Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
09 февраля (27 января старого стиля)
Святитель Иоанн Златоуст. (407). Феофан Грек.
Деисусный чин, конец XIV- начало XV века. Благовещенский собор в Московском
Кремле. Один из величайших святителей и богословов Церкви
святитель Иоанн Златоуст родился в сирийском городе Антиохии около 347 года.
Начал служение Церкви в Антиохии, а затем в 397 году стал архиепископом столицы
Византийской империи Константинополя. Он был великим богословом, талантливым
проповедником (отсюда и началось именование его Златоустом), занимался
миссионерской и благотворительной деятельностью. Им был составлен чин Литургии,
который и поныне совершается в наших храмах.
… Когда человек крестится,
ему в этот момент подается сила Божия. Но ее можно и отложить, ею не
воспользоваться. Когда человек имеет пистолет, он очень силен, но когда он
пистолет оставил в тумбочке, то он такой же, как и все. Так же и христианин:
если он духовную жизнь ведет, тогда он сын Божий, он может чудеса творить.
А
если он был крещен когда-то, но это никак на его жизни не отразилось, тогда это
все остается втуне. Как многие говорят, совесть-то у меня есть, но я ей не
пользуюсь. Крещеных людей на земле миллиарды, но толку с этого абсолютный ноль.
Потому что нет никакого желания достичь Царствия Небесного, нет желания достичь
жизни вне греха, грех не тяготит, человек с ним полностью сросся, доволен
грехом, у человека все в порядке. Только вот, к сожалению, иногда какая-то
досада бывает: то операцию надо делать, то сынка побили во дворе, то премию
дали на шесть рублей меньше, чем тому, кто меньше работал. А если б не это,
вообще все хорошо. Еще бы в магазинах было чуть-чуть побольше, тогда вообще
была бы Америка полная, просто рай, и Бог совсем не нужен. Ну, конечно, изредка
можно в церковь сходить, послушать, как там поют или проповедь говорят. Ну и
что? Никакого процесса оживления в человеке нет.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста,
архиепископа Константинопольского в Константинополь в храм святых Апостолов. (438).
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская
библиотека. Рим. Иоанн Златоуст - великий вселенский учитель и иерарх,
скончался в 407 году в городе Команы на пути к месту ссылки, осужденный по
проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в
Константинополе. Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь
совершилось в 438 году, через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии
императоре Феодосии II (408 - 450). http://azbyka.ru/days/sv-ioann-zlatoust
… Многие люди способны с
помощью правил вести себя внешне безукоризненно. Таковы были фарисеи. Они
исполняли весь закон, все его даже мелкие предписания, и при этом делали
гораздо больше, чем сейчас мы с вами. Но пришел Христос — и они Его распяли,
потому что у них в сердце была зависть, а про борьбу с завистью им никто ничего
никогда не говорил, они об этом вообще не слыхивали. И многие из нас, гоняясь
за призраками исполнения чего-то, теряют гораздо больше, не понимая, что же
главное принес в мир Христос.
От мудрых священников можно слышать такую фразу: ты лучше постом мясо ешь, а не людей. Потому что иногда люди, которые мяса не едят, терзают всех вокруг, терроризируют своих детей, снох или племянников. У внука, кроме мотоцикла, папирос и пива, нет никаких интересов, а бабушка ему: ты в церковь сходи, помолись, ты крест носи. И ест его, и ест, превращает его жизнь в ад кромешный. Он уже не знает, куда ему деться, а она и к матери его пристает: ты его своди, ты ему скажи. И это называется катехизация? христианская проповедь?
Если внука притащить в храм насильно и крестить, бабушка будет довольна: ну, слава Богу, теперь у меня душа спокойна, закон исполнен, все в порядке. А на самом деле не в порядке: раз он крещеный, он в аду, возможно, будет гораздо ниже, чем если бы был некрещеный. То есть она ему гораздо худшую услугу оказала, потому что он мог бы дорасти когда-нибудь до веры; в тюрьме, может быть, пять раз посидел, одумался, крестился, и Господь в крещении простил бы ему все грехи. А так он тут же, покрестившись, идет неизвестно что творить. Ту благодать, которая ему дана, втаптывает в самую жуткую грязь, которую только можно вообразить. И бабушка не считает это чем-то страшным.
Вот такое чисто законническое, ветхозаветное отношение к духовной жизни. И надо его обязательно изжить. Спасает не исполнение правил и не поиски «особенных» молитв. А то часто в стремлении вычитать побольше акафистов человек даже попадает под власть каких-то чисел; некоторые говорят: вот, надо сорок акафистов прочитать. А почему не сорок два или, может, двадцати трех хватит? Почему именно сорок? Или стремятся куда-то поехать: о, там благодатно! А там еще благодатней! Но каждый храм православный — это Небо. Что может быть благодатней? Мы стоим в присутствии Христа Спасителя, мы каждый день слушаем слово Божие. Но Ветхий Завет в нас еще не умер, мы всё живем в цепи каких-то правил, которые нас связывают и сделались для нас самоцелью. А ведь правило — это всего лишь костыль, который помогает ходить. Ни Ветхий Завет, ни вычитывания, никакие поездки по святым местам, по старцам, престолам, к иконам нас не спасут никогда. Спасет нас только если мы заставим себя исполнять заповеди Божий, а святыня, перед которой мы будем молиться, должна подвигнуть нас к исправлению, старец — возбудить ревность ко святости, места святые — напомнить о подвигах тех, кто был здесь до нас.
От мудрых священников можно слышать такую фразу: ты лучше постом мясо ешь, а не людей. Потому что иногда люди, которые мяса не едят, терзают всех вокруг, терроризируют своих детей, снох или племянников. У внука, кроме мотоцикла, папирос и пива, нет никаких интересов, а бабушка ему: ты в церковь сходи, помолись, ты крест носи. И ест его, и ест, превращает его жизнь в ад кромешный. Он уже не знает, куда ему деться, а она и к матери его пристает: ты его своди, ты ему скажи. И это называется катехизация? христианская проповедь?
Если внука притащить в храм насильно и крестить, бабушка будет довольна: ну, слава Богу, теперь у меня душа спокойна, закон исполнен, все в порядке. А на самом деле не в порядке: раз он крещеный, он в аду, возможно, будет гораздо ниже, чем если бы был некрещеный. То есть она ему гораздо худшую услугу оказала, потому что он мог бы дорасти когда-нибудь до веры; в тюрьме, может быть, пять раз посидел, одумался, крестился, и Господь в крещении простил бы ему все грехи. А так он тут же, покрестившись, идет неизвестно что творить. Ту благодать, которая ему дана, втаптывает в самую жуткую грязь, которую только можно вообразить. И бабушка не считает это чем-то страшным.
Вот такое чисто законническое, ветхозаветное отношение к духовной жизни. И надо его обязательно изжить. Спасает не исполнение правил и не поиски «особенных» молитв. А то часто в стремлении вычитать побольше акафистов человек даже попадает под власть каких-то чисел; некоторые говорят: вот, надо сорок акафистов прочитать. А почему не сорок два или, может, двадцати трех хватит? Почему именно сорок? Или стремятся куда-то поехать: о, там благодатно! А там еще благодатней! Но каждый храм православный — это Небо. Что может быть благодатней? Мы стоим в присутствии Христа Спасителя, мы каждый день слушаем слово Божие. Но Ветхий Завет в нас еще не умер, мы всё живем в цепи каких-то правил, которые нас связывают и сделались для нас самоцелью. А ведь правило — это всего лишь костыль, который помогает ходить. Ни Ветхий Завет, ни вычитывания, никакие поездки по святым местам, по старцам, престолам, к иконам нас не спасут никогда. Спасет нас только если мы заставим себя исполнять заповеди Божий, а святыня, перед которой мы будем молиться, должна подвигнуть нас к исправлению, старец — возбудить ревность ко святости, места святые — напомнить о подвигах тех, кто был здесь до нас.
Святитель Иоанн Златоуст. (407). Тропарь
святителя Иоанна Златоуста: Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши,
благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту
нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,//
моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим. https://days.pravoslavie.ru/name/978.html
… Если сравнивать по законам
логики, по уму разные системные построения, то, конечно, рядом с христианской
философией ни одна философия мира не устоит. Именно поэтому в открытый спор с
Церковью никто не вступает — знает, что будет разбит беспощадно. От буддиста,
мусульманина, сектанта, любого материалиста или агностика пух и перья полетят,
потому что Церкви принадлежит самое совершенное и включающее в себя (как
частный случай) все философии мира учение. Однако христианство — это не просто
учение, и оно никого логикой не побеждает, в этом нет никакой нужды, потому что
Богу не нужен один лишь ум человека. Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое
сердце».
Многие, когда их спрашиваешь, веруют ли они в Бога, говорят: ну, признаю. Но Богу это не нужно, потому что не признавать Бога может только безумец, как в Псалтири сказано: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», то есть нет Бога. Так может сказать только человек, полностью лишенный ума, у которого нарушен аппарат восприятия полноты действительности.
Каждый человек в здравом уме не может не видеть целесообразности в мире, не может не прийти к мысли о Творце, но этого недостаточно. Богу как Личности нужна только любовь человека.
Многие, когда их спрашиваешь, веруют ли они в Бога, говорят: ну, признаю. Но Богу это не нужно, потому что не признавать Бога может только безумец, как в Псалтири сказано: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», то есть нет Бога. Так может сказать только человек, полностью лишенный ума, у которого нарушен аппарат восприятия полноты действительности.
Каждый человек в здравом уме не может не видеть целесообразности в мире, не может не прийти к мысли о Творце, но этого недостаточно. Богу как Личности нужна только любовь человека.
Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В.
Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012 год: Поучения, проповеди и советы протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013 год: Из проповедей и бесед протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015 год: Из проповедей протоиерея Димитрия
Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов – М.: Православное Сестричество во имя
Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий