вторник, 6 ноября 2018 г.

Каин и Авель в шедеврах мировой живописи



 О Зависти
          Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8)
 «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит». Святой апостол Иоанн Богослов
Лишившись своего блаженного жилища, первые люди поселились к востоку от Эдема. Эта восточная внерайская страна сделалась колыбелью человечества. Здесь начались первые труды обыденной суровой жизни, и здесь же явилось первое поколение «рожденных» людей. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила» сына, которому дала имя Каин, что значит: «приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1).

Адам и Ева, вероятно, надеялись, что в лице Каина они увидят исполнение обетования об Искупителе, но их надежда не оправдалась. В их первом сыне для прародителей явилось только начало новых, неизвестных еще им страданий и горя; впрочем, Ева скоро сама поняла, что слишком скоро стала лелеять себя надеждой на исполнение обетования, и потому, когда у нее родился второй сын, она назвала его Авелем, что значит "призрак, пар". Увеличение семьи требовало от Адама все больше и больше сил для добывания пищи. Вскоре ему в этом деле стали помогать его сыновья.
Виллем ван Херп Старший, "Каин и Авель работают в поле", 17 в.
Каин стал обрабатывать землю, а Авель занимался скотоводством. Но первородный грех не замедлил проявить себя с жестокой силой уже в первом семействе.
Каин пахал землю, но землю не любил. И звезд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.
Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в них камни: завидовал птицам, что они умеют летать. Когда звезды зажигались на небе, Каин и в звезды кидал камни, потому что звезды умели светить. Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви - он и тени чужой завидовал! Злой человек был Каин, очень злой.
Андреа Скьявоне, "Молодой Авель", 1555
Брат Каина - Авель был веселый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни.
Звезды, деревья и птицы слушали его песни. Это были первые песни на земле.
Птицы, деревья и звезды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.
Одной холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу. Затрещали ветки, будто только и ждали легких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь, и про звезды, и про то, как хорошо жить.
Мариотто Альбертинелли, "Жертвопреношение Каина и Авеля", 1510
Однажды Каин и Авель принесли жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель — первородного овна из своего стада. Но Авель приносил жертву с верою в обещанного Спасителя и с молитвой о помиловании, а Каин приносил ее без веры и смотрел на нее, как на свою заслугу перед Богом (Евр. 11:4). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина — отвергнута.
Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.
Увидев предпочтение, оказанное брату, и видя в нем явное обличение своих «злых дел» (1 Ин. 3:12), Каин сильно огорчился, и омраченное лицо его поникло. На нем появились зловещие черты. Но милосердный Бог, желая, чтобы Каин исправился, предостерег его от злого дела. Он сказал Каину: «Почему ты огорчился? отчего поникло лице твое?... грех... влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6-7).
Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.
Пъетро Новелли. Каин и Авель. Италия. XVIII в.
Каин не послушался Божьего призыва и отворил греху дверь своего сердца. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, — совершив невиданное злодеяние. Страшное преступление, которое впервые внесло в порядок природы смерть и разрушение, не могло остаться без наказания.
Упал Авель на землю. Покатилась свирель-дудочка. Не играть ей больше веселых песен! Оглянулся Каин. Кругом - никого.
"Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает", - подумал Каин. И убежал в лес. Крадется Каин по лесу, вдруг слышит - деревья зашептали: "Каин, где брат твой Авель?" Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звезды встали да как зазвенят с неба: "Каин, где брат твой Авель?" Заметался Каин: куда уйти от звезд? К земле пригнулся, ползет, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: "Каин, где брат твой Авель?"
И почудилось Каину - это весь мир кричит ему вслед: "Где брат твой Авель?"
«Где Авель, брат твой?» — спросил Господь Каина. «Не знаю, разве я сторож брату моему?» — с дерзостью отвечал убийца. (Быт. 4:9).
Ноэль Куапель, "Каин после убийства Авеля", 1663
В этом ответе можно видеть, какой страшный шаг вперед сделало зло со времени падения прародителей. Эта дерзость, это бесстыдное отрицание не допускали возможности дальнейшего испытания Каина, и Господь произносит ему приговор: «...Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин затрепетал, но только не от раскаяния, а от страха, что ему отомстят за смерть брата.
Бриоски Викентий (Виченцио) Иванович. Каин, осуждаемый Богом за братоубийство и бегущий от гнева Божия 1813, Государственный Русский музей.  
Понял Каин, что хоть никого и не было, когда он убил Авеля, да были звезды, деревья, птицы...
«Наказание мое больше, нежели снести можно, — сказал он Господу, — ...всякий, кто встретится со мною, убьет меня».
Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.
В ответ на это Господь сказал: «За то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро». И сказал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Быт. 4:10-15).
Карел Дюжарден, "Изгнание Каина", 1678
… Братоубийца не мог больше оставаться со своими родителями. Он ушел от них и поселился в земле Нод, еще дальше на восток от Эдема. Но Каин переселился сюда не один. Как ни велико было злодеяние и оскорбление, нанесенное им чистоте и святости братской любви, из среды  братьев, сестер нашлись люди, которые решились последовать за Каином в страну изгнания. Каин поселился на новом месте с женою. Вскоре у него родился сын, которого он назвал Енохом.
Дэвид Скотт, "Изгнание Каина", 1831
Удаленный от остального общества людей, предоставленный своей собственной судьбе, Каин, от природы суровый и сильный, еще с большим упорством должен был бороться с природой и внешними условиями жизни. И он действительно отдался тяжелому труду для обеспечения своего существования и был первым человеком, который построил город, как начало оседлой жизни. Город назван был по имени его сына Еноха.
Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и зависти. Жизнь есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.
Праотец Сиф. Феофан Грек. 1378 г. Фреска в куполе. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Источник http://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=4041
…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит “основание” — основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.
Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. Но не так, как Каин, который был от лукаваго и убил брата своего. (1 Ин. 3 – 11)
От Сифа произошли благочестивые и добрые люди. Библия называет их "сынами Божьими", а от Каина нечестивые и злые — они названы в Писании "сынами человеческими".
Джордж Фредерик Уоттс, "Смерть Каина", 1872-1875
… А люди возненавидели Каина за то, что он запятнал землю кровью.
И прокляли его. И его имя. С тех пор прошло много-много веков. Много звезд угасло.
Люди рождались, жили и умирали. Менялись обычаи.
Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или еще: окаянный.
Епископ Иларион (Алфеев):
… Этот рассказ говорит нам о том, что зависть, которая была принесена в мир диаволом, уже во втором поколении людей становится причиной убийства. Мы никогда не узнаем, почему Господь призрел на жертву Авеля и не призрел на жертву Ка­ина. Может быть, это было связано с внутренним расположением сердца обоих братьев. Видимо, один приносил жертву искренне, другой - формально, без любви. Как бы там ни было, в очах Господа они оказались не равны. И когда Каин увидел, что его жертва отвергнута, это не только огорчило и опечалило его, но и подвигло к убийству брата.
Зависть ослепляет человека. Она заставляет его думать, что преградой между ним и Богом или между ним и какими-то материальными или духовными благами является другой человек, и что как только этот человек будет устранен, все пре­пятствия исчезнут. На самом же деле все обстоит иначе - человек, как правило, не достигает цели по собственной вине, а не по вине другого. Завистник думает, что на этой земле есть только одно место, и это место должно принадлежать ему, а не его конкуренту. На самом же деле на земле есть место для каждого человека, и каждый может реализовать свой потенциал - и духовный, и профессиональный, и человеческий. И если мы не реализуем его по каким-то причинам, то причи­ны эти в нас самих, а не в других людях.
… Зависть особенно сильна там, где лицом к лицу сталкиваются в схватке божественное и диавольское. Это, прежде всего, Церковь. В Церкви зависть действует с особой силой и особым коварством. Здесь можно встретиться с такими невероятными проявлениями зависти, которые мы, пожалуй, не встретим вне Церкви. Но это не должно нас смущать. Ведь Церковь – это поле брани, где решаются судьбы человеческие, где битва идет за каждую душу. Судьба каждого человека взвешивается здесь на весах Божиих, это битва за духовное выживание, за спасение, и именно потому зависть здесь особенно сильна.
Ведь и Христос жил в глубоко религиозной среде. И главными Его врагами были не светские люди, далекие от духовной жизни, а именно те, в чьих руках находилось духовное руководство людьми, – архиереи, книжники и фарисеи. Именно под их давлением Пилат, человек светский, был вынужден предать Иисуса смерти. Он искал возможности освободить Арестованного, Который был ему симпатичен, Которому он сочувствовал, ибо понимал, “что предали Его из зависти”. А движущей силой убийства были люди религиозные – первосвященники, книжники и старейшины народа – те, кто принимал непосредственное участие в битве за души человеческие.
У зависти множество производных – прежде всего осуждение и клевета. Когда человек ослеплен завистью, он не останавливается ни перед чем – он может оклеветать человека, унизить его, опозорить. Но если клевета обрушивается на нас, нужно помнить, что мы не первые и не последние, кто через это прошел. К сожалению, жизнь так устроена. “Блажени есте егда возненавидят вас человецы, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы…”
«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4 – 11). Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.
Молитва при зависти к ближнему и сетовании о своих неудачах
О Ты, преблагий, прещедрый, Господи Иисусе Христе! Всякое благо приходит от Тебя и чрез Тебя, из сокровища Твоего вечнаго непреходящаго богатства; Ты уделяешь каждому свое по воле Твоей. Не допусти мне чрез вредоносную зависть сравняться с диаволом. Излей в сердце мое Твою благость, Твою любовь, Твою верность, чтобы я сердечно радовался дарам Твоим, которые Ты из щедрой благости разделяешь между нами, и Твоему милосердию над нами; чтобы мы не отягощали бы друг друга завистью, ложью, хулою и клеветою, но чтобы мы все, Тобою нам данное, употребляли к хвале, чести и славе Твоей, познавали Тебя в Твоих благодеяниях и хвалили, чтили и прославляли во всю вечность. Аминь.

Источники:
  • Закон Божий для семьи и школы./ сост. протоиерей Серафим Слободский. – 6-е изд. – М.: Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008 г. – 722 с.
  • Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый завет. – 4-е изд., испр, и доп. – СПб, Владивосток: Информационное Агентство Русской Православной Церкви, 2004. – 736 с.
  • Яйленко Е.В. Библия в мировой живописи./ Евгений Валерьевич Яйленко, кандидат искусствоведения. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304 с. – (Сокровища живописи)
  • Епископ Иларион (Алфеев). “Вы – свет миру!”. М., 2001.
  • Вавилонская башня и другие библейские предания./ Под общ. Ред. Корнея Чуковского, илл. Леонида Фейнберга, - М.: Горизонт, 1991. – 160
  • с.https://amarok-man.livejournal.com/3183255.html   Библейские истории в картинках. Каин и Авель

Комментариев нет:

Отправить комментарий