Рождество
Пресвятой Богородицы.
Расскажите о празднике детям:
"...И НАЗВАЛИ ДОЧЬ МАРИЕЙ..."
Расскажите о празднике детям:
"...И НАЗВАЛИ ДОЧЬ МАРИЕЙ..."
21
сентября - светлый праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и этот день
считается Церковью первым великим праздником из двенадцати других.
В
этот день во всех церквях по всему миру торжественно возглашают: «Рождение Твое, Богородице Дева, принесло
радость всей вселенной (миру), потому что из Тебя воссияло Солнце правды,
Христос Бог наш; разрушив проклятие, Он дал благословение и, уничтожив смерть,
даровал нам вечную жизнь». (Тропарь, глас 4)
Икона
Божией Матери «Утоли мои печали»
От
одной только мысли о Матери Божией тёплый свет нежной любви разливается в душе
— точно так же, когда мы думаем о самом дорогом человеке на свете — маме.
Христиане всего мира почитают Богородицу своей второй матерью. Ее Рождество празднуется Православной Церковью как всемирный день радости.
Рождество Богородицы - событие это совершенно особое в истории человечества: оно знаменует собой окончание Ветхого Завета и начало Нового Завета, новой истории. Всё, что связано с Пресвятой Богородицей, — чудесно, и первым чудом Нового Завета называют Её рождество.
Христиане всего мира почитают Богородицу своей второй матерью. Ее Рождество празднуется Православной Церковью как всемирный день радости.
Рождество Богородицы - событие это совершенно особое в истории человечества: оно знаменует собой окончание Ветхого Завета и начало Нового Завета, новой истории. Всё, что связано с Пресвятой Богородицей, — чудесно, и первым чудом Нового Завета называют Её рождество.
Эта девочка была явлена миру не только как простой ребенок по молитвам родителей, но и как дар Бога, знак Его милости, знак надежды на скорое спасение. Особенным событием это было и для Иоакима, как потомка Царя Давида, потому что его избавление от бесчадства означало надежду на спасение мира, так как в его роде надлежало родиться Спасителю.
В самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей, так как бесплодная и состарившаяся женщина не может родить иначе, как по силе Божией благодати. Здесь уже действует не природа, но Бог, побеждающий законы природы.
Праздник посвящен "началу нашего спасения." Он установлен в IV веке, а само событие — Рождество Богородицы — описано не в Новом Завете, в знаменитом апокрифе II века — Евангелии от Иакова. В первый век существования христианства существовало много устных сказаний, записанных позже другими людьми, о детстве Богородицы и Христа. Отцы Церкви на специальных Соборах внимательно изучали их, но лишь некоторые включали в канон как подлинные. Другие сказания они отсекали начисто, а некоторые признавали неканоническими, но пригодными для чтения. В наше время тоже, скажем, какой-нибудь роман о Пушкине или Петре Великом вовсе не признают за подлинную, научно выверенную биографию этого человека, но для представления об образе исторических героев его читать можно. Так было и со знаменитыми апокрифами начала христианской эры.
Предание гласит: «В Назарете, небольшом городке Галилеи, к западу от Геннисаретского или Галилейского озера, жили Иоаким, потомок Царя Давида, из колена Иудова, и жена его Анна, из рода первосвященнического. До глубокой старости у них не было детей. Молясь постоянно о даровании им потомства, они обещали отдать на служение Богу дитя, которое у них родится. После пятидесяти лет супружества у них родилась дочь Мария, имя которой было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и самое рождение ее».
В маленьком горном городке Назарете праведно жили Иоаким и Анна. Они были богаты. Происходили из древних и знатных родов. Иоаким даже был потомком царя Давида, признанного избранником Божием. Имя его в переводе означало "возлюбленный", а родился Давид в городе Вифлееме за одиннадцать веков до Рождества Иисуса Христа.
Но не богатство отличало их от других семей, а душевная чистота, милосердие и благоговейная любовь к Богу. Две трети своих доходов они жертвовали в храм и раздавали нищим.
Святостью своей жизни Иоаким и Анна превосходили всех живущих в Иерусалиме, но счастье обошло их дом. Пятьдесят лет прожили они в браке, а детей у них не было. Соседи смеялись над ними, оскорбляли их, так как в еврейской семье отсутствие детей считалось в то время позором, наказанием за грехи. Велико и тяжело было для них это горе, но они безропотно сносили его.
![]() |
Рождество Богоматери. Икона. XIV в.
В
один из праздников Иоаким принес в храм жертву — он выбрал самую лучшую овечку,
но священник отказался принять ее, сказав, что Иоаким человек недостойный, ибо
он не создал потомства Израилю.
Как
часто мы осуждаем людей от имени Бога, а сами не знаем воли Его!
— Горе мне! Для всех сейчас великий праздник, а для меня — день слёз, — в глубокой скорби шептал старец Иоаким. И пошёл он не к жене своей, а в пустыню.
В тишине и уединении, соблюдая строгий пост, сорок дней и сорок ночей он молился, прося Господа снизойти к нему. Уйдя в пустыню, Иоаким говорил: «не буду есть и в дом свой не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев».
Анна печальная была дома одна. Узнав, что её любимый муж от горя не хочет возвращаться домой, она с рыданиями оплакивала свою бездетность. После многих скорбных дней, проведённых в тоске и одиночестве, она вышла в сад и среди ветвей лаврового дерева увидела гнездо с птенцами.
- Увы! Чему я могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так я проклята перед сынами Израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня! Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться ни с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо оно дает плоды во времена свои и благословляет Господа.
— Горе мне, — восклицала праведница, — всё в мире утешается детьми, а я бесплодна. И птицы, и звери, и рыбы рождают потомство, одна я не знаю этого блаженства. Одна я, как степь безводная, без жизни и растений. Услыши, услыши, Господи, слёзы мои и даруй мне ребёнка, и принесу рождённое мной чадо Тебе в дар.
Молилась и плакала Анна: «Призри ныне на меня и услыши молитвы мои, Господь Саваоф! Ты знаешь поношения бездетства; прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая, прославляя Твое милосердие».
И вот тогда, после этой молитвы произошло чудо — перед ней в неизреченном сиянии предстал ангел Господень, архангел Гавриил; благовестник чудес и сказал: «Анна. Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную, выше всех дочерей земных. Чрез Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария».
— Горе мне! Для всех сейчас великий праздник, а для меня — день слёз, — в глубокой скорби шептал старец Иоаким. И пошёл он не к жене своей, а в пустыню.
В тишине и уединении, соблюдая строгий пост, сорок дней и сорок ночей он молился, прося Господа снизойти к нему. Уйдя в пустыню, Иоаким говорил: «не буду есть и в дом свой не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев».
Анна печальная была дома одна. Узнав, что её любимый муж от горя не хочет возвращаться домой, она с рыданиями оплакивала свою бездетность. После многих скорбных дней, проведённых в тоске и одиночестве, она вышла в сад и среди ветвей лаврового дерева увидела гнездо с птенцами.
- Увы! Чему я могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так я проклята перед сынами Израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня! Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться ни с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо оно дает плоды во времена свои и благословляет Господа.
— Горе мне, — восклицала праведница, — всё в мире утешается детьми, а я бесплодна. И птицы, и звери, и рыбы рождают потомство, одна я не знаю этого блаженства. Одна я, как степь безводная, без жизни и растений. Услыши, услыши, Господи, слёзы мои и даруй мне ребёнка, и принесу рождённое мной чадо Тебе в дар.
Молилась и плакала Анна: «Призри ныне на меня и услыши молитвы мои, Господь Саваоф! Ты знаешь поношения бездетства; прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая, прославляя Твое милосердие».
И вот тогда, после этой молитвы произошло чудо — перед ней в неизреченном сиянии предстал ангел Господень, архангел Гавриил; благовестник чудес и сказал: «Анна. Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную, выше всех дочерей земных. Чрез Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария».

Архангел Гавриил деисусного чина. Икона. XV в. Архангел Гавриил один из семи Ангелов высочайшего чина. Он Бога благовествует только в особых торжественных, случаях. Крылья Ангелов символ быстроты исполнения Божьего замысла. В руках Ангела жезл странника и круг, называемый сферой. На круге написано «Господь», и это говорит о том, что сфера жизни любого Ангела — Бог.
В
тот же миг Архангел Гавриил отлетел от Анны в пустыню и явился перед
потрясённым Иоакимом.
— Поспеши в Иерусалим, — сказал Архангел, — ибо у жены твоей Анны родится дочь, и наречётся она Марией. Имя Мария означает «Госпожа, Возвышенная, Надежда».
— Поспеши в Иерусалим, — сказал Архангел, — ибо у жены твоей Анны родится дочь, и наречётся она Марией. Имя Мария означает «Госпожа, Возвышенная, Надежда».
С
радостью и трепетом устремился Иоаким домой, обещав принести Господу обильную
жертву. Анна стояла у дверей дома своего и, когда увидела Иоакима, подбежала,
бросилась ему на шею и со счастливыми слезами проговорила: "Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня". И
через девять месяцев у пожилых родителей родилась дочь. Ее назвали Марией, и
стала она великой заступницей за все человечество.
Какой пример всем скорбящим! Сколько лет терпели супруги унижения своих соплеменников, но никогда не роптали на Бога, никогда не гневались на обидчиков, и какой радости они сподобились! Будем же и мы уповать на Бога и терпеливо сносить житейские скорби.
Это предание Церковь не назвала совершенно достоверным и каноническим, но в средние века люди очень любили его, а знаменитые поэты и художники создали по его мотивам немало гениальных произведений. Богоматерь родилась в семье праведников, ее рождение было подготовлено нравственным опытом многих предыдущих поколений.
Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на Рождество Богородицы» пишет: «Само имя Назарета при сем изображает высоту добродетелей Пречистой Девы. Ибо как в Своем Рождестве Господь через Вифлеем, что значит «дом хлеба», тайно преобразовал то, что Он есть хлеб, сшедший с неба для оживотворения и укрепления людей, так и в Рождестве Пречистой Своей Матери Он чрез Назарет изображает возвышенные предметы: ибо наименование «Назарет» означает цветущее, oгражденное, увенчанное и сокровенное место». Ибо здесь родилась увенчанная славою, «славнейшая серафим», как подобно серафимам возлюбившая Бога, увенчанная честию «честнейшая херувим», как превзошедшая херувимов мудростию и познанием Божества. Ибо Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворный храм Божества — Пречистая, Преблагословенная Дева Мария, вместилище Неизреченного Бога.
Как и большинство судьбоносных событий для человечества, это событие тоже произошло прикровенно. Мало кто знал об этом, и уж, конечно, окружающие не догадывались, что за необыкновенный ребенок родился у престарелых родителей, не догадывались до тех пор, пока не была приведена уже трехлетняя Мария в Иерусалимский храм...
Какой пример всем скорбящим! Сколько лет терпели супруги унижения своих соплеменников, но никогда не роптали на Бога, никогда не гневались на обидчиков, и какой радости они сподобились! Будем же и мы уповать на Бога и терпеливо сносить житейские скорби.
Это предание Церковь не назвала совершенно достоверным и каноническим, но в средние века люди очень любили его, а знаменитые поэты и художники создали по его мотивам немало гениальных произведений. Богоматерь родилась в семье праведников, ее рождение было подготовлено нравственным опытом многих предыдущих поколений.
Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на Рождество Богородицы» пишет: «Само имя Назарета при сем изображает высоту добродетелей Пречистой Девы. Ибо как в Своем Рождестве Господь через Вифлеем, что значит «дом хлеба», тайно преобразовал то, что Он есть хлеб, сшедший с неба для оживотворения и укрепления людей, так и в Рождестве Пречистой Своей Матери Он чрез Назарет изображает возвышенные предметы: ибо наименование «Назарет» означает цветущее, oгражденное, увенчанное и сокровенное место». Ибо здесь родилась увенчанная славою, «славнейшая серафим», как подобно серафимам возлюбившая Бога, увенчанная честию «честнейшая херувим», как превзошедшая херувимов мудростию и познанием Божества. Ибо Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворный храм Божества — Пречистая, Преблагословенная Дева Мария, вместилище Неизреченного Бога.
Как и большинство судьбоносных событий для человечества, это событие тоже произошло прикровенно. Мало кто знал об этом, и уж, конечно, окружающие не догадывались, что за необыкновенный ребенок родился у престарелых родителей, не догадывались до тех пор, пока не была приведена уже трехлетняя Мария в Иерусалимский храм...
Икона
Божией Матери "Умиление", любимая икона святого преподобного старца
Серафима Саровского
Дева
Мария такая красивая, чистая, так и хочется ей помолиться. Есть очень простая
молитва: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Она всегда тебя видит, слышит и
защитит от всякого зла.
Источники:
- Энциклопедия российских праздников./ Сост.
В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
- Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука
православия./ Геогий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2009. – 384с.
- Перстенева Е. Рождество Богородицы./
Евгения Перстенева.// Наука и религия. – 1999, №9. – с.64
Комментариев нет:
Отправить комментарий