Древнерусская иконопись Карелии
Автор текста: Ямщиков С.В.
…Снег успел уже припорошить берега Онего. Тонкий, прозрачный
лед мелодично похрустывал, разламываясь под непосильной тяжестью красавца
парохода. Ковры зеленой травы, успевшей вырасти после летних покосов,
смотрелись драгоценными изумрудами в снежной оправе. Темные ели накинули на
плечи роскошные мантии из белого снега и словно приготовились к празднованию
Нового года…
Древнерусские художники творили наедине с природой — потому так величественно и бессмертно их искусство.
Древнерусские художники творили наедине с природой — потому так величественно и бессмертно их искусство.
Преображенская церковь. Храмовый комплекс «КИЖИ». https://avatars.mds.yandex.net
Церковь Преображения в Кижах — вершина творческого гения
северных архитекторов. Так уж повелось, что даже само название острова Кижи
превратилось в символическое обозначение местного искусства… Серебристые главы
Преображенского собора, его силуэт, вырезанный на фоне северного неба рукою
талантливого художника, стройную гармонию зодчества и природы забыть нельзя.
Люди всегда будут возвращаться в Кижи, ибо здесь свидетельство вечной красоты,
созданной гением человека.
…Какое прекрасное сочетание скромных, незвучных красок
северной иконописи с чуть тронутыми серебряной паутиной интерьерами деревянной
церкви!


Иконостас. Преображенская церковь. Храмовый комплекс
«КИЖИ». ttps://cdnimg.rg.ru/img/content
…вспоминается иконостас Преображенской церкви в Кижах.
Особенно нижний ярус или, как его принято называть в специальной литературе, —
местный ряд, где помещены особо чтимые в этом крае иконы….
Нижний ярус
иконостаса кижской церкви Преображения составлен из икон, написанных непосредственно
для крупнейшего собора Кижей, а также живописных образцов, попавших сюда из
других храмов. Скорее всего, последние написаны в близлежащих деревнях и,
может быть, их авторами являлись художники довольно крупного, славившегося иконописцами
села Типиницы, что неподалеку от Кижского острова. Среди семнадцати икон
местного ряда одни выделяются высокохудожественным исполнением, другие
представляют несомненный историко-этнографический интерес.
…Иконостас отличается особым великолепием и является одним
из крупнейших резных золоченых иконостасов на Русском Севере. Высота
центральной части иконостасной рамы превышает семь метров, длина - почти 24.
Восстановленный иконостас сохранил подлинные - а это конец XVIII века -
деревянные конструкции с богатым декором. Иконы разместились в том же порядке,
как и в XIX веке, открыв православным так называемый "Пасхальный
цикл" праздников.
Икона. Зосима и
Савватий Соловецкие. http://icons.pstgu.ru/icon/1038
Житийная икона «Зосима и Савватий», помещенная в левый угол,
открывает местный ряд. Соловецкие монахи представлены в среднике со
своеобразной моделью основанного ими монастыря. Художник до малейших
подробностей копирует внешний вид северной обители. В двадцати двух клеймах
жития изображены основные моменты жизни подвижников. Наряду со сценами чудес
и легендарных явлений живописец старается рассказать о многотрудной жизни
северных монахов. Вот Зосима и Савватий в «малой лодейце» вместе с Германом
переплывают через «пучину морскую». Художник скупыми штрихами рисует суровость
Белого моря и скалистые уступы берегов.
Другие клейма повествуют
о повседневных заботах основателей Соловецкого монастыря: «Зосима и
Савватий мотыгами землю копают», «Зосима сечет дерева на келейное строение».
Замечателен колорит житийной иконы. Густая темно-синяя краска соседствует с
ярким золотом, создавая настроение особой торжественности, сдержанной и
по-северному значительной.
Икона «Преображение».
http://kizhi.karelia.ru/library
Очаровала меня при первом знакомстве с убранством главного
кижского храма и небольшая икона «Преображение». Согласно евангельскому учению,
Христос вместе с учениками Иаковым, Иоанном и Петром отправился однажды
молиться на гору Фавор. Во время молитвы лицо Христа засветилось, засияли его
белые одежды и ему явились пророки Моисей и Илья. Пораженные чудом, ученики
упали, не в силах смотреть на неземной, ослепительный свет, исходящий от
учителя. Кижский художник проиллюстрировал легенду лаконично, отбросив мелкие
подробности. Все подчинено искусству символическому, где важна каждая деталь,
пропустив которую, можно утерять смысл целого. Работая над своей иконой,
местный художник, безусловно, имел под рукой образцы иконописи или миниатюры,
вышедшие из столичных мастерских. Но он не воспользовался ни одним из них для
буквального копирования. Только северный художник мог повести такой
своеобразный неторопливый рассказ о чудесном евангельском событии. В то время,
как многие известные иконы «Преображения» проникнуты страстной динамикой,
движением и неземной энергией, кижский памятник привлекает спокойствием, потусторонней
тишиной, а персонажи движутся замедленно, словно на торжественной мистерии.
Иоанн Предтеча из
Деисуса. XV век. До и после реставрации
В провинциальных музеях России сосредоточены несметные
богатства… При посещении маленьких музеев, о чьем существовании не всегда
известно и специалистам, случаются самые неожиданные встречи с творениями
чудесных мастеров. Я готов часами рассматривать собрания провинциальных
галерей… Иконы, как маленькие окошечки, словно приоткрывали перед зрителем
завесу в прекрасный мир древнего искусства, интриговали живописным богатством,
находящимся пока в своеобразном плену, под поздними наслоениями записей и
почерневшего лака.
Богоматерь из
Деисуса. XV век. До и после реставрации.
Процесс проникновения в сущность древнерусской живописи,
освоение сложного художественного языка иконы необычайно трудно даются
современному человеку. Мы воспитаны на искусстве реальном, легкодоступном,
конкретно отображающем жизненные явления. Иконопись говорит исключительно на
языке символов. Она имеет свои строгие законы, именуемые каноном. Канонические
рамки изменялись древними мастерами, но никогда не ломались. Искажение
незыблемых догматов иконописного ремесла строго осуждалось законодателями
духовного содержания средневекового искусства. Требования канона не
обесценивали, однако, произведения одаренных иконописцев. Талантливые мастера
находили разнообразные решения одной и той же темы. Самобытны и индивидуальны
работы художников Новгорода, Пскова, Суздаля, Москвы, Ростова — в каждом из
этих городов создавались произведения искусства, объединенные общими гуманистическими
устремлениями и поисками духовного совершенства, но отличающиеся многообразием
художественных приемов.
Более тысячелетия существует искусство на Руси и столько же
веков насчитывает древнерусская живопись. Создателями многих памятников
иконописи были мастера — выходцы из народа, поэтому мы с полным основанием
можем говорить о народных корнях древнерусского изобразительного искусства. В
самых различных областях художественного творчества проявили свое умение
русские люди. Свидетельством тому служат наши города, старинные дворцы, соборы
и храмы. Русский народ показал свою одаренность и в живописи — во фресковом
убранстве церквей, в замечательных иконах, в миниатюрах, украшающих рукописные
книги. Богатая славными деяниями история Древней Руси, облик и нравы людей,
природа родной земли как в зеркале отразились в изобразительном искусстве
русского средневековья.
Народный характер древнерусской живописи проявился в
произведениях живописи, предназначавшихся для украшения многочисленных приходских
церквей и домашних интерьеров. Таких
художественных памятников немало
сохранилось до наших дней, и они составляют основу древнерусских отделов в
музеях. Художники, создавшие их, следовали единым канонам и указаниям
иконописных подлинников. Но нельзя забывать, что мастерам живописи было близко
и мироощущение, передаваемое в народном творчестве.
Поэтическое чувство природы, жизнеутверждение, свойственные
народным преданиям и легендам, влияли на иконопись и сказались, прежде всего, в
яркой, жизнерадостной палитре русских икон. Элементы фольклора охотно
переносились художниками на иконные доски. И особенно ощутима народная
сущность древнерусского изобразительного искусства в северных памятниках.
Создатели северных икон жили в самой гуще народной, учились
трудной своей профессии у народных мастеров. Былинная величавость северной
природы и размеренный ритм жизни в отдаленных, труднодоступных областях
наложили отпечаток на искусство местных художников. Иконы, найденные на
Севере и выставленные в музеях Петрозаводска, Архангельска, Вологды и
Каргополя, отличаются простотой, незамысловатостью сюжета. В народной
живописи, бытовавшей на Севере, меньше профессионального мастерства, чем в
классических русских иконах, но сила здешнего искусства в том, что оно тесно
было связано с жизнью человека, украшало многотрудные его будни и праздники.
Иоанн Предтеча из
Деисуса. XV век. До и после реставрации.
Древнерусское изобразительное искусство — это, прежде всего,
искусство иконы, написанной на доске. Большинство старых церквей строилось из
дерева. Деревянную церковь не распишешь фреской, не выложишь мозаикой. Только
икону можно повесить на стену храма или укрепить в резных тяблах. Дерево
служило основным материалом и для зодчего, и для иконописца. Это обстоятельство
лучше всего объясняет, почему столь широкое распространение на Руси получила
икона. Особенной популярностью искусство иконописи пользовалось на Севере,
где все храмы украшены исключительно произведениями станковой живописи и
резьбой по дереву.
Планировка северных храмов, поражающих внешними формами и
невиданными по красоте декоративными деталями, внутри сведена обычно к
элементарной архитектурной схеме. «Жестокие
ветры и суровые стужи, — писал Игорь Грабарь, — заставили ограничить помещение
храма обидно тесными рамками и низвели все потрясающее богатство его шатров,
кубов, бочек, теремков и глав на степень простой декорации... Не следует,
однако, думать, что входящего внутрь ждет одно только разочарование. Иные из
них внутри производят неотразимое впечатление и иногда прямо поражают своей
суровой простотой, на фоне которой тем тоньше
и изысканнее играет то скромное убранство, которое сосредоточено
главным образом на иконостасе. Иконостас — почти единственное место внутри
храма, где народ, столь чуткий к узору и ритму, давал волю своему
декоративному инстинкту. И, действительно, трудно придумать сочетание более
удачное, нежели ряды этих чудесных икон, играющих красивыми красками, словно
переливающихся самоцветными камнями, кое-где тронутых золотом, и эти строгие,
иссиня-черные бревна стен».
Икона. Власий. XV
век.
Икона «Власий» — жемчужина петрозаводской коллекции.
Дарование местного художника проявилось здесь в полную силу. Кажется, все
лучшее, чем можно восхищаться в памятниках северного искусства, сконцентрировалось
в небольшом по размеру произведении провинциального мастера.
Мыслитель и тонкий философ, человек глубокого ума и
настоящего, неподдельного благородства, старец, знающий истинную цену духовной
красоты, — таким представил художник
святого. Люди, обладающие чертами характера, которыми
наделен образ Власия, возводили многоглавые деревянные храмы, строили крепкие
жилые дома и торговые корабли, несли в новгородские провинции высокую
культуру.
Образ Власия подкупает внутренней собранностью,
психологической напряженностью. Большие глаза и плавно изогнутые линии бровей,
тонкий прямой нос, плотно сжатые губы и длинная борода, обрамляющая впалые щеки,
придают лицу выражение предельной утонченности. Характеристика внешней красоты
образа Власия удачно дополняется виртуозно написанной художником изящной рукой
святого с тонкими нервными пальцами.
Мастер, кисти которого принадлежит этот первоклассный
образец северной живописи, был гениальным художником. Он сумел создать неповторимую
симфонию цвета и света. Красочные плоскости сопоставлены автором так, что
цветовая гамма приобретает жемчужно-серебристый оттенок и становится слегка
вибрирующей. Ни одна из цветовых плоскостей не звучит сама по себе, ни один
мазок не выбивается из общего колористического ритма. Даже пламенеющую
киноварь на образе мастер деликатно смягчает лессировками, и яркая краска
звучит приглушенно.
Северный художник отлично владеет трудным искусством
рисунка. Сильной и уверенной рукой наносит он выразительные живые штрихи.
Ровная строгая линия, словно проведенная ножом резчика по дереву, никогда не
приобретает самодовлеющего значения. Рисунок и цветовое решение тесно
переплетаются, дополняя друг друга.
Основное отличие древней живописи Карелии — специфический
набор используемых красок. В то время, как столичные мастера охотно применяют
красочные пигменты, привозимые из-за границы, северные художники работают
исключительно красками местного происхождения. Палитра живописцев XVII—XVIII веков
отличается, как правило, скромными, неяркими красками. Редко звучит в цветовой
композиции звонкая киноварь или небесный голубец. Местные мастера предпочитают
спокойный цвет охры темноватого оттенка, плотную, притененную красную,
темно-синюю краску и сажу. С большим вкусом и мастерством сопоставляя
различные тона, виртуозно осуществляя цветовые переходы, иконописцы
Карелии добиваются живописного
совершенства и звучности красочной гаммы.
Вегoрукса. Церковь
Николая Чудотворца (XVII - XVIII вв). http://tourism.karelia.ru
…живопись древней Карелии характеризуется лаконизмом и
отсутствием излишней пестроты — качествами, столь свойственными суровой и
величественной природе Севера. Библейские и евангельские герои в
представлении северных живописцев рисуются как широкоплечие, кряжистые
покорители озерного края. Некоторые лица, изображенные на иконах, обнаруживают
стремление художника передать особенности этнографического типа русской и
карельской групп населения.
…внутренний духовный мир жителей русского Севера был широким
и многообразным. Работы старых карельских мастеров убеждают в огромном
стремлении человека к осмыслению окружающего мира, рассказывают о желании воспеть
высокие качества человеческой
души. Об искусстве художников Карелии хочется сказать, что это «простота — в
красоте и красота — в простоте».
Я люблю изменчивость октябрьской погоды, когда солнце ведет
себя игриво, забыв о всяком постоянстве. Сколько картин, неожиданных и
фантастичных, предстает перед человеком, попавшим осенью в озерный край. Синее
безоблачное небо вдруг застилают беспросветные тучи, волны тяжелеют, водная
гладь становится черной и тревожной. Несколько минут льет холодный дождь
вперемежку с крупным ледяным градом. Мгновение — и снова солнце господствует,
как будто и не было дождя, не надвигался суровый шторм. Как дивно хорошеет северная
природа после нежданного каприза разбушевавшейся стихии. Загорается прибрежное
золото тростниковых зарослей, голубеет стеклянная поверхность озера, блестят
огромные дождевые капли на не успевших осыпаться листьях. Кажется, сильный
человек одним волшебным жестом снял черное покрывало и оживил сказочное царство
света и цвета.
Окна мастерской, стоявшей на кижском берегу, выходили к
самой воде. Лучи утреннего солнца осветили одновременно пробуждающееся озеро и
живопись челмужской находки. Пейзаж за окном и древняя икона были написаны
красками одной палитры. Цветовая плоскость не просто напоминала увиденные в
природе сочетания. Художник сумел, не выходя
за пределы иконописной
символики и отвлеченности, дословно повторить северную цветовую фантазию,
придав ей глубокий смысл. Мастер запечатлел средствами искусства красоту
окружающего мира, пропел в своем творении гимн природе озерного края.
Чудесна карельская земля. Щедрой рукой рассыпала здесь
несметные богатства природа. Не поскупилась на драгоценные украшения, когда создавала
неповторимый облик северного края. Трудно устоять человеку перед чарующими
красотами рек, озер, лесов, всего ландшафта Карелии. Они никого не оставляют
равнодушными. Забыть дивную страну невозможно, ибо знакомство с ней похоже на
фантастическое видение.
Источники:
- Ямщиков С.В. Спасенная красота: Рассказы о реставрации памятников
искусства. Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с, ил.
- http://kizhi.karelia.ru/library/tserkov-preobrazheniya-gospodnya-na-ostrove-kizhi-300-let-na-zaonezhskoj-zemle-sbor/1441.html
Пуцко В.Г. (г.Калуга). Иконостас Преображенской церкви Кижского
погоста и интерьер северорусского храма ХVII–ХVIII вв.
Комментариев нет:
Отправить комментарий