Дуомо. Портал
ФАСАД
Настоящим шедевром является
ажурно декорированный мраморный фасад. Нижняя романская часть, выполненная
Джованни Пизано, имеет три огромных портала, изумительно орнаментированных
статуями. Сейчас эти статуи заменены копиями во избежание повреждений,
наносимых течением времени, а оригиналы хранятся в музее собора.
На архитрав помещен барельеф Тино ди Камиано с изображением «Эпизодов из жизни святых Джоаккино и Анны». В верхней части фасада расположено большое окно — роза с живописным изображением Девы Марии и Евангелистов, вокруг которых помещены копии бюстов патриархов и пророков. Оригиналы бюстов XIV века также перенесены в музей собора. Три остроконечных фронтона украшены в XIX веке мозаикой, а над центральным фронтоном поставлена фигура ангела, выполненная в 1639 году Томмазо Реди.
Колокольня романской структуры,
возведенная в конце XIII века, покрыта полосами мрамора черного и белого цвета.
Купол Дуомо, построенный между 1259 и 1264 годами, имеет в плане форму
шестиугольника и поддерживается шестью пилястрами. У каждого угла стоят
позолоченные статуи. Вверху расположены ниши в форме раковин, преобразованные
из шестиугольных в двенадцатиугольные, внутри них проходит галерея,
разделенная 42 колоннами с живописными изображениями на каждой из них
патриарха или пророка. Эти фигуры написаны в конце XV века известными сиенскими
художниками. Поверху купол облицован свинцовыми листами.
ИНТЕРЬЕР
Дуомо. Интерьер
Одно из главных украшений интерьера
Дуомо — мраморные полы, разделенные на шестиугольники и ромбы, внутри каждого
из которых находятся собранные из мрамора разных оттенков мозаики с сюжетами
на библейские темы. Автором картонов для этих полов были сиенские живописцы.
Более сорока выдающихся сиенских художников работали над полами Дуомо, среди
которых был Доменико Беккафуми — один из выдающихся сиенских живописцев XVI века.
Картон для одного из полов собора его работы сейчас экспонируется в Сиенской
пинакотеке. Мраморные полы Дуомо — одно из главных сокровищ. Здесь содержится
56 панно с изображениями сюжетов на библейские темы, сивилл, добродетелей и
эпизодов из истории Сиены, происходивших в разные времена. Все это выполнено в
различной технике, которая была принята среди сиенских мастеров от середины XIV
века до середины XVI века.
Строгую грациозность
трехнефного интерьера Кафедрального собора, построенного в плане латинского креста,
создает, прежде всего, чередование по стенам черно-белых мраморных полос и
мощные мраморные пилоны. Этот узор прост и ритмичен. Он как бы звучит и создает
удивительно гармоничное сочетание, отдаленно напоминающее древние египетские
мотивы декорирования. Чередование черных и белых полос преобладает в интерьере
и является типичным для фантастической, живописи сиенских мастеров.
КАПЕЛЛЫ
Вдоль боковых нефов и в
трансептах расположены прекрасные капеллы, как, например, капелла Мадонны дель
Вото. Построенная в 1661 году капелла, по воле папы Александра VII, была
сделана по рисункам Джан Ло-ренцо Бернини. Круглая, несколько эллиптическая в плане,
с позолоченными тамбуром и куполом, капелла содержит украшения, среди которых
над алтарем выделяется доска XIII века школы Гвидо да Сиена с изображением
Мадонны с младенцем, почитаемой сиенцами как Мадонна дель Вото. Бернини
изготовил для нее алтарный табернакль, позолоченные бронзовые фигуры ангелов, обрамляющие
доску с Мадонной, и первые, расположенные в нишах по сторонам от входа две
статуи — святого Иеронима и святой Марии Магдалины.
Капелла Святого Иоанна
Крестителя расположена в левом трансепте. Бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая
эту капеллу, была сделана великим Донателло для Флоренции, но в октябре 1457
года ее перенесли в Сиену. По сдержанности форм эта статуя глубоко аскетична
и при этом полна духовности. Она относится к работам последних лет жизни
художника и сделана несколько позднее знаменитой Марии Магдалины, украшающей
Флорентийский баптистерий. По стилю исполнения и глубокой духовности эти две
статуи очень близки.
АЛТАРЬ
Внушительный алтарь,
расположенный вдоль левого нефа, возведен по воле кардинала Франческо Пикколо-мини
в 1481 году Андреа Бреньо. Образ Мадонны в верхней части ниши атрибутирован
как работа Якопо делла Кверча — сиенского скульптора, бывшего некоторое время
главным архитектором собора. Мраморная икона с изображением Мадонны с
младенцем, — возможно, произведение Паоло ди Джованни Феи. Огромную художественную
ценность имеют четыре статуи, высеченные Ми-келанджело и представляющие фигуры
святых — Петра, Павла, Георгия и Пия, помещенные в ниши капеллы. Эти
произведения великого мастера относительно мало известны. Они были созданы им
между 1502 и 1504 годами по заказу Пикколомини. В главном алтаре собора, созданном
в XVI веке, возвышается бронзовая дароносица, выполненная мастером Веккьета в
1506 году. Ее окружают четыре фигуры ангелов, поддерживающих канделябры.
Дароносица помещена на место, которое раньше занимала знаменитая «Маэста»
Дуччо ди Буонинсенья, которая сейчас перенесена в музей собора.
ХОРЫ
В апсиде расположены
громадные деревянные хоры, занимающие нижнюю часть ниши по всей ширине трех нефов.
Начатые в 1363 году и законченные в 1397, хоры содержали 90 кресел,
поставленных в два ряда, с балдахинами и украшенные табернаклями и статуями
святых. Части хоров по боковым сторонам ниши, выполненные Франческо и Якопо
Тонгио, оставлены в оригиналах XIV века. Великолепные инкрустации на спинках
кресел были изготовлены в 1503 году Фра Джованни да Верона. На них изображены
натюрморты и виды итальянских городов. Это прекрасный образец прикладного
искусства Сиены.
КАФЕДРА ПИЗАНО
Николо Пизано. Фрагмент барельефа с
распятием
Необычна эта кафедра тем, что
в качестве свободно стоящего предмета она выглядит не столько частью убранства
интерьера, сколько миниатюрным архитектурным сооружением со скульптурным
декором. Ее создал знаменитый итальянский скульптор XIII века Николо Пизано.
Кафедра в сиенском соборе одна из вершин его творчества. Пизано, страстный
поклонник художников и архитекторов эпохи Фридриха II, обычно был не склонен к
классическим канонам, однако, оценивая их по достоинству и используя
классические линии для выражения содержания, часто имитировал формы античных
моделей. Таким образом, синтез формы и содержания, которому следовал мастер,
способствовал созданию им пластически осязаемых образов, полных могучей силы,
позднее в своих работах Кверча опирался на полные силы и осязаемые образы
Пизано.
Кафедра восьмиугольной формы
высечена из белого мрамора. Она поддерживается девятью колоннами, четыре из
которых опираются на львов и львиц, терзающих животных, остальные четыре
свободные. В основании центрального пояса кафедры помещены восемь фигур,
представляющих различные виды искусства. Парапет орнаментирован семью
рельефами с изображениями сюжетов из земной жизни Христа и Страстей Господних
(от Рождества до Распятия и Страшного Суда) и статуями пророков и ангелов. В
пинаклях трехлопастных арок находятся фигуры других пророков; на соединении
арок поставлены фигуры Добродетелей.
Кафедра в сиенском соборе
выполнена Пизано между 1265 и 1268 годами. В главных своих чертах она повторяет
предыдущую пизанскую кафедру его же работы, но выдержана в особом стиле с фигурным
расширением. От аристократической и одновременно простой манеры изображения
фигур, украшающих кафедру в Пизе, здесь он перешел к величественности рассказа
с большой силой экспрессии. Изображения персонажей и их действия становятся
более живыми и драматичными.
БИБЛИОТЕКА ПИККОЛОМИНИ
Библиотека Пикколомини. Интерьер с
фресками Пинтуриккьо
В первом пролете левого нефа
собора располагается Библиотека Пикколомини, строительство которой в 1492 году
начал кардинал Франческо Пикколомини — Тодескини (позднее выбранный папой
римским под именем Пия III) с целью хранения книг, собранных понтификом Пием II,
его дядей по материнской линии. Над входом в библиотеку находится фреска Пинтуриккьо
«Коронование Пия III». Интерьер библиотеки представляет собой большой,
прямоугольный и очень светлый зал с великолепной живописью на потолке и стенах.
Он производит сильное
впечатление яркой освещенностью и великолепием красок. В росписях потолка и
сводов использованы античные мотивы. В центре зала на ренессансном подиуме
стоит скульптура «Три грации», копия с греческого оригинала эллинистической
эпохи. Эта скульптура была подарена кардиналу Пикколомини специально для этой
библиотеки.
Зал полностью расписан
фресками Пинтуриккьо, посвященными рассказу о важных событиях в жизни Энея
Сильвио Пикколомини, бывшего архиепископом Сиены, а позднее выбранного папой
под именем Пия II.

Пинтуриккьо. Сцена из жизни папы Пия II. Фреска. 1505
- 1508. Зал Библиотеки Пикколомини. Кафедральный собор Дуомо, Сиена
Он был выдающимся гуманистом
эпохи Возрождения, удачливым дипломатом и справедливым понтификом. Эти
произведения Пинтуриккьо относятся к позднему периоду творчества художника. На
стенах, расчлененных реальными и написанными пилястрами, образующими
иллюзорно уходящие в глубину арки, представлены сцены из жизни Пия II. Сюжетами
фресок были такие события из жизни Пикколомини, как «Отправление Энея Сильвио
Пикколомини на Базельский собор» или «Эней Сильвио Пикколомини в качестве посла
при дворе короля Шотландии». В панораме итальянского искусства начала XVI века
роспись библиотеки уникальна во многих отношениях. Иконографическая программа
фрескового цикла, задуманная как история жизни папы, с одной стороны,
утверждала законную силу папской власти, а с другой — увековечивала династию
Пикколомини, превращая соборную библиотеку в пантеон семейной славы. Известно,
что в росписях библиотеки вместе с учениками и подмастерьями Пинтуриккьо
принимал участие молодой Рафаэль. В библиотеке демонстрируются помещенные на
деревянные «скамьи» с резными украшениями, выполненными в 1496 году Антонио
Бреньо, огромные книги голосовых партий (ноты для месс) с великолепными
миниатюрами Либерале да Верона и Джироламо да Кремона.
Книжная миниатюра из Библиотеки Пикколомини
Ослепительной красоты
картины, украшающие большинство страниц этих фолиантов, представляют собой
замечательный образец искусства миниатюры итальянского кватроченто.
Якопо делла Кверча. Горельеф «Мадонна с
Младенцем, св. Антоний и коленопреклоненный кардинал Антонио Казини»
Музей собора (Музей Опера
дель Дуомо) располагается в первых трех аркадах правого нефа «Нового Дуомо».
Музей содержит преимущественно произведения искусства, созданные для украшения
Кафедрального собора, а позднее перенесенные сюда для большей сохранности.
Оригиналы в храме заменены копиями, выполненными на протяжении XVI — XVII веков.
В музей собраны скульптуры, живопись, предметы из бронзы, дерева и терракоты,
изделия ювелирного искусства, вышивки и миниатюры. Эта коллекция представляет
собой высочайшую художественную ценность. Здесь есть знаменитые на весь мир
работы, приравненные к шедеврам, мастеров сиенского и тосканского искусства от XIII
до XV века, таких как Симоне Мартини, Пьеро Лоренцетти и Якопо делла Кверча. Но
главное богатство музея - это статуи, высеченные Джованни Пизано для украшения фасада
Дуомо, и «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья.
Вдоль стен нижнего зала музея
стоят десять фигур, выполненных Пизано для фасада Дуомо и перенесенных сюда во
второй половине XIX века. Скульптуры Джованни Пизано для фасада сиенского
собора создали первую в Италии единообразную иконографическую программу.
Скульптурные фигуры высоко вытянуты вверх в очаровательных обволакивающих их
спиралевидных драпировках, передающих движение. Они как бы выдвигаются вперед
или внезапно отступают. Их необычайная энергия и живость явно выигрывают перед
сопротивлением неподвижного материала. Их лица с четкими чертами и ясно
очерченной тенью глубины ртов и глазных впадин полны печали и мучительных
раздумий. В этих скульптурах Пизано выразил весь свой внутренний мир. Мир буйный
и драматичный, изображенный мастером в синтезе пластической формы и чувств,
доходящих до высочайшей экспрессии. Колеблющийся между классическим
творчеством отца и готическим искусством заальпийских художников, особенно французских,
Джованни Пизано самостоятельно шел к вершине своих поэтических поисков.
Среди шедевров скульптуры
собора, безусловно, следует отметить горельеф Якопо делла Кверча «Мадонна с
Младенцем на коленях и кардинал Казини, представляемый ей его покровителем
святым Антонием Аббатом». Эта работа, утерянная и недавно найденная,
принадлежит к последнему периоду творчества скульптора, поражает ее духовная
сила и удивительная пластическая насыщенность. Простые крестьянские лица, тяжесть
рассыпающихся веером складок приближают эту работу к образам Микеланджело.
МАЭСТА ДУЧЧО
Дуччо. Мадонна на троне с Младенцем, ангелами
и святыми
Если говорить о сиенской живописи, то семенем, из которого выросло это искусство, был Дуччо ди Буонинсенья, и, бесспорно, один из главных шедевров, которые хранит музей собора, — «Большая Маэста» Дуччо. Грандиозность этого алтарного образа отмечена и прославлена летописцами эпохи, которые помнили триумфальный и торжественный кортеж в сопровождении официальных лиц и всего народа, когда картину перевозили в церковь. Дуччо ди Буонинсенья первым ввел поэтические мотивы в живопись, согласуя изысканную вычурность византийских канонов с лирическим гуманизмом французской готики. Монументальное полотно, заказанное мастеру в октябре 1308 года и законченное им примерно через три года, должно было украшать главный алтарь Дуомо, куда оно было помещено в 1311 году. Прошло два века, картину расчленили, и в 1870 году по частям перенесли в музей собора. Изображение сюжетов из Страстей Господних, от «Входа в Иерусалим» до «Явления Христа в Эммаусе», вызывают восхищение своим художественным совершенством. С помощью чередования красок и различного типа линий, ритмически и повсеместно сочетающихся между собой, мастеру удалось достичь полной гармонии в изображении каждой отдельной фигуры и сюжетов в целом. В центре цикла доминирует панель с «Распятием». Она отличается от других не только большим размером, но и величественной трагической красотой изображения. На позолоченном фоне образ Христа на Кресте представляет собой драматизм всей этой трагической сцены.
Алтарный образ написан с двух
сторон доски в общей композиции. На его лицевой стороне изображена Мадонна на
троне с Младенцем, окруженная двумя рядами ангелов и коленопреклоненными
святыми. На обратной стороне в 26 частях мастер изобразил многочисленные
эпизоды из жизни Христа и Страстей Господних. Эти две части разделены широкой
средней полосой. Большая картина первоначально была украшена пределлой с
сюжетами из детства Христа и публичной жизни Христа, а также верхним
обрамлением в готическом стиле, содержащим 16 панелей с эпизодами из жизни
Марии и воскресшего Христа (на обороте). Пять панелей из последних утеряны, а
19, вместе с лицевой и оборотной сторонами большой картины, хранятся в музее
Дуомо. Появление этой картины практически заключило опыт XIII века и наметило
наступление нового столетия. Расцвет сиенской школы живописи XIV века всегда
связывался с именем этого мастера.
БАПТИСТЕРИЙ
Баптистерий. Интерьер
Баптистерий, или церковь Сан
Джованни Батиста, возвышается позади Дуомо. Это здание возникло в связи с
продлением апсиды храма, в качестве ее крипты. Фасад, начатый в 1317 году и
законченный в 1382 году, представляет собой значительную художественную ценность.
Этот фасад с незаконченной верхней частью облицован белым мрамором и имеет три
больших глубоких портала, окаймленных очаровательными колонками и мраморными
украшениями. В средней части фасад декорирован небольшого размера висячими
арками и выше, над карнизом, глухими стрельчатыми окнами. На полу в интерьере,
напротив порталов, находятся граффити на мраморе с изображением крещения и
миропомазания. Обширный и светлый интерьер, завершенный в 1325 году, имеет
форму прямоугольника и разделен на три нефа. Своды апсиды и две люнетты над
боковыми алтарями расписаны фресками. Великолепно выполнены фрески на сводах баптистерия,
созданнные в 1447 -1450 годах Веккьета. Фрески на сводах содержат изображения
символов веры, пророков и сивилл. На стенах апсиды еще две его работы с
сюжетами из Страстей Господних - «Бичевание» и «Крестный ход». Другие фрески
баптистерия написаны во второй половине XV века.
Самое же выдающееся
произведение искусства в баптистерии - Крестильная чаша. Над ней вместе работали
флорентийские и сиенские мастера. Замысел украсить чашу шестью бронзовыми
рельефами, безусловно, принадлежал Гиберти, прекрасно чувствовавшему себя в
работе с бронзой. Рельефы на шести гранях чаши с изображениями сцен из Жития
Иоанна Крестителя выполнены выдающимися итальянскими скульпторами. Со стороны,
ближней к алтарю, — «Благовещение Захария о рождении сына» Якопо делла Кверча,
«Рождество Иоанна Крестителя» и «Проповедь Иоанна Крестителя» Джованни ди
Турино, «Крещение Иисуса» и «Арест Иоанна Крестителя» Лоренцо Гиберти, «Поднесение
головы Иоанна Крестителя Ироду» Донателло. Несмотря на то, что свой рельеф
Кверча закончил одним из последних, ему поручили окончание работы над купелью,
включая и мраморный табернакль, который Кверча украсил рельефами с фигурами
пророков и увенчал чашу статуей Иоанна Крестителя.
Замкова М. Сиенский собор Дуомо.// Журнал «Юный
художник». – 2007 год, № 6. –с. 30-33.
Комментариев нет:
Отправить комментарий