Меценат
Савва Мамонтов
Автор
текста: Сыров Д.
Источник: Сыров Д. Меценат
Савва Мамонтов: К 150-летию со дня рождения./ Д. Сыров// Юный художник. – 1991.
- № 9. – с.7-11
И. Репин.
Портрет С.И. Мамонтова. Масло. 1878
Эго
имя для нас — олицетворение ушедшего и забытого «золотого века» русской буржуазии,
того времени, когда слова: предприниматель, купец, финансист — связывались еще
и с понятием меценат. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» — так называли
Савву Ивановича современники. Промышленник, строитель железных дорог, музыкант,
режиссер, писатель, скульптор — все это органично соединялось в одном человеке,
который говорил о себе, что его главный талант — это «находить таланты». Не случайно
И. Грабарь вспоминал, что «Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным
Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований».
Даже в ряду таких крупнейших
меценатов, как П. Третьяков, К. Солдатенков, С. Морозов, С. Щукин, Мамонтов занимает
особое место. Он не столько коллекционировал и поддерживал искусство, сколько
«двигал его вперед», участвовал в его развитии, созидал.
Савва
Мамонтов родился в 1841 году в далеком зауральском городке, где жили ссыльные декабристы.
Его отец, Иван Федорович, обладал недюжинной торговой сметкой — он проделал нелегкий
путь от простого провинциального купца к верхушке московских предпринимателей. Отец
всячески поощрял тягу сына к знаниям: Савва с детства знал французский и немецкий
языки, много занимался дома, окончил гимназию, поступил в Московский университет,
учился в Петербургском горном корпусе. Одновременно у юноши появляется интерес
к театру, он буквально «влюбляется» в сцену, начинает пропускать занятия, посещает
драмкружок и даже выступает в «Грозе» в роли Кудряша. А роль Дикого исполнял сам
автор — А.Н. Островский. Иван Федорович во время спектакля был очень доволен —
хлопал в ладоши, поздравлял, но вскоре отослал сына подальше от театральных
соблазнов в Персию — учиться торговать. «Ты
вовсе обленился,— пишет он сыну,— перестал учиться классическим предметам,
развлекался и предался непозволительным столичным удовольствиям, музыкантить,
петь и кувыркаться в драматическом обществе...»
Савва
смиряется, он согласен не отступать от намеченного отцом пути и после Персии отправляется
в Италию — изучать основы шелководства. Однако там у молодого человека неожиданно
проявляются вокальные способности, он занимается пением, добивается значительных
результатов и даже получает приглашение одного из миланских театров дебютировать
в «Норме» Беллини. Прослышав об успехах сына, отец срочно вызывает его в Москву
и здесь под своим присмотром приобщает Савву к коммерческим делам.
С. Мамонтов. Портрет Елизаветы
Григорьевны Мамонтовой, жены С. Мамонтова. Барельеф. Гипс. 1874
В
1865 году Иван Федорович благословляет сына на брак с дочерью купца 1-й гильдии
Лизой Сапожниковой и дарит молодоженам дом на Садовой. Тогда еще никто не подозревал,
что вскоре этот дом станет одним из центров художественной жизни России.
После
смерти отца 28-летний Савва Мамонтов становится обладателем огромного состояния,
вложенного в строительство железных дорог. Как раз в это время он знакомится с
М. Антокольским, В. Поленовым, И. Репиным, под влиянием которых увлекается занятиями
скульптурой, неожиданно обнаружив в себе новый талант. Похвалы сыплются со всех
сторон, работы получают высокие оценки, а Антокольский, призывая серьезно заняться
лепкою, пишет ему: «Не Вы с Вашей душой призваны
быть деятелем железной дороги, в этом деле надо иметь кровь холодную, как лед, камень
на месте сердца и лопаты на месте рук».
М. Врубель. C.И.
Мамонтов с С.Ю. Витте и путейцами на Севере. Масло. 1890-е годы
Однако
именно Мамонтову суждено было стать крупнейшим железнодорожным предпринимателем
в России. Сначала его интересы устремлены на юг — он строит Донецкую железную
дорогу. Затем открывает цивилизации путь на север — дорогу в Ярославль, а после
и до Архангельска. Он расширяет вагоностроительный завод в Мытищах, покупает Невский
завод в Петербурге, где делают паровозы и корабли, задумывается о приобретении
уральских заводов и рудников. И все же, несмотря на непомерную занятость, находит
время на посещение выставок и музеев, занятия скульптурой, поддержку друзей-художников.
М. Антокольский.
«Христос перед судом народа», 1874
г . Мрамор
М.
Антокольский, ставший в это время семейным человеком, уже не мог свободно заниматься
творчеством. Постепенно над скульптором нависает угроза нужды. И Мамонтов незамедлительно
протягивает руку помощи — дает деньги и заказ, какому мог бы позавидовать любой
художник: не было никаких ограничений и условий — просто «статуя работы Антокольского».
В результате на свет появился знаменитый «Христос перед судом народа», отмеченный
на Всемирной парижской выставке высшей наградой, а автор — орденом «Почетного легиона».
Помощь
от Мамонтова приходит и к В. Васнецову, терпевшему после переезда в Москву постоянные
неудачи. За участие в Передвижной выставке 1878 года он не получил ни гроша. «Сижу
без денег,— пишет он Крамскому,— и даже взаймы негде взять». Мамонтов заказывает
ему рисунки для издания альбома, в котором должны быть представлены работы лучших
художников того времени. Мамонтовскими деньгами Васнецов расплачивается с многочисленными
кредиторами и может теперь уже спокойно завершить свою первую картину в новом стиле
«После побоища Игоря Святославича с половцами».
В. Васнецов «После
побоища Игоря Свято¬славича с половцами». https://img1.goodfon.ru/original/1680x1050/e/13/vasnecov-viktor-posle-poboischa.jpg
И
в дальнейшем Мамонтов продолжает покупать его картины, показывая пример московскому
обществу. Скоро до многих доходит мысль, что «Мамонтов не станет покупать никому
не нужные и плохие картины», и Васнецову начинают делать заказы. «Покровительство
Саввы Ивановича было для Москвы решающим,— вспоминает И. Грабарь,— а его мнение
— наиболее авторитетным».
Постепенно
вокруг Мамонтова образуется содружество художников, свободное от каких бы то ни
было эстетических манифестов и догм, вошедшее в историю русской культуры под названием
Мамонтовского или Абрамцевского художественного кружка. Исключительно благоприятную
атмосферу творчества в мамонтовском доме помогала создавать жена Саввы Ивановича
— Елизавета Григорьевна, обаяние и ум которой друзья очень ценили.
Абрамцево. Главный
усадебный дом
Связующим
началом Абрамцевского кружка стал домашний театр, в котором участвовали не только
художники, музыканты, артисты, но и гости, друзья, родственники Мамонтовых. Пьесы
для постановок Савва Иванович сочинял сам, иногда не успевал закончить их к сроку
и дописывал во время репетиций, совмещая одновременно роль автора, режиссера и
актера. Декорации и костюмы делали художники, окунаясь в совершенно новую для себя
стихию театральной живописи.
К. Коровин. Эскиз
декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Темпера. 1906
Незаметно
домашние спектакли перешли в серьезное увлечение Саввы Ивановича, и в 1885 году
он открывает в Москве свой театр — Русскую частную оперу. Императорский театр того
времени «прозябал в консерватизме и рутине». Мамонтовская опера стала совершенно
новым явлением в музыкальной жизни России. «Артисты,
художники, поэты — есть достояние народа,— говорил Мамонтов своим актерам,— страна
будет сильна, если народ проникнется их пониманием».
В. Поленов. Эскиз
обложки для книги «Хроника нашего художественного кружка». Акварель. 1894
И
несмотря на то, что вначале общество довольно холодно отнеслось к Частной опере,
продолжал ставить именно тот репертуар, который отвечал его эстетической программе,
не заискивая перед публикой.
Знакомство
с Мамонтовым резко изменило жизнь и К. Коровина. В то время ученик художественного
училища, Костя Коровин поселяется в доме Саввы Ивановича, оформляет мамонтовские
спектакли и настолько привязывается к своему покровителю, что ездит с ним повсюду
— по служебным делам, в путешествия за границу, на выставки и концерты. «Театр Мамонтова и декоративные работы для опер
дали мне возможность заниматься личной жизнью»,— вспоминал художник. Из поездки
по Северу, к которой его и Серова привлек Мамонтов, Коровин привез множество этюдов.
Они оказались настолько значительными, что Мамонтов поручает ему оформление павильона
Крайнего Севера на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.
Константин Коровин.
Северная идиллия. 1886. https://regnum.ru/pictures/2093276/412.html
Выставка,
приуроченная к коронации Николая II, должна была, по расчетам Мамонтова, убедить
правительство в необходимости постройки железной дороги на Север. Среди художественных
экспонатов выставки Мамонтов представил два панно работы Врубеля — «Микула Селянинович»
и «Принцесса Греза», художественные достоинства которых сейчас вряд ли у кого-то
вызовут сомнения. Однако в то время было иначе. Комиссия Академии художеств,
принимавшая выставку, единогласно забраковала панно и постановила убрать их из павильона
искусств — настолько работы Врубеля не соответствовали привычным представлениям
академиков о декоративной и монументальной живописи.
Михаил Врубель.
Принцесса Грёза. 1896. https://regnum.ru/pictures/2099430/65.html
Савва
Иванович пришел в ярость — доколе эти «чиновники от искусства» будут распоряжаться
судьбами художников! И начал действовать. Он заплатил Врубелю полную стоимость
панно, а сам на свои средства выстроил павильон за пределами территории выставки,
где поместил «крамольные» картины. На фасаде красовалась надпись: «Выставка декоративных
панно художника М.А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств».
Вход был свободным, и публика шла нескончаемым потоком, дивясь необычным картинам.
А вечером того же дня весь город опять говорил о Мамонтове — в городском театре
начала гастроли Частная опера, где пел 23-летний Федор Шаляпин.
Серов Валентин
Александрович. «Портрет Ф.И. Шаляпина» 1905. https://www.pinterest.es/pin/527976756285564975/
Малоизвестный
начинающий певец был тогда связан жестким контрактом с императорским театром. Мамонтов
убедил Шаляпина разорвать контракт, заплатив за него огромную по тем временам неустойку,
и сразу поставил певца на первые роли в своем театре, разглядев в юноше необычайные
способности. Здесь, в обстановке всеобщего доверия и подлинного творчества, Шаляпин
почувствовал, «будто цепи спали с души моей». Именно в Мамонтовской опере его талант
начал раскрываться по-настоящему, а голос зазвучал в полную силу.
В. Васнецов. Девушка с
кленовой веткой. Портрет В.С. Мамонтовой, дочери С.Мамонтова. Масло. 1896
Савва
Иванович ставил в своем театре и перед артистами далеко идущие эстетические задачи.
«Наше дело,— писал он Поленову,— невзирая
на тупое хрюканье грубой, бессмысленной, злой толпы, давать молодежи все то, что
мы можем, и вести их по той тропинке, где нам в жизни было хорошо. Этим путем
мы можем заронить искру Божию в юные души».
И. Репин. Кавалькада в
Абрамцеве (А. Прахов, С. Мамонтов, В. Серов, С.С. Мамонтов, Ю. Таньон, Н.
Венцель, Е. Лем, B. Левицкий). Шарж. Карандаш. 1879
Путь
мамонтовской оперы к успеху был нелегким. Она терпела неудачи, несколько раз прекращала
на время постановки, но в конце концов снискала всеобщее признание. Подводя итог
ее деятельности, крупнейший художественный критик XIX века В.В. Стасов писал:
«Подобно тому, как Третьяков тратил деньги
на покупку картин русской художественной школы, дав этим возможность этой школе
развиться, а потом подарил все свое собрание Москве, а фактически всей России —
подобно этому Мамонтов подарил России Русскую Частную оперу».
Могло
показаться, что судьба благосклонна к Мамонтову. Но нет... Осенью 1899 года он арестован
и посажен в тюрьму. Его колоссальное состояние конфисковано, а личное имущество
описано и опечатано. Он стал жертвой скрытых интриг высокопоставленных особ, безжалостных
политиков, легко отрекающихся от своих вчерашних друзей. И хотя состоявшийся суд
доказал полную его невиновность, а общественность шумно праздновала его освобождение,
он вышел из зала суда разоренным. Мир дельцов жесток и неумолим — имя Саввы Мамонтова
уже никогда не звучало в финансовых кругах как гарантия капитала.
В. Поленов. Речка Боря. Масло.
1881
Но
не таков был Мамонтов, чтобы разочароваться в жизни или смириться. Еще находясь
под следствием в тюрьме, он не терял времени даром и лепил бюсты стерегущих его
тюремщиков и жандармов. А теперь, выйдя на свободу, освобожденный в полном смысле
этого слова от нескончаемых коммерческих занятий, он решает посвятить остаток
жизни творчеству, занятиям скульптурой и керамикой. Савва Иванович поселяется в
доме на Бутырской заставе, купленном на имя дочери, и организует там свою керамическую
мастерскую, которая скоро превращается в небольшой керамический заводик. Но Мамонтов
не хочет из любимого дела извлекать коммерческую выгоду — ему достаточно того,
что изделия его мастерской завоевывают призы на международных и отечественных выставках,
продукция завода радует людей, понимающих и ценящих искусство. В мастерской появляется
новый круг художников: Головин, П. Кузнецов, Матвеев, Сапунов, Судейкин. Не забывают
Мамонтова и старые друзья — многие навещают его в Бутырках, переписываются с ним.
Абрамцевская церковь
Спаса Нерукотворного. https://kunstru.ru/wp-content/uploads
Савва
Иванович дожил до революции и умер весною 1918 года. Похоронили его в Абрамцевской
церкви, построенной руками друзей. На панихиде В. Васнецов сказал: «Таких людей, как Савва Иванович, сегодня нами
вспоминаемый, особенно следует ценить нам, русским, где искусство, увы, потеряло
связь с родной почвой, питавшей его в былые времена. Нужны личности, не только творящие
в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, процветать,
развиваться и совершенствоваться искусство. Таковы были Медичи во Флоренции, папа
Юлий II в Риме и все подобные им творцы художественной среды в своем городе. Таков
был и наш почивший друг Савва Иванович Мамонтов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий