Блистающий мир Солнечной системы в живописи Андрея Соколова
Вера зовет людей через тернии к звездам. А современному
человеку не хочется идти через тернии, и свет Вифлеемской звезды становится
далеким и призрачным в призме сытой жизни, лжесвободы и множества соблазнов.
А. Соколов. КОСМИЧЕСКИЙ ЗОНД ИССЛЕДУЕТ СОЛНЦЕ
Из интервью с духовником космонавтов игуменом Иовом:
«Наше стремление к
звездам предопределено еще до нашего рождения, и если человек будет жить
праведно, то Господь даст ему возможность познать тайны горнего мира, то есть
небес… Если с нами Бог — значит, мы добры, щедры, спокойны и великодушны…
Мудрые люди, а таких очень много среди космонавтов, уже без стеснения признают
Бога. Многие на своем опыте испытали, что в космосе бывают ситуации, при
которых, кроме Бога, и надеяться больше не на кого… Начиная с XVI века великие
мыслители пытаются объяснить людям, что Он, Создатель, существует. У
знаменитого на весь мир математика Блеза Паскаля есть такие строки: “Я делю
всех людей на три категории: кто встретил Бога и служит ему, кто не встретил,
но ищет, и на тех, кто не встретил и не хочет искать. Последние — самые
несчастные”. Убежденными христианами были и Кеплер, и Коперник. А один из
основоположников американской космонавтики Вернер фон Браун, когда его спросили
о вере в Бога, ответил, что мир очень премудро устроен, в нем все математически
предсказуемо, и мы обязательно придем к тому, что его сотворил какой-то Великий
мудрец».
Давид Самойлов
***
Извечно покорны слепому труду,
Небесные звезды несутся в кругу.
***
Извечно покорны слепому труду,
Небесные звезды несутся в кругу.
Соколов А. Здравствуй, родная планета
Беззвучно вращаясь на
тонких осях,
Плывут по вселенной, как рыбий косяк.
Плывут по вселенной, как рыбий косяк.
А. Соколов. ВПЕРЕДИ - МАРС
В раздумье стоит на
земле человек,
И звезды на щеки ложатся, как снег.
И звезды на щеки ложатся, как снег.
Соколов А. НОВАЯ ВСТРЕЧА С
ПЛУТОНОМ
И в тесном его
человечьем мозгу
Такие же звезды метутся в кругу.
Такие же звезды метутся в кругу.
А. Соколов. У САТУРНА
В нас мир отражен, как
в воде и стекле,
То щеки уколет, подобно игле.
То щеки уколет, подобно игле.
А. Соколов. В АТМОСФЕРЕ ЮПИТЕРА
То шоркнет по коже,
как мерзлый рукав,
То скользкою рыбкой трепещет в руках.
То скользкою рыбкой трепещет в руках.
А. Леонов, А. Соколов. НА СПУТНИКЕ САТУРНА
Но разум людской - не
вода и стекло,
В нем наше дыханье и наше тепло.
В нем наше дыханье и наше тепло.
А. Соколов. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПТУНА
К нам в ноги летит,
как птенец из гнезда,
Продрогшая маленькая звезда.
Продрогшая маленькая звезда.
Соколов А. В глубинах Вселенной
Берем ее в руки. Над
нею стоим,
И греем, и греем дыханьем своим.
И греем, и греем дыханьем своим.
Прав был выдающийся немецкий философ Иммануил Кант, утверждая, что
людей всегда будут привлекать две вещи: нравственный закон внутри человека и
звездное небо над нами. Два космоса, два – микро – и макромира...
"Что поразило
меня больше всего – это буйство воображения!... Ведь они еще ничего не могли
видеть в космосе, исключая свою собственную планету, конечно, да еще Луну. Но
смотрите, как многое здесь передано верно. Какое вдохновение мог получить этот
землянин, который не был никогда на других планетах, и он мог написать на
картине то, что реально люди увидели лишь сотни лет спустя!" (И.А. Ефремов
"Пять картин")
Андрей Константинович Соколов (1931 – 2007 гг.)
Из интервью с
художником Андреем Соколовым:
– Я использую кино– и фотоматериалы, карты,
свидетельства космонавтов. Но этих знаний еще недостаточно. Главная проблема
возникает при передаче на полотно цвета. В космосе ведь все зависит от
освещенности предмета: стоит солнцу на пять-десять градусов поменять точку
освещения – и тут же изменяется вся цветовая гамма. Так, если смотреть против
солнца – вода океанов бликует, суша вся однотонно серая: стоит светилу
переместиться чуть в сторону – и вода уже темная, на суше видны зеленые
островки лесов, поля, горы. Земля обычно с орбиты кажется коричневой...
Эти тонкости мне
известны. Окончив работу над картиной, я просил космонавтов взять ее в полет и
сверить, так сказать, с «оригиналом». Если были какие-то неточности – устранял.
– У меня много картин посвящено иным планетам,
мирам, созвездиям. В основе всех моих работ лежат какие-то знания, догадки,
предположения. Но если, допустим, Луну, Марс, Венеру можно представить по
фотографиям, сделанным автоматическими аппаратами, то, изображая иные
галактики, приходится фантазировать, домысливать. Не уйти тут и от личных
пристрастий, вкусов: можно представить какую-то планету в мрачных, бурых тонах
(так оно, по утверждению ученых, скорее всего и есть на самом деле), но у меня
на картинах преобладает золотистый, яркий цвет. Он мне милей, предпочтительнее.
- Как художник я старался внести свой
посильный вклад в летописание штурма человеческим гением Вселенной, пытался и
пытаюсь заглянуть в будущее, не отрываясь, однако, от реальности. Как тут не
вспомнить мудрые слова нашего великого соотечественника Константина Эдуардовича
Циолковского: «Ничего не закончено. Все только начато, конца же никогда не
будет».
И еще: какие бы ни
были сейчас идеологические и политические веяния, пристрастия, но факт остается
фактом на века: именно Советский Союз впервые запустил в космос искусственный
спутник и человека. И я горжусь принадлежностью к нашей стране, к нашему народу.
Андрей Константинович
Соколов - один из самых известных отечественных художников, рисовавших
космос. Он сотрудничал с космонавтом-живописцем Алексеем Леоновым; в результате
совместного творчества родилось очень много документальных полотен,
иллюстрирующих развитие ракетной техники и личные впечатления Леонова,
полученные им во время космических полётов
Отец художника Константин Михайлович Соколов был одним из
руководителей строительства космодрома Байконур, Останкинской телебашни,
автозавода в Тольятти.
После окончания Московского архитектурного института в 1955
году Андрей Соколов работал по специальности в составе архитектурных групп по
проектированию «закрытых» спецгородков, с того же года стал участвовать в
художественных выставках.
С детства будущий художник любил фантастику Ж. Верна, А.
Беляева, К. Циолковского, Р. Брэдбери. И свои первые работы в жанре
научно-фантастической живописи он посвятил роману Брэдбери «451 градус по
Фаренгейту».
После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году
все творческие устремления А. Соколова были отданы теме освоения космоса.
Рисунки темперой на картоне и полотна, написанные маслом на холсте, отличает
подробная пропись деталей конструкции космических кораблей, пейзажей,
космических явлений.
Отличной рекламой художнику послужила репродукция его
картины «Красный вечер», помещённая на суперобложке первого и второго изданий
книги И. Шкловского «Вселенная, Жизнь, Разум» (1962, 1965). Картина была
подарена художником академику Келдышу, — главному теоретику советской
космонавтики и инициатору издания известного труда Шкловского.
Некоторые полотна А. Соколова составляют «мини-сериалы»: мы
видим последовательные этапы строительства большой обитаемой космической
станции на орбите Земли, наблюдаем за первой высадкой людей на Луне, Венере,
Марсе, спутниках планет-гигантов, вместе с экипажами фотонных ракет
устремляемся к звездам.
Огромное число работ посвящено теме реальных достижений
советской космонавтики (только в 1981 году в альбоме «Жизнь среди звезд»
появляется несколько работ на тему американских исследований в космосе).
С 1965 г.
после встречи на телепередаче «Звёздная эстафета» постоянным соавтором А.
Соколова cтановится летчик-космонавт СССР А. Леонов. Художник-космонавт
привносит в совместные работы элемент «натурной» достоверности. Соавторство с
А. Леоновым сильно облегчило А. Соколову составление и издание альбомов
«космической» НФ-живописи. Картины этих художников становятся главными
экспонатами международных выставок журнала «Техника-молодёжи» («Время
Пространство Человек»). Эскизы многих полотен художника побывали в космосе на
борту советских космических кораблей, а затем — на основе замечаний космонавтов
— на Земле дорабатывались оригинальные полотна.
В разных издательствах выходят альбомы репродукций
НФ-живописи, массовыми тиражами издаются наборы открыток с репродукциями
полотен А. Соколова и А. Леонова. Выходят почтовые марки с воспроизведением
«космической живописи». Первый комплект почтовых открыток с репродукциями
картин художника, вышел под названием «Космическая фантазия» и с предисловием
А. и Б. Стругацких.
Творчество А.Соколова оказало влияние на Артура Кларка
(«Фонтаны рая»), астронавта Эдвина Олдрина, художнику посвятил рассказ «Пять картин» Иван Ефремов.
В 1990-х годах А. Соколов участвовал в совместной работе и с
американским «космическим» художником Р. Макколом (Robert McCall). В
соавторстве ими создано несколько впечатляющих работ.
Полотна А. Соколова выставлялись в Смитсоновском институте
(США), в Дрезденской галерее, в музеях Берлина, Токио, Минска, во многих
городах России.
Источники:
http://www.fandom.ru/inter/lavrenyuk_1.htm
КОСМИЧЕСКИЕ МИРЫ АНДРЕЯ СОКОЛОВА
https://www.mk.ru/social/2011/04/11/580022-cherez-ternii-k-bogu.html
Духовник космонавтов игумен Иов: “Среди покорителей звезд я встречал только
двоих атеистов”
Комментариев нет:
Отправить комментарий