суббота, 5 января 2019 г.

Благословенный Вифлеем



СВЯТОЕ МЕСТО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
              
Окрестности Вифлеема. http://www.arrivo.ru/izrail/vifleem/gallery.html
Название «Вифлеем» по-еврейски означает «город хлеба», арабы называют его «домом плоти», первоначально же город назывался Ефрафа — «плодоносный». Все три названия означают «обилие, богатство, плодородие».
Небольшой Вифлеем после Иерусалима является самым почитаемым городом: он расположен в семи километрах от израильской столицы, и хотя история его очень древняя, незаметен он был между другими городами Израиля. Когда патриарх Иаков шел со своим семейством из Вефиля, на некотором расстоянии от Ефрафы жена его Рахиль родила сына Вениамина. Сама она умерла, и ее похоронили на дороге в Ефрафу; Иаков поставил над ее могилой памятник, который и сейчас можно увидеть в долине Вифлеемской, хотя имеет он уже совсем другой вид.

Вид на Вифлеем. Гравюра из кн.: Thomas Wallace Knox. Backsheesh!, or Life and Adventures in the Orient..., 1875 http://costroma.k156.ru/polozov/polozov04_10.html
При разделении Земли Обетованной при Иисусе Навине между 12 коленами израилевыми Вифлеем с некоторыми другими городами был отдан колену Иудину. В Вифлееме жил Иессей, у которого было восемь сыновей. Когда пророку Самуилу пришло от Бога повеление избрать из семейства Иессея царя для Израиля, пророк пришел в Вифлеем, принес жертву и по указанию Божиему тайно помазал на царство Давида — младшего сына Иессея. Царь Давид, которому было обещано от Бога, что из его племени родится Спаситель мира, провел свои детские годы в Вифлееме.
Однако потомки царя Давида продолжали царствовать в Иерусалиме, поэтому никто и не думал, что в маленьком Вифлееме родится великий потомок царя по плоти, Сын Божий - по Божеству Своему. Но пророк Михей открыл иудеям, что местом рождения Спасителя мира будет именно Вифлеем, и пророчески говорил о городе: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Это было за 700 лет до Рождества Иисуса Христа, но чуткие к предсказаниям евреи запомнили слова пророка Михея и нисколько не сомневались, что Спаситель родится в Вифлееме.
Святой пророк Михей. XVIII в.
Пролетали годы, проходили столетия, за это время город не раз подвергался нашествиям и опустошениям. Во время нашествия царя Навуходоносора жители Вифлеема были выселены из города и рассеяны в Вавилоне. И никто уже не мог указать на потомков рода Иессея, от которых можно было ожидать рождения Спасителя в Вифлееме. Да и само племя царя Давида впоследствии потеряло власть в Иудее: многочисленные потомки его, хоть и знали о своем происхождении от рода царского, были очень бедны и жили уже не в Вифлееме, а были рассеяны по всей земле Иудейской.
Но настало время рождения Спасителя мира, предначертанное Богом. В далеком от Иудеи Риме решили переписать всех подданных, а иудеи, дорожившие своим Богоустановленным разделением на 12 колен, дорожили и своим происхождением.
Поэтому старцу Иосифу, бедному потомку царя Давида, и Деве Марии, принадлежавшей к тому же роду по отцу своему Иоакиму, надо было идти в Вифлеем — записаться в числе потомков царя Давида. Прибыли они в Вифлеем поздно вечером и не могли найти себе места для ночлега, так как по случаю переписи было очень многих приезжих.
В библейские времена вокруг города простиралась пустыня, где пастухи пасли овец и коз. Чтобы укрываться от дождя и зноя, они вырубали в скалах пещеры, в которые загоняли свои стада в плохую погоду. В одной из таких пещер, в так называемом «вертепе», и нашло приют в ночь под Рождество Святое семейство. И здесь у Пресвятой Девы Марии родился сын Иисус Христос — обещанный Богом Спаситель мира. Божия Матерь спеленала Младенца и положила Его в ясли на сено.
Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Александр Иванов. Ок. 1850 г. ГТГ
Была тихая, ясная ночь. Все спало кругом, никто не знал и даже не догадывался о происшедшем событии. Не спали только пастухи, охранявшие свои стада около Вифлеема. Вдруг им явился ангел Господень, окруженный невиданным светом, и ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость для всех людей. В Вифлееме родился обещанный Богом Спаситель мира. Вы найдете младенца, спеленатого и лежащего в яслях». Внезапно в небе появилось множество других ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».
Когда ангелы скрылись, пастухи поспешили в город и нашли в пещере Младенца Христа, лежащего в яслях, и поклонились Ему как Богу. А Пресвятой Богородице рассказали о случившемся в поле...
С первых веков христианства Вифлеем был в особом почтении у паломников, и тысячи людей приходили сюда для поклонения месту рождения Божественного Младенца. Но римский император Адриан, препятствуя христианам собираться на месте Рождества Христова, поставил на святом месте статую Адониса, которая и стояла здесь до прибытия в Палестину святой равноапостольной царицы Елены.
Вид на Вифлеем. Открытка конца 19 в. http://costroma.k156.ru/polozov/polozov04_10.html
Путешествующие по святым местам сообщают довольно много сведений как о дороге из Иерусалима в Вифлеем, так и о самом священном месте Рождества Христова.
Поднявшись из Иерусалима по дороге к Вифлеему, путешественник видит перед собою равнину Рефаимскую и впереди нее высоты Святого Илии. В библейские времена долина Рефаимская была покрыта теревинтовыми деревьями, почему называлась также и теревинтовою; но теперь она в запустении. Кое-где вдоль пути видны древние развалины оград, сторожевых башен, или столбов, принадлежавших к виноградникам; развалины одной из них называют домом Симеона Богоприимца. Неподалеку от дороги показывают отросток теревинтового дерева, под которым — по преданию — Пресвятая Богородица отдыхала на пути Своем из Вифлеема в Иерусалим.
Водоём Давида близ Вифлеема. Акватинта T. Milton по рис. Luigi Mayer 1790-х из кн.: Views in Palestine..., 1804 [795] http://costroma.k156.ru/polozov/polozov04_10.html
Недалеко от высот Святого Илии виден, у их подошвы, по правой стороне дороги, круглый колодезь древнего построения и при нем водопойня. Он назван колодезем «трех волхвов»; говорят, что благовестная звезда, приведшая волхвов в Иерусалим, вновь засияла для них у этого места, когда они шли к Вифлеему. Судя по обломкам, которые видны вокруг этого источника, должно полагать, что он был украшен зодчеством, и даже говорят, что здесь была церковь. Арабы всегда останавливаются у этого источника, чтобы напиться священной воды.
С высоты горы на дальнем расстоянии виднеется уже монастырь Святого Илии…
Утренний Вифлеем. Современный вид http://img1.arrivo.ru/cfcd/bb/6819/0/Vid-na-Vifleem-flickr.com-dangers.jpg
За монастырем открывается вид на Вифлеем, расстилающийся по горному хребту, склоняющемуся к югу в долину. Большое здание, укрепленное контрфорсами (подпорами) и господствующее над окрестною местностью, покрывает собою ту священную точку земного шара, над которою остановилась благовестная звезда нашего искупления. За Вифлеемом рисуется на горизонте гора, имеющая вид усеченного конуса; ее называют «горою франков», потому что крестоносцы построили здесь укрепление, служившее им обороною против мусульман. Налево, за глубокой долиной, видны горы Мертвого моря; направо же Вифлеемская гора сливается с цепью гор Иудейских. При спуске в долину стоит мусульманская молельня, покрывающая гробницу Рахили, и тут же неподалеку показываются остатки развалин дома патриарха Иакова; за оврагом же виднеются развалины древней Рамы, места рождения и погребения Пророка Самуила.
Храм Рождества Христова в Вифлееме
Воздвигнутый над Вертепом Храм Рождества Христова, посвящен Пресвятой Богородице, принадлежит, как полагают, времени Иустиниана. Первые христиане имели небольшой храм на этом месте; первый такой памятник относят даже к трем волхвам, пришедшим поклониться Богомладенцу. Но римский император Адриан соорудил здесь капище и запретил иудеям обитать в Иерусалиме и Вифлееме. Святая царица Елена очистила святые места от идолопоклонства и украсила «вертеп Рождества» драгоценным мрамором, а поверх его в 326 г. возвела храм Рождества Христова, который через два века расширил и украсил император Юстиниан. С тех пор в главных очертаниях храма и в его архитектуре больших изменений не происходило, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания паломников и богомольцев разных времен.
Во время крестовых походов Вифлеем был занят особым отрядом, что и сохранило храм от участи, которой подвергались тогда со стороны мусульман многие христианские святыни. Кроме того, Храм Рождества Христова остается в Палестине единственным, который в течение вот уже почти семнадцати столетий не претерпевал значительных разрушений. На протяжении всего это времени в нем непрерывно совершались богослужения, хотя в XVII—XVIII вв. храм и находящаяся в нем святая пещера не раз были предметом ожесточенных споров между православными и католиками.
Вифлеемский храм является одним из прекраснейших сооружений на всем христианском Востоке. Он пережил немало опустошений, но до сих пор восхищает всех своей величественной красотой. Формой своей храм Рождества Христова напоминает прежний иерусалимский храм во имя Введения во храм Божией Матери, имевший форму 4-конечного креста, все ветви которого оканчивались выпуклыми полукружиями.
Вифлеем. Вход во храм Рождества Христова
Фасад имеет узкие двери, называемые «Врата смирения», переделанные из больших, для более удобной защиты от нападения арабов и для воспрепятствования ввода неверными в храм животных, чему, к сожалению, бывали примеры.
В храм Рождества Христова когда-то вели три входа, потом два из них замуровали, но следы эти видны и до сих пор. Потом и оставшийся вход показался слишком широким, так как его трудно было защищать во время вражеских набегов. Поэтому во входе оставили только узкий проход, а все остальное пространство заложили камнями. В настоящее время о прошлой ширине входа можно судить только по сохранившемуся овальному завершению портала.
При входе в храм открывается обширная паперть, соединенная с длинною галереею, по обеим сторонам которой возвышаются в два ряда мраморные колонны (из розового порфира) с коринфскими капителями на пять нефов. В каждом ряду по 10 колонн.
Прежде на каждой из них было изображение предков Иосифа Обручника, сделанное еще византийцами, но теперь от них лишь кое-где остались следы.
В храме Рождества Христова показывают и на одну из поврежденных колонн и рассказывают, что турки сначала хотели лишить храм всех колонн, но из-под одной из них выполз огромный змей, и испугавшиеся рабочие разбежались.
Потолок составлен из огромных балок кедровых и кипарисных деревьев с вершин Ливана. Стены сначала были одеты мрамором и мозаиками, остатки которых еще доселе видны; но мрамор большею частью снят для дворцов калифов в Каире и для Омаровой мечети в Иерусалиме.
Мраморный помост местами сохранился, местами же заменен плитняком.
Главный алтарь http://fotosoyuz74.ru/photo/28968
Главный алтарь с роскошным иконостасом, устроенный над самым «вертепом Рождества Христова», принадлежит грекам. Алтарь образует верхнюю часть креста, с закругленными оконечностями, и возвышен на несколько ступеней.
Стены и своды этого алтаря украшены мозаикой на сюжеты евангельских событий: Благовещение, Рождество Христово, Введение во храм, Вход в Иерусалим, Преображение и Вознесение Господне. На стенах видны также следы византийской мозаики: особенно бросается в глаза огромное дерево с многочисленными ветвями, на которых изображены пророки и надписи их изречений, относящихся к пришествию в мир Спасителя. Вверху правого клироса, в арке, сохранилась запись о том, что мозаика сделана в 1169 г. трудами монаха Ефрема. Мозаики на стенах алтаря во многих местах еще хорошо сохранились, хотя существуют уже около 700 лет.
По обеим сторонам Алтаря, противу сходов в Вертеп, устроены два престола: Обрезанию Спасителя и трем волхвам.
Слева и справа от алтаря находятся узкие лестницы, по которым паломники с благоговейным чувством спускаются в святую пещеру, где Пресвятая Богородица родила Божественного Младенца. Вертеп Рождества Христова (площадь его 32 кв. м) состоит из природной скалы, в настоящее время обложенной белым мрамором.
Когда-то помост тоже был мраморным, но потом мусульмане использовали этот мрамор для возведения мечети «Купол скалы» в Иерусалиме и дворца халифов в Каире.
Звезда. Храм Рождества Христова в Вифлееме, построенный на том самом месте, где произошло великое событие явления Бога в мир
В полукруглом углублении, в мраморном помосте, вделана большая серебряная звезда (14 лучей), освещенная лампадами, которая и означает место рождения Искупителя.
Эта звезда более 2000 лет назад указала путь восточным мудрецам (волхвам), которые тоже пришли поклониться Иисусу Христу. Она вела их во время долгого пути и остановилась как раз над этим местом.
Вокруг звезды находится латинская надпись: «Hie de Virgine Maria Christus natus est» — «Здесь родился Христос от Девы Марии». Помост Вертепа Рождества, образуя также полукруг, обвешан шестнадцатью богатыми лампадами, над которыми мраморная доска служит престолом, где совершается литургия. В углублении, которое над престолом, ставится греками образ Рождества Христова. В нескольких метрах справа от спуска в Пещеру Рождества Христова, у стены, в деревянном киоте расположен образ чудотворной Вифлеемской иконы Пресвятой Богородицы, или «Улыбающаяся Богородица».
Чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы находится в базилике Рождества Христова в Вифлееме. http://pravoslaviee.ru/imeniny/vifleemskaya-ikona.html
В Храме Рождества Христова имеется уникальная икона улыбающейся Божьей Матери. Иконография: Смоленская «Одигитрия» (Путеводительница). Икона русского письма. В левой руке Божественного Младенца изображена держава, символ царственной власти, правой он благословляет всех молящихся. Есть предположение, что Вифлеемская икона была пожертвована в базилику Рождества Русским императорским домом. Считается, что образ был передан императрицей Елизаветой Петровной, когда она исцелилась пред ним от тяжёлой болезни. По другой версии, по молитве перед иконой исцелилась преподобномученица Елизавета Фёдоровна, которая затем передала икону в базилику в Вифлеем. Риза для иконы была изготовлена из её платья. Удивителен этот образ тем, что здесь Пречистая Дева Мария улыбается. Эта единственная такая икона.
Неоднократно рассказывали люди о том, что бывали случаи, когда на глазах Спасителя проступали слезы. На тот факт, что помощь Божьей матери осязаема, указывают украшения, оставленные прихожанами по традиции у оклада иконы.
В пещере Рождества Храма Рождества в Вифлееме: ясли Иисуса. Открытка конца 19 в. http://pereprava.org/culture/1806-hristos-rodilsya-slavim-stihi-o-rozhdestve.html
В нескольких шагах от звезды три ступени ведут в особую пещеру, где находились ясли Христовы. Они представляли собой небольшую нишу в стене грота, куда Пречистая Богоматерь положила Своего Сына. Здесь и произошло поклонение Божественному Младенцу пастырей и восточных волхвов: священное предание рассказывает, что впоследствии волхвы Гаспар, Мельхиор и Балтасар были крещены апостолом Фомой и в странах своих проповедовали веру Христову.
Ясли иссечены в природном камне и, имея вид продолговатого ящика, обложены белым мрамором. Это святое место освещено так же, как и Вертеп Рождества, драгоценными лампадами. Противу колыбельных яслей Спасителя устроен в том же Вертепе престол, на том месте, где Пресвятая Богородица, с Младенцем Иисусом на ее лоне, принимала поклонение трех волхвов. Все стены Вертепа, как здесь, так и у святилища Рождества, одеты тканями, и множество серебряных и позолоченных лампад висят вдоль натурального свода и по сторонам. Прежде все стены были украшены византийскими мозаиками. Весь Вертеп имеет пять сажен в длину и сажени полторы в ширину. В мраморных яслях положена восковая фигура, изображающая младенца Иисуса, перед которой горят 5 неугасимых лампад.
Лев Мей
***
То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка:
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от Востока,
Мир искупленья ожидал -
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял,
И загремел по Палестине
Глас вопиющего в пустыне... 1855
На месте святых яслей сейчас устроены католические приделы, а сами ясли, в коих покоился родившийся Спаситель мира, унесены в Рим. Несколько веков они хранились в церкви Санта Мария Маджоре, но в 1585 г. римский папа Сикст V приказал перенести их в свою капеллу. Во время этого перенесения святые ясли упали и разбились, и теперь от них осталось только пять частей.
Многие другие пещеры прилегают к Вертепу Рождества и яслей. Отсюда сходят в пещеру, где обитал Иосиф и где устроен во имя его престол. За нею следует пещера, где погребены многие из убиенных, по повелению Ирода, младенцев, их кости хранятся за железною решеткою: мирная колыбель небесного Младенца приняла их прах под свой покров.
Поклонение волхвов. XII в. Древнерусская миниатюра
В ДАР новорожденному Христу волхвы принесли золото, ладан и смирну. В древности золото подносили в дар царям, ладаном кадили в храме, а смирной, дорогим благовонием, помазывали усопших. Итак, волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку. Дары волхвов Матерь Божия хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви. Через 400 лет император Аркадий перенес святыню в Константинополь. После падения Византии в 1453 г. царевна Мария отправила дары в афонский монастырь св. Павла, где они хранятся доныне.
Золото, ладан и смирна. https://www.ntv.ru/novosti/771618
Золото - 28 небольших пластин с тончайшим орнаментом. Ученые, которые изучали христианскую святыню, пришли к заключению, что орнамент на золотых пластинах — это персидская работа, выполненная как раз около 2 тысяч лет назад. Ладан и смирна - небольшие шарики, их около 70-ти. Эти святыни источают удивительное благоухание и подают исцеление душевнобольным.

Источники:
Бутромеев Владимир. Земная жизнь Богородицы./ под ред. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева. – М.: ОЛМА Медиа-групп, 2011. – 304 с. – (Мир в картинках)
Ионина Н.А. Православные святыни./ Надежда Ионина. – М.: РООССА, 2000. – 272 с.
Фотографии с Интернет-ресурсов

Комментариев нет:

Отправить комментарий