Рождество Богородицы: древние фрески и мозаики
Автор текста: Светлана Николаевна Липатова
Древнейшие изображения Рождества Богородицы не сохранились до наших дней. Но уже в VI веке такие образы имелись. Развитие этой иконографии было прервано эпохой иконоборчества — тяжелым временем споров о сущности церковного образа и его почитания. В результате были утрачены многие древние памятники, которые могли бы рассказать нам о раннем периоде византийского искусства. Восстановление иконопочитания в 843 г. дало новый творческий толчок к возрождению и развитию новых иконографических композиций в росписях и мозаиках.
Анна со служанкой. Деталь композиции «Рождество Богоматери». Роспись собора Атени Сиони. Грузия
Иконография Рождества Богородицы соответствует повествованию апокрифического Протоевангелия Иакова. Анна покоится на ложе, постели, а служанка держит перед ней дитя. Таким образом, повитуха показывает матери новорожденную, и в этом проявляется полное следование тексту Протоевангелия, где Анна спросила «ходившую за ней женщину: "Кого я родила?" и Та ответила: "Дочъ"».
Ложе праведной Анны и далее будет в центре всех образов Рождества Богородицы подобно тому, как в богослужебных текстах праздника постоянно возвеличивается сама Анна, которая была бесплодна, и, наконец, родила младенца. «Иоаким веселится, и Анна торжествует, взывая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей», — говорится в одном из песнопений. «Сегодня неплодная Анна рождает Богоотроковицу, предызбранную от всех родов», — звучит в другом. Радостью исполнения пророчеств, радостью явления в мир Девы, которая будет удостоена стать Матерью Господа, наполнены фрески и мозаики Рождества Богородицы.