога. Они чувствуют, что жизнь их протекает не по правде, и стремятся Бога найти. Но на этом пути встречается много тупиковых ситуаций; целые народы в поисках Бога забредали не туда. Не было на свете народа (в прошлом), который не имел бы никакой религии, потому что человеку это не свойственно. Человек — существо духовное, и он стремится к духовному. Каждая религия есть поиск Бога, и человек, ищущий Бога, примыкает к какому-то пути. Но Бог так высок, что, оказывается, Его найти нельзя до тех пор, пока Он Сам не выйдет навстречу Своему творению. Человек о Боге может иметь только самое смутное, искаженное грехом представление и в силу этого наделяет Бога тем, что носит внутри себя. Поэтому возникали различные ложные религии. Например, какой-нибудь шаманизм или древнее эллинское язычество, буддизм или индуизм, который искал Бога, а набрел на поклонение бесам.
Но христианство — это не религия, потому что Бог Сам пришел на землю и Сам дал Себя людям: дал потрогать Себя, дал Себя послушать, дал с Собой лично пожить. Вот мы славим сегодня Его Воскресение. Что Богу, Который создал всю бесконечную Вселенную и Который гораздо больше ее, — что Ему было делать на земле? Зачем Он сюда пришел? Он пришел, чтобы умереть. Он знал, что Его приход на землю кончится смертью, и знал даже, какой смертью. Это все было в плане Божием. Христос умер, чтобы людям, которые живут на земле, дать истину, чтобы они больше не заблуждались, ходя по путям, не искали себе никаких иных религий. И с Его приходом нужда в религии — этой попытке связать человека с Богом — отпала.
Преподобный Максим Грек. (1556). Преподобный Максим Грек (в миру — Михаил) родился вскоре после 1470 года в древнем городе Арте. Он происходил из знаменитого византийского рода Триволисов. Один из его предков занимал престол Константинопольских патриархов. Его дядя, Дмитрий Триволис, был другом Фомы Палеолога, брата последнего императора Византии, Константина XI и деда Великого князя Московского Василия III.
Михаил Триволис получил европейское образование в Италии. Там в это время был расцвет эпохи гуманизма. В 1505 году Михаил переезжает в афонский Благовещенский Ватопедский монастырь и принимает монашеский постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника.
15 марта 1515 года Великий князь Московский Василий III направил в Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг. Так ученый монах Максим оказался в далекой северной стране Московии. Василий III принял его с великой честью и назначил ему местом пребывания Чудов монастырь внутри Кремля.
Келья ученого инока Максима Грека становится притягательным местом для образованных русских вельмож. Для бесед с ним часто приходят влиятельные при дворе люди: инок Вассиан (князь Патрикеев), князья Петр Шуйский и Андрей Холмский, бояре Василий Тучков, Иван Сабуров. Максим Грек перевел и уточнил важные богослужебные книги, за что получил высокое одобрение от Митрополита Варлаама и щедрую благодарность от Великого князя.
Но в 1525 году настали для ученого и богослова печальные дни. Место попавшего в немилость к Великому князю Митрополита Варлаама занял Даниил, ученик преподобного Иосифа Волоцкого. С ними у Максима Грека был давний идейный спор, перешедший во вражду. Новый Митрополит употребил данную ему власть во зло. Он созвал Собор для суда над своим идейным врагом, и по нелепым, а иногда и клеветническим обвинениям, великий ученый был осужден. Многие годы он пробыл в темнице. Константинопольский патриарх несколько раз просил Московского Великого князя отпустить Максима в Афон, но судьба высокообразованного иностранца по-прежнему оставалась печальной. Однако, оставаясь и в темнице, он продолжал свои научные и литературные труды. Наконец, с приходом молодого царя Иоанна Васильевича и талантливого Митрополита Макария, борца за русскую культуру, участь великого страдальца была облегчена. В 1551 году, после 26 лет заточения, он переселился в Троице-Сергиеву лавру.
Уже в это время о Максиме Греке говорили как о великом ученом и духовном писателе. Но было ему уже за восемьдесят. Он снова пользуется почитанием у образованных людей, окружавших молодого царя.
Максим Грек скончался 21 января 1556 года в Троице-Сергиевой обители, где и находятся его святые мощи. Уже в 1564 году появляется изображение Максима Грека на паперти Благовещенского собора московского Кремля. В XVII веке его образ пишется на фресках многих известных храмов. http://azbyka.ru/days/sv-maksim-grek
… Надо нам помнить, что, когда у нас ситуация, как нам кажется, безнадежная, мы всегда можем к Богу обратиться и сказать Ему: «Господи, помилуй». Только это надо не формально делать, не обязательно сто раз подряд: «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй...» Не в количестве дело, а надо стараться, чтобы эти слова действительно шли из глубины нашего сердца, со всем возможным для нас желанием, со всем смирением, с сознанием той разницы, кто мы и кто Он, со всей благодарностью к Нему за то, что мы можем к Нему обратиться. Потому что, когда Он ходил по Палестине, чтобы у Него о чем-то попросить, нам нужно было бы преодолеть огромное расстояние. А сейчас, где бы ты ни был, что бы ты ни делал, в каком бы положении ты ни находился, всегда достаточно сказать: «Господи, помилуй» — и Господь тебя уже в этот момент начинает слышать.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий