Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
07 февраля (25 января старого стиля)
Икона Божией Матери «Утоли моя печали», (принесена в
Москву в 1640 г.). Тропарь Божией Матери пред иконой Ее
«Утоли моя печали». Глас 5: Утоли болезни/ многовоздыхающия души моея,/
утолившая всяку слезу от лица земли,/ Ты бо человеком болезни отгониши/ и
грешных скорби разрушаеши,/ Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,//
Пресвятая Мати Дево. История иконы http://azbyka.ru/days/ikona-utoli-moja-pechali
… Одно из самых частых
состояний нашей жизни — болезнь. Все мы знаем, что это такое. Одни болеют
тяжело, другие менее тяжело, но рано или поздно каждому из нас придется болеть
тяжело. Может быть, это будет один миг: кто-нибудь нам нож в спину засадит —
это тоже очень больно. Или от какой-то болезни придется умирать. Но пройти это
придется каждому. И надо к этому готовиться. Вот Господь послал поболеть
чем-нибудь долго или недолго, и надо время болезни обязательно использовать.
Надо поразмышлять: что Господь мне хочет явить тем, что дал мне этот дар?
Потому что болезнь есть некое предшествие смерти, и она должна приводить нас
всегда в чувство, должна отрезвлять. Мы должны задумываться, куда мы идем.
Когда человек болен, Бог к нему близок. Недаром Он сказал: «Был болен, и вы
посетили Меня». Потому что с больным всегда рядом Христос. Поэтому когда мы
болеем, надо это благодатнейшее время использовать для большего углубления в
Священное Писание, для молитвы, для чтения святых отцов, воспитания в себе
смирения, терпения, воздержания. То есть, чтобы все, что Господь попустил нам
испытать, шло бы нам на пользу.
Святитель Григорий Богослов (329-389 гг.). Архиепископ Константинопольский,
вселенский отец и учитель талантливым поэтом, богословом, сподвижником
святителя Василия Великого. На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время
страшного многодневного шторма, он боялся только того, что "убийственные
воды лишат его вод очистительных". "Двадцать дней и ночей, -
рассказывает святой Григорий, - лежал я на корме корабельной, моля милосердого
Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету
спасся"… Объявив императору о своем желании оставить столицу, святитель
Григорий еще раз явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить его с
миром. По возвращении на родину, заботясь о порабощенной аполлинаристами
назианзской пастве, он назначил епископом благочестивого Евлалия и удалился в
любезное своему сердцу уединение в Арианз. Не оставляя пустыни, святитель с
ревностью к истине Христовой утверждал Православие своими письмами и стихами. В
389 году, 25 января, преставился тот, кого Церковь почтила именем, усвоенным
любимому ученику Христову - святому евангелисту Иоанну. http://azbyka.ru/days/sv-grigorij-bogoslov
… Сокровище наше должно быть
здесь: надо заниматься своей душой. И вроде бы формально: о, какой эгоизм, если
все «я» да все собой заниматься. А на самом деле нет, потому что плоды этого
обращены вовне. Когда человек созидает свое внутреннее, он познает опытно
любовь Божию, и от этого у него рождается любовь к ближнему. А ведь ближнему
никак не поможешь, если у тебя нет к нему любви. А если есть любовь, то,
наоборот, это делать гораздо легче, все становится преодолимо. И вроде бы
человек занимался своей душой, а благодаря этому смог и ближнему своему помочь,
и все устроилось благополучно и к славе Божией. Почему так? Потому что это есть
закон Божий.
Закон Божий заключается не в том, что Моисей родился в таком-то году, куда-то пошел, кого-то привел, накормил. Иисус Навин, Амалик, Нагорная проповедь, там десять заповедей, тут девять — это все представляет определенный интерес, статистический скорее, справочный, но подлинный закон Божий иной. Закон Божий — это закон благодатной жизни, то есть иной принцип бытия. И по милости Божией, мы имеем возможность тоже этим путем следовать, в ту меру, которая для нас возможна, потому что у каждого свои возможности, выше головы не прыгнешь, немножко улучшить свой рекорд возможно, но чуть-чуть, больше никак не сделаешь. Но только это и является жизнью духовной.
Закон Божий заключается не в том, что Моисей родился в таком-то году, куда-то пошел, кого-то привел, накормил. Иисус Навин, Амалик, Нагорная проповедь, там десять заповедей, тут девять — это все представляет определенный интерес, статистический скорее, справочный, но подлинный закон Божий иной. Закон Божий — это закон благодатной жизни, то есть иной принцип бытия. И по милости Божией, мы имеем возможность тоже этим путем следовать, в ту меру, которая для нас возможна, потому что у каждого свои возможности, выше головы не прыгнешь, немножко улучшить свой рекорд возможно, но чуть-чуть, больше никак не сделаешь. Но только это и является жизнью духовной.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский (1918). С приходом в
Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались невиданные там
дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов,
святынь Киево-Печерской Лавры. 25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в
покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены
Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил
своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Найденное братией его тело было
изувечено множеством колотых и огнестрельных ран. Мученическая кончина
святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую
Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян
приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти
(Откр. 12, 11). Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского
и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах
Киево-Печерской Лавры. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-vladimira-mitr-kievskogo-1918.html
… Как бы человек грешен ни
был, какие бы дела страшные ни сотворил, через Церковь он может очиститься,
может из злого сделаться добрым, из завистливого — совершенно невозмутимым
духом, из жадного — щедрым, из блудника — целомудренным, из расточителя —
бережливым. Как же себя изменить? Человек сам не может сделать себя добрым,
хоть до потолка прыгай. Это выше человеческих сил, но с помощью Божией
возможно. Для этого нужно стать овцой Христовой, надо послушать голос Христа
Спасителя, и тогда Господь проведет человека по всей жизни таким образом, что
вся греховная короста, которую он с детства, от рождения унаследовал от своих
родителей, дедов, прадедов, прапрадедов начиная от Адама, может отшелушиться, и
засияет жемчужина нашей души.
Конечно, когда человек только вступает на этот путь, все кажется ему трудно, все дико, ничего не понятно, а потом, постепенно, когда он войдет во вкус добра, он уже не сможет делать зло. И тогда, если ему скажут: «Укради, иначе мы тебя убьем», он ответит: «Простите, но я не могу, потому что жизнь для меня не так дорога, как моя чистая душа; я столько лет потратил на то, чтобы избавиться от греха, а теперь за одну секунду все это пропадет и опять начинать сначала? Нет, вы уж лучше меня убейте, а я буду хранить в сердце благодать Божию».
Вот к Серафиму Саровскому пришли два мужика — думали, что у него, монаха, есть деньги, — взяли топор и стали его бить обухом, пока он не упал без сознания. Какие-то рабы Божии его нашли, принесли в монастырь, он как-то отошел, но на всю жизнь остался горбатым. Потом мужиков этих поймали, а он говорит, я их прощаю, отпустите их, иначе я из этих мест уйду навсегда. По закону-то на каторгу надо, в Сибирь сослать — а он нет, он простил. Бог с ним, с горбом, с болезнью, это не страшно, горбатым на всю жизнь, зато благодать-то Божия во мне, никуда не ушла. Он все бытие свое на волю Божию положил: если надо — Бог накажет.
Вот так святой поступал, потому что знал: если он нарушит заповедь Божию, тогда все напрасно: напрасно он питался одной травой, напрасно на камне три года молился, спал только сидя, по два часа в сутки, выучил наизусть Священное Евангелие, не топил даже в лютый мороз печку — напрасны все подвиги, если он не простит этих двух людей. Он знал это, поэтому и простил, потому что благодать Божия дороже.
Конечно, когда человек только вступает на этот путь, все кажется ему трудно, все дико, ничего не понятно, а потом, постепенно, когда он войдет во вкус добра, он уже не сможет делать зло. И тогда, если ему скажут: «Укради, иначе мы тебя убьем», он ответит: «Простите, но я не могу, потому что жизнь для меня не так дорога, как моя чистая душа; я столько лет потратил на то, чтобы избавиться от греха, а теперь за одну секунду все это пропадет и опять начинать сначала? Нет, вы уж лучше меня убейте, а я буду хранить в сердце благодать Божию».
Вот к Серафиму Саровскому пришли два мужика — думали, что у него, монаха, есть деньги, — взяли топор и стали его бить обухом, пока он не упал без сознания. Какие-то рабы Божии его нашли, принесли в монастырь, он как-то отошел, но на всю жизнь остался горбатым. Потом мужиков этих поймали, а он говорит, я их прощаю, отпустите их, иначе я из этих мест уйду навсегда. По закону-то на каторгу надо, в Сибирь сослать — а он нет, он простил. Бог с ним, с горбом, с болезнью, это не страшно, горбатым на всю жизнь, зато благодать-то Божия во мне, никуда не ушла. Он все бытие свое на волю Божию положил: если надо — Бог накажет.
Вот так святой поступал, потому что знал: если он нарушит заповедь Божию, тогда все напрасно: напрасно он питался одной травой, напрасно на камне три года молился, спал только сидя, по два часа в сутки, выучил наизусть Священное Евангелие, не топил даже в лютый мороз печку — напрасны все подвиги, если он не простит этих двух людей. Он знал это, поэтому и простил, потому что благодать Божия дороже.
Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В.
Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012 год: Поучения, проповеди и советы протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013 год: Из проповедей и бесед протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015 год: Из проповедей протоиерея Димитрия
Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы
Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий